Можга: что выпускает один из старейших стекольных заводов страны и кому тут выдавали наградные кафтаны

Сейчас мы перенесемся в Можгу республики Удмуртия. Сердцем этого города местные жители называют стекольный завод - одно из старейших предприятий страны. Сегодня там работают потомки первых мастеров.

Небольшой городок Можга, расположенный в ста километрах от столицы Удмуртии Ижевска, входит в так называемую "заводскую цивилизацию" Приуралья. Ее непременный атрибут - старинный завод в центре поселения и главное - древние роды рабочих, чьи предки трудились на фабрике еще два столетия назад.

Стекольный завод в Можге построили в середине 18 века. Тогда на нем делали, помимо обычных бутылок, стеклянные тазы, посуду для взбивания масла и мухоловки.

Альбина Семакина, историк: "Вовнутрь наливалась сладкая вода, и здесь вот был зазор. Эта мухоловка стояла на столе. И мухи залетали через этот зазор, садились вовнутрь мухоловки на эту сладкую воду, а обратно им уже, видимо, было трудно вылететь оттуда".

У заместителя генерального директора завода Владимира Николаевича Кускова здесь еще в 19 веке работала управляющей прабабушка, мастеровые называли ее, прямо по Островскому, Кабанихой - видимо, за строгий нрав. Вообще, прозвища - часть заводской культуры.

На деревянном мундштуке инструмента мастеровой раньше вырезал собственное клеймо, как правило, первую букву прозвища.

"Были и такие прозвища, непонятные современному человеку, как, скажем, Зуй. Есть такая птичка - кулик-побережник, зуек называется. Так вот ребенка кликали зуйком, Бориска-зуек. А вырос - кем он стал? Понятно, что Зуем", - рассказывает Владимир Кусков, заместитель генерального директора завода.

Рабочих фабрик Урала и Приуралья Владимир Николаевич именует емким словом "заводчина". Это мастеровая аристократия, люди, которые знают цену своим навыкам и держатся с большим достоинством, подобно фигурам на памятнике, установленном пару лет на набережной в Ижевске.

В старину уральским рабочим за добросовестный труд давали наградные кафтаны, вот как на памятнике ижевским оружейникам. Сейчас под снегом деталей не видно, но если почистить, то можно различить нагрудные застежки и ордена.

Эти кафтаны надевали редко - по особому случаю, например, для торжественного семейного снимка в интерьере городского фотоателье. На коллективных заводских снимках мастеровые в коротких двубортных сюртуках и начищенных до блеска сапогах. Третий слева сверху - Кузьма Дыляев, представитель одной из старейших рабочих семей Можги, его праправнук Вячеслав сейчас главный механик на заводе.

Вячеслав Дыляев, главный механик завода: "Я еще с малых лет помню, как приходил сюда еще и с дедом, с отцом. Им тоже выпала честь работать на данном предприятии. Дед был стеклодувом, я еще помню с детских времен, мне было пять лет. У нас в семье была лошадка стеклянная, я удивлялся, задавал вопрос, как это было сделано. Он объяснял как мог".

Такие старинные рабочие семьи в городе на привилегированном положении.

Владимир Кусков, заместитель генерального директора завода: "Они имеют много больше, чем установлено действующим законодательством. Вплоть до выплаты возмещения расходов на отдых. Неважно, куда уехал, допустим, наладчик, в Турцию ли он поехал, в Сочи ли он поехал отдыхать".

Можга как был, так и остался, в основном, одноэтажным городом. Первые его улицы - порядки - появились в районе завода. На окраинах в последнее время стали вырастать высотки. В одну из них из своего частного дома недавно перебралась Мария Ильинична Власова, глава еще одной можгинской рабочей семьи.

Невестка и внук с женой обычно навещают Марью Ильиничну после работы, заходят попить чайку. В этих краях чай пьют с молоком. Уже не напиток, а почти еда.

"Стаж нашей династии более 350-360 лет. Нынешнее состояние - вот, все здесь остались от той династиит. Вот нас – четверка", - говорит житель Можги Марья Власова.

Такие рабочие семьи - главный капитал Можги. Они как исправно действующий механизм старинных часов приводят в действие весь завод.

Алла Скачкова, историк: "Это не просто цивилизация, это целая вселенная со своим менталитетом, со своими особенностями. Завод - это сердце горного города, если завод не работает, то сердце умирает и город умирает. Это очень печально! Вообще, Урал - такое место особенное, есть такое слово сейчас - сакральное. Я думаю, что у нас появится второе дыхание, и мы будем тем Поясом, тем Камнем, на который можно будет опереться и Западу, и Востоку".

Отроги Уральских гор окружают Можгу. Обитавшие здесь древние племена верили, что Урал - ось мироздания, "железный пояс", который удмуртский бог Инмар уронил на землю. Как бы там ни было, но такие города-заводы - действительно ось российской промышленности.

Тому самому стекольному заводу в этом году исполнится 180 лет. За это время он видел много начальников. В конце 19 - начале 20 веков управляющим предприятия был и родственник писателя Алексея Николаевича Толстого - инженер-технолог Сергей Шишков. По словам историков, он модернизировал производство и вывел его на новый уровень. А в студенческие времена писатель проходил на заводе своего дяди практику для технологического института.