Новозыбков: зона отселения, "дети Чернобыля" и волонтерское движение

Главная тема, которую сегодня обсуждают в городе - решение правительства сократить чернобыльские льготы и компенсации. Здесь их получали почти 30 лет. Новозыбков - самый большой российский город, который пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС, и попал в так называемую "зону отселения". Областные власти уверяли, что выплаты не будут снижать еще несколько лет, но в Москве решили: к 2015 году радиационная обстановка на этой территории улучшилась и жить стало не так опасно, как раньше.

Ирина Гумина, жительница Новозыбкова: "Целый год боролись, собирали подписи, пытались достучаться до высших кабинетов".

У Ирины и ее мужа четверо детей. Старший - в институте, младший - в детском саду. А вот двое других мальчиков в школу не ходят, из-за частых болезней уже несколько лет учатся на дому. Связано ли это с Чернобылем, врачи не говорят, но и точный диагноз поставить не могут. Так или иначе, семья тратит на лечение немалые деньги, а из-за того, что чернобыльские выплаты сокращают почти вдвое, доход Ирины станет меньше на пять тысяч.

В общественную приемную с подобными жалобами обращаются до 30 человек в день.

Максим Шевцов, руководитель общественной приемной президента Союза "Чернобыль России" в юго-западных районах Брянской области: "Они прожили здесь с момента аварии - 30 лет будет в следующем году. Приняли на себя удар. У них просто в голове не укладывается, как это они заснули 12 числа в одной зоне, а проснулись - в более чистой".

Общественная организация "Радимичи - детям Чернобыля" выросла из студенческого исторического клуба. Радимичи - название славянских племен, которые жили в этих места в древности. Но после чернобыльской аварии жителям было не до истории. Детям, пострадавшим от мирного атома, нужна была особая помощь - и медицинская, и психологическая. Ольга Жукова - врач-педиатр. Пришла сюда волонтером 22 года назад. Число детей, больных церебральным параличом, тогда росло, в том время как большинство медиков из зараженного района уехало, больничных коек не хватало.

Ольга Жукова, руководительница программы кабинета реабилитации детей с ДЦП: "Детей с ДЦП в 90-е годы лечили в Москве, Санкт-Петербурге. Эти клиники не всегда были доступны родителям. Мы решили попробовать сделать что-то сами".

Ольга Жукова и ее коллеги внедрили в Новозыбкове передовые методы лечения ДЦП. Упор делают на массаж и стараются обходиться без лекарств. Обучают базовым техникам родителей, занимаются ранней профилактикой.

Сегодня, как и три десятилетия назад, работа общественной организации держится на волонтерах. Большинство - студенты местного педагогического колледжа. После учебы они приходят в молодежный центр "Радимичей". Сюда же идут и местные школьники - поиграть, позаниматься в кружках, пообщаться. Родители рады: расходов никаких, а дети под присмотром взрослых.

Более 35 лет работает с молодежью и бывший десантник Сергей Сизов. Он одним из первых в Брянской области создал военно-патриотический клуб - решил, что ребят надо обязательно готовить к армии. А в наше время, когда они служат по призыву всего год, - тем более.

Своих воспитанников Сергей Валерьевич учит военной тактике, стрельбе, занимается с ними рукопашным боем. Девиз руководителя клуба "Патриот" - "Научился сам, научи другого". Обучает он только личным примером. В свои 66 уверен, что возраст ему не помеха, но о своей смене уже задумывается.

Сергей Сизов, руководитель военно-спортивного клуба "Патриот": "Пока я работаю, конечно, ищу. Но, понимаете, работа такая - не совсем благодарная в плане материального обеспечения. Поэтому мало кто хочет".

Сергей Валерьевич хочет, чтобы его сменил бывший воспитанник клуба. Примерно так, как это произошло в ансамбле народного танца "Калинка". Балетмейстер Ольга Хохлова танцами занимается почти всю жизнь.

Ольга Хохлова, балетмейстер ансамбля "Калинка": "Проходила мимо ДК, куда ходила моя подруга, Думаю, дай зайду посмотрю, в щелочку. Посмотрела - красиво танцуют. Думаю, надо, наверное, и мне пойти".

Закончив в Орле Институт культуры, Ольга вернулась на родину и продолжила дело своего преподавателя. И вот уже 17 лет, как она учит своих танцоров делать разные "веревочки" и "моталочки". За это время ансамбль "Калинка" вырос: 150 человек, семь возрастных групп. Неоднократно побеждал на всероссийских и международных конкурсах.

Романа в ансамбль 10 лет назад привела мама. Соседские ребята сначала смеялись над ним - мол, не мальчишеским делом занимается. А потом, увидев, какие трюки он выполняет на сцене, зауважали. Свяжет ли Роман свою судьбу с танцами - пока не знает. Но уверен в одном - поступать поедет в Москву или Санкт-Петербург, как и большинство выпускников Новозыбкова.

Раньше чернобыльские льготы позволяли местным выпускникам поступать в учебные усреждения вне конкурса. Хотя последние два года такого преимущества больше нет, молодежь по-прежнему стремится отсюда уехать. Подальше от радиации и от города, который напоминает старую дореволюционную слободу.

До революции в Новозыбкове делали спички. Там работали 10 фабрик, которые ежегодно выпускали до 300 миллионов спичечных коробков. Благодаря таким объемам, к началу 20 века местный уезд стал крупнейшим в стране производителем этого товара.