Мглин: построенный "всем миром" Успенский собор и ФОК "Мечта", о котором горожане мечтали 20 лет

Мы продолжаем путешествие по малым городам России. Сегодня отправимся в Мглин Брянской области. Из достопримечательностей там сохранился лишь один храм. Поэтому местные скульпторы создают новые памятники и мечтают привлечь в город толпы туристов. Подробности - в нашем репортаже. 

Всякий раз, когда Максим приезжает на малую родину, он идет к Успенскому собору. В городе его видно почти отовсюду, к нему стекаются все центральные улицы. Строить храм начали ровно 200 лет назад - в честь победы над Наполеоном, на народные пожертвования. А когда деньги закончились, написали царю, и тот дал пять тысяч рублей - на достройку и закупку колоколов. Ну а 150 лет спустя, и тоже всем миром, мглинчане уже восстанавливали этот храм, разрушенный при Советской власти.

Максим Малашенко, скульптор: "Запомнилось открытие его. Это было в 1989 году, в декабре".

Мглин был основан еще в 12 веке. Но кроме Успенского собора никаких исторических достопримечательностей в нем почти не сохранилось. 

Максим Малашенко, скульптор: "Большая история. И если грамотно этот козырь разыграть, скажем так, сделать памятники, обустроить город, восстановить церкви, благоустроить территорию - тогда турист сюда будет приезжать".

Скульптор Максим Малашенко сейчас работает в одной из крупных художественных студий Москвы. А для родного города он создал проекты четырех памятников землякам. Вот, например, эскиз памятника врачу Ивану Маяцкому, который построил, а затем возглавил первую в городе больницу.

Максим Малашенко, скульптор: "Надо делать точно, и тогда будет красиво. Знать, какое шитье на рукавах, какой головной убор…".

Скульптор хочет не только утвердить эти проекты в городской администрации, но и найти богатых меценатов, которые оплатят отливку памятников в бронзе. В самом Мглине вряд ли кто поможет - экономика в городе почти на нуле. Большая часть мглинчан уезжает на заработки в Брянск или Москву. Из стабильно работающих предприятий здесь, пожалуй, только лесопилка да крахмальный завод, оставшийся еще с советских времен.

На заводе заняты 30 человек. В начале девяностых предприятие разорилось. Попытка москвичей возродить завод закончилась его очередным банкротством. Но в 2001 году местным предпринимателям удалось его повторно запустить. А нынешний кризис подает старому заводу новые надежды.

"С повышением доллара и евро европейская продукция, тот же самый крахмал, который производят в Польше, Голландии, в Германии - он уже неконкурентоспособен у нас в России. Естественно, производители-пищевики переходят на российских производителей", - рассказывает Андрей Дробязко, директор ООО "Мглинский крахмал".

Юрий Антоненко на предприятии уже 28 лет. Начинал рабочим, сейчас - главный инженер. Главная проблема главного инженера - это запчасти. Новое иностранное оборудование предприятию не по карману. А в России детали к советской технике уже не выпускают.

"Ездим, где заводы старые уже разбирают металлолом. Ездим, запчасти берем. Вот так выкручиваемся, что-то сами конструируем", - говорит Юрий Антоненко, главный инженер ООО "Мглинский крахмал".

Примерно так же выкручиваться и проявлять смекалку приходилось 28 лет назад и Василию Ивановичу Шклярову. Он тогда поспорил с друзьями, что всего за месяц освоит профессию гончара. И слово свое сдержал. Гончарный круг сделал своими руками.

Василий Шкляров, художник: "Месяц работы, занимался, приходил по 12 часов, крутил - не ел, не пил. Потом смотрю - а у меня с ногой не то. Смотрю - все окровавленное. А я не чувствовал все это дело".

Не один год художник Василий Шкляров работал в Москве. А когда вышел на пенсию, вернулся в родной город. Гончарный круг у него теперь - электрический, заводской. Махотки, кувшины, похмельники и тарелки Василий Иванович продает редко. Как правило, дарит.

Сегодня Василий Иванович передает свое мастерство воспитанникам местной коррекционной школы-интерната. Считает, что уроки гончарного дела помогут быстрее адаптироваться в жизни ребятам-сиротам и детям с инвалидностью.

Детский тренер по каратэ Александр Пузанов - тоже из "возвращенцев". Несколько лет после распределения проработал в Новосибирске. Но потом вернулся в родной город. Здесь тогда начинали строить современный спортивный комплекс.

Александр Пузанов, тренер: "Как раз в 1992 году сваи забили под это здание. А сдали его… 3 года назад. Долго ждали это здание. Поэтому назвали его "Мечта".

Все эти 20 лет, пока строительство то шло, то замораживалось, юные каратисты скитались по разным залам и даже тренировались на улице. Но никогда, говорит Александр, у него не возникало желания плюнуть на все и уехать.

Александр Пузанов, тренер: "Как можно детей бросить?! Я их приручил. Вижу отдачу. Когда мои дети получают медальки, я за них тоже радуюсь, вместе с ними радуюсь. Для этого мы работаем".

Зато сейчас не только есть где заниматься. Вот уже несколько лет подряд во Мглине проходят финалы областных соревнований по каратэ.

Правда, пока физкультурно-оздоровительный центр "Мечта" остается единственным зданием в городе, которое было построено за последние годы. Вот уже многие десятилетия Мглин как будто замер во времени и не меняет своего облика. И эта площадь, и двухэтажные дома, и частная застройка, и спокойствие - все это досталось современному Мглину по наследству еще с советских времен.

В 13 веке город полностью сожгли монгольские племена. Но уцелевшие жители построили новый, чуть подальше от пепелища. Место для этого выбрали среди темных лесов, которые к тому же постоянно были накрыты туманом. Приезжие так и говорили, что город скрыт во мгле. Отсюда и появилось называние - Мглин.