Новосиль: дома-конструкторы, глиняная игрушка и борцы-театралы

В цикле "Малые города России" сегодня мы отправимся в Новосиль Орловской области. Еще два года назад местная страусовая ферма поставляла свою продукцию в элитные рестораны Москвы. Но предприятие закрылось, а на смену продовольственной славе пришла известность спортивная. Новосильские борцы с показательными тренировками выступают под поэмы Сергея Есенина.

Новосилю девять веков. О древней истории города гостям рассказывают еще на въезде, но и дальше на улицах много временных засечек - такие родители иногда делают на дверных косяках, наблюдая, как быстро растет их ребенок. Похожие отметины история оставила на домах. По их внешнему виду можно понять, как они менялись век за веком.

Многие дома похожи на конструктор, причем видно, что части из разных эпох. Вот, например, дом богатейшего купца Николая Ивановича Ворогошина. Второй этаж был когда-то деревянный, с красивой резьбой, с красивыми окошками. А после все деревянные части в годы войны сгорели. В 60-х годах здание надстроено кирпичом.

Антонина Балабанова знает историю каждого местного дома - она краевед и известный в городе поэт. Ее перу принадлежит и гимн Новосиля.

"Всходит над рекою солнце алое, освещая надпись "Новосиль". На огромной карте точка малая, разлюбить ее не хватит сил. Где-то города многоэтажные, только мой милее городок. Здесь я помню в парке ветку каждую, каждый незаметный стебелек", - цитирует свое произведение Антонина Балабанова, научный сотрудник Краеведческого музея, поэт.

Своей размеренностью новосильская жизнь похожа на деревенскую, однако горожане от такого сравнения открещиваются.

"Нам предлагали, уберите город, будет сельский район. И доплата будет. Но не согласились. Представляете?", - рассказывает Владимир Тяпкин, тренер по вольной борьбе.

Владимир тренирует борцов. По правилам, набор с 10 лет, но многие родители упрашивают взять и детей помладше - привлекает не только авторитет тренера, но и его комплексный подход к воспитанию. После силовых нагрузок - театральные репетиции. С монологом Хлопуши из поэмы Есенина "Пугачев" Тяпкин со своей спортивной труппой объездил всю округу.

Пока новосильские парни репетируют русский бунт, девушки сглаживают острые углы на вылепленной вручную чернышинской игрушке.

Азы ремесла, возникшего в Новосильском районе, поддерживают преподаватели школы творчества. Часть небольшой зарплаты тратят на глину для лепки, чтобы уникальный народный промысел не канул в Лету. Историю возникновения игрушки рассказывают по соседству в Краеведческом музее, который возник благодаря таким же энтузиастам.

"Не зря наш музей с 1988 года носит звание народного, потому что создан он именно благодаря нашим новосильцам: жителям города, жителям района, гостям", - рассказывает сотрудница музея.

Большая часть экспонатов принадлежит эпохе русского средневековья. Но вот эта история многим ближе. Школьная форма с пионерским галстуком, игрушки, которые были в каждом доме, еще не успели превратиться из реальных вещей в единицы хранения. Что-то можно примерить, что-то - услышать.

"Я хочу, чтобы вы послушали необыкновенный голос. Это голос нашего земляка Нечаева", - предлагает сотрудница музея.

Под сладкий, как домашний торт Наполеон, голос Владимира Нечаева не так грустно смотреть на пустые банки из-под консервов, которые выпускал местный рыбзавод. Надежду на светлое будущее в Новосиле дарили разные предприятия. От большинства остались лишь фотографии в современной летописи города.

"Была у нас страусовая ферма. Правда, года два назад ее не стало. Но было время, выращивали страусов и кормили московские рестораны мясом и яйцами", - говорит сотрудница музея.

Как живет современный Новосиль, хорошо видно с высоты церковной колокольни. Машин на дорогах немного, большинство отечественного производства. Самые высокие дома - в пять этажей. Местные высотки.

За день в Новосиле только ленивый не посоветовал нам заглянуть в местный универмаг РАЙПО, мол, там, как в Греции - есть все. Проверим.

На прилавках действительно чего только нет - от одежды и домашней утвари до золотых украшений и ковров. Четкая смена популярных сезонных товаров - символ жизненного уклада, который не меняется год от года.

"Уже начали покупать семена и землю для рассады. Потом идет у нас лето. Летом берут у нас лейки всякие, шланги, ведра - это все возим", - рассказывает Раиса Агашкова, заведующая магазином подвижного пункта вещевого снабжения.

Собрав свежие овощи и фрукты, приходят за банками для домашней консервации. Меняются обстоятельства, но жизнь внутри них во многом остается неизменной. В Свято-Духовом монастыре в советское время были мастерские. Сейчас снова идут службы. Храм восстанавливают местные рабочие, в том числе и те, кто сдавал экзамен по научному коммунизму. А у подножия храма невзирая на смену режимов петляет по полям речка Зуша. Лед на ней уже начинает просвечивать, как тонкое кружево. Верный знак - пора растить новый урожай.

А еще в историю Новосиля можно смело вписать слова "Низзя" и "Асисяй". Там родился Вячеслав Полунин - один из создателей театра "Лицедеи". В 80-е годы прошлого века его выступления транслировало центральное телевидение. А на фестивалях в Ливерпуле, Дублине и Барселоне спектакли Полунина критики признали лучшими в сезоне.