Серебряные Пруды: музей маршала Василия Чуйкова и новый молокозавод, работающий на собственном сырье

Сейчас время цикла "Малые города России". Мы расскажем о Серебряных Прудах Московской области. В начале 20 века там родился Василий Чуйков, маршал и дважды Герой Советского Союза. Помнят ли его местные жители и чем еще примечательны Пруды -- расскажет Анна Тарубарова. 

Народная статистика гласит: больше половины жителей Серебряных Прудов - приезжие. Из Москвы. Улицы бывшего рабочего поселка, особенно окраины, своими строениями нескромно намекают на достаток своих владельцев. И сразу представляешь романтиков, которые, гонимые серебряной лихорадкой, оставили суетливую столицу.

Конечно, никакого серебра здесь нет! Есть легенда. Мол, когда Екатерина Вторая, направлялась в Крым, проезжая эти места, она возмутилась тому, как много кругом болот. Вечный спутник императрицы граф Потемкин поспешил ее успокоить. Он сказал, что это не болота, а пруды, которые, как серебряные монеты, играют на солнце. Хорошо, что тогда была не столь пасмурная погода.

Потемкин не обманул: болот в Серебряных Прудах - во всяком случае сегодня - нет. Название реки Осетр, на которой стоит городское поселение, - также не безосновательная выдумка.

Максим Козлов еще мальчишкой изучил все рыбные места в округе. Знает, где идет подлещик, карп или щука.

Максим Козлов, житель Серебряных Прудов: "Тут есть знаменитое место. Антонова яма называется. Первую щуку я поймал там. На 2,5 килограмма! Сразу! Мне хотели привязать грузило. Мне подарили спиннинг и хотели научить, дали блесну, чтобы просто кидал - не зацепляло ничего. А я сразу кинул и сразу вытащил вот такую щуку вот! Это, конечно, было, да! Но с тех пор я таких не ловил".

Но осетров в Осетре никто не ловил с царских времен. Говорят, тому виной Зарайская плотина - закрыла путь на нерест. Однако с тех пор рыбачить здесь меньше не стали. Вот Максим закинул удочку - и сразу улов, даже без наживки.

В собственном художественном салоне супруга Максима Ольга продает картины своей свекрови - московского дизайнера Марии Козловой. Вся семья Козловых два года назад перебралась из столицы в Серебряные Пруды.

Ольга Козлова, житель Серебряных Прудов: "Я была в Европе, в Америке. Много попутешестовала за свою жизнь, и мне здесь очень нравится! Нравится, что это наше, не заграничное, свое. Но при этом здесь очень чисто, аккуратно. Люди любят свой город и стараются его поддерживать. И мы тоже хотим вложить нотку, какую-то долю участия, чтобы здесь было здорово нашим детям".

И это семейное благополучие не в кредит - дом в Серебряных Прудах стоит меньше однокомнатной квартиры в Москве.

На безработицу серебрянопрудцы не жалуются. Когда в России развалились почти все колхозы, в Серебряных Прудах появилась новая форма совместного ведения хозяйства - содружество.

Объединились два колхоза и умирающий молочный заводик. Последний снесли - и построили новый по евростандарту. Кроме оборудования, здесь все свое, серебрянопрудское - и коровы, и сырье, и бутылки для молока. Но работает предприятие лишь на треть возможностей. Спрос есть - сбыта нет.

Любовь Лужных, президент компании: "Сегодня утром звонила жительница города Мытищ и говорила, что в гипермаркете, который находится возле ее дома, она не может купить наше молоко. Мы не можем повлиять на магазины, чтобы они ставили наше молоко, которое нравится покупателям, именно на ту полку, которая видна глазу. Наверное, из-за того, что мы - еще молодое предприятие, наше молоко всегда стоит внизу и его немножко не видно".

Но работники завода - в режиме оптимистичной готовности. Начали выпускать масло, на подходе - местный творог.

Славятся Серебряные Пруды не только рыбой и молоком. Бывшая Гражданская улица сегодня носит имя самого известного гражданина - маршала Василия Чуйкова. В отчем доме - музей.

Валерий Пономарев, житель Серебряных Прудов: "Дети спрашивают у меня, откуда у него такие изумруды. Считают, что это камни драгоценные. Поясняю, что стекло".

Посетителей постарше интересуют не трофеи, а боевой путь дважды Героя Советского Союза. В 19 лет он командовал полком - в Гражданскую войну, в Великую Отечественную – 62-й армией, она отличилась в Сталинградской битве.

Директор музея - бывший милиционер Валерий Пономарев -уверен: это все благодаря воспитанию. И ведет к портрету отца прославленного земляка.

Валерий Пономарев, директор музея: "Вот такой наказ. Я вам его сейчас его зачитаю: "Мал ты еще, но потом поймешь - люди перестали верить друг другу. Каждый живет в себе - оттого так много бед. А ты постарайся жить по-другому: не зазнавайся! От беды народной не убегай. Живи по-честному, чтоб на старости не болели глаза, как у некоторых, от потерянной совести. Верь простым людям. Они поймут тебя. Поверят тебе. Не подведут. Не оставят в беде. В них вся сила. За дело народное не жалей себя!".

Последний раз Василий Чуйков был в родном городе за два года до смерти - 35 лет назад. Открывал этот музей. До 1 мая вход сюда был свободный. Но единственный в Серебряных Прудах музей начал испытывать финансовые трудности. Теперь билет для взрослого - 80 рублей, льготный - 40. Ветеранам, как и прежде, - бесплатно. На витринах появились кружки и брелоки. Валерий Пономарев говорит: Серебряные Пруды хоть и маленькие, но туристы едут, сувениры спрашивают.

А те, кто попадают сюда не на день и в хорошую погоду, интересуются - нет ли свободных домиков, чтобы задержаться в Серебряных Прудах. Сначала на лето, потом - навсегда. Наверное, это и есть серебряная лихорадка.

 В 2004 году Международный астрономический комитет назвал одну из малых планет Чуйковией -- в честь матери маршала. В тридцатые годы, когда по всей стране разрушались храмы, Елизавета Федоровна отстояла единственную в Серебряных Прудах церковь. Для этого она дважды ходила в Москву пешком и добилась встречи со Сталиным.