Роза. Челябинский поселок, названный в честь немецкой революционерки

В рубрике "Малые города" – поселок Роза из Челябинской области. Пять лет назад там было почти на четыре с половиной тысячи человек больше. Почему в соседние поселки переехала четверть жителей, расскажет корреспондент ОТР Татьяна Авдеева.

В голубятне Анатолия Иванова долгожданное пополнение – две пары голубей породы шейка. У него уже есть армавирские космачи, гривуны и несколько других пород. На шее у этих голубей – островок темного оперения. Отсюда и название – шейка. Но главное в них – не внешность, а способность высоко и долго летать.

Анатолий Иванов, пенсионер: "Вот они лётные, хорошо летают они. Некоторые бывают невысоко летают они, кувыркаются, бьются, это бойные называются. А эти вот лётные, они высоко поднимаются, в тоску, аж не видать их".

В небе эти птицы без устали летают до двенадцати часов, но потом, с точностью навигатора, непременно возвращаются обратно. Анатолий Михайлович говорит: любовь к небу и голубям у него с детства. Но всерьез занялся своим увлечением только на пенсии. Тридцать пять лет жизни он отработал глубоко под землей, шахтером.

Анатолий Иванов, пенсионер: "У каждого же свои увлечения: у кого рыбалка, у кого охота, а у меня вот голуби. Потом он говорит про поселок, и в конце фразы, что "расселили многих".

Масштабное расселение произошло пять лет назад, когда в Розе снесли десятки жилых домов. Все они граничили с разрезом "Коркинский". Много лет здесь велась активная добыча бурого угля открытым способом, котлован рос вглубь и вширь. Постепенно, почва начала оседать, стены домов потрескались, жить рядом с разрезом стало опасно.

Из снесенных домов, людей переселили в новые многоэтажки в соседних поселках. Так, население Розы буквально в одночасье уменьшилось на четыре с лишним тысячи человек. Добыча угля в разрезе уже не ведется, но некоторые шахты, которых довольно много вокруг Розы, еще работают.

В 1932 году здесь создали колхоз "Красная Роза", в честь Розы Люксембург, деятеля международного рабочего движения. Но уже через три года земли колхоза отдали под угольные разработки, а новый поселок шахтеров стали называть просто Роза. Но старожилы говорят: когда он только зарождался, большую часть окрестной территории занимал дикий шиповник. Весной, во время цветения, улицы утопали в красных цветах. И, дескать, именно поэтому поселок назвали Розой.

Светлана Пермякова, жительница поселка Роза: "У нас на почте сортировщики вот занимались сортировкой. И вот этот район, он видимо, еще строительный был, строился. И все называли: да на розу, в розу кидайте, в розу. Вот к чему роза? Ну, считаем, что по этим шиповникам и роза была".

Светлана Алексеевна – коренной житель Розы. В семнадцать лет пришла работать на почту, да так и проработала на ней сорок лет: вначале почтальоном, потом начальником отдела. Говорит, что в советские времена, хоть и жили здесь одни рабочие, выписывали газет и журналов очень много. Сумка почтальона, наполненная прессой, тянула на пятнадцать килограммов.

Светлана Пермякова, жительница поселка Роза: "Много ящиков опорных стояло на домах, к домам подвозили почту. Почтальон подходил, открывал этот железный ящик, доставал свои газеты и журналы, наполнял сумку и шагал дальше. Вот такая работа у почтальона была".

Парадоксально, но с компьютерной революцией в почтовом отделении поселка работы меньше не стало. Здесь часто получают посылки из разных стран Европы, особенно – из Германии. Многие жители Розы имеют там родных и близких. А все потому, что во время Великой Отечественной сюда ссылали пленных немцев. Они строили жилые дома, которые стоят здесь до сих пор. Некоторые создавали семьи, жили какое-то время, а потом уезжали обратно в Германию. А связь с оставшимися здесь друзьями и родственниками поддерживают посылками, денежными переводами и письмами.

Владимир Захарычев, житель поселка Роза: "Я работаю трактористом, но по образованию психолог. Приехал сюда в Розу, мне здесь очень нравится, я хотел здесь жить. Тут есть магазины, мне это очень важно. Сам я из деревни приехал. Я сирота, мне здесь квартиру дали".

- Я ударник, ВПРы вчера писали и завтра еще будем, - говорит Вова Погудин, ученик шестого класса.

- А что такое ВПР?

- Проверочная работа, - поясняет школьник. - Надеюсь, сдам.

Людмила Устинова, житель поселка Роза: "Хочется конечно, не только работа и дом, но и что-то еще. Хотелось бы съездить тот- же спектакль или концерт посмотреть".

Кинотеатра и музыкальной школы в Розе нет. Дворец культуры снесли несколько лет назад – здание обветшало, денег на капитальный ремонт не нашли. Есть только старый стадион и футбольная секция для детей.

Владимир Ганич, тренер футбольной секции: "Не знаю, что из них получится. Вот в этом году набрали три команды, потом же видно будет их таланты. А в прошлом году, наша футбольная команда победила, стала лучшей".

По наблюдению тренера, Владимира Денисовича, самые лучшие игроки обычно получаются из отпетых сорванцов. Спорт дает возможность проявить характер и выплеснуть избыток энергии. Только надолго хорошие спортсмены в Розе не задерживаются. Как правило, уезжают строить взрослую жизнь в большой Челябинск. А возвращаются на малую родину многие розинцы, чаще всего, ближе к пенсии. Почти так же, как голуби Анатолия Михайловича - покружив в небе, обязательно прилетают обратно.

"Коркинский разрез", рядом с которым находится поселок Роза, считается самой крупной в Евразии горной выработкой. Ее глубина – около пятисот метров, длина – более трех километров, ширина – свыше двух с половиной. Из-за негативного влияния на экологию региона, работы на "Коркинском разрезе" не ведутся с ноября прошлого года. Но пожары там происходят до сих пор. Ликвидировать Коркинский разрез планируется до 2041 года.