Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Слюдянка: какое здание целиком построили из мрамора и что соединяет самая длинная в стране канатная дорога

19:30, 9 октября 2014

В рубрике "Малые города России" сегодня мы отправимся в Слюдянку Иркутской области. Там около трехсот лет добывали слюду, а теперь город знаменит своим мрамором и горными гонками. Каждый год в Слюдянке проходит этап всероссийского чемпионата.

Слюдянка стоит на самом берегу Байкала. В 18 веке русские казаки-первопроходцы открыли здесь залежи слюды. Тогда этот минерал ценился высоко. Слюду добывали здесь вплоть до середины 70-х годов прошлого века. Потом разработка была свернута - стало невыгодно. Теперь остался только мрамор.

Здесь не обойтись без темных очков - белоснежные мраморные отвалы поднимаются на высоту километра и ослепляют не хуже солнца. Посторонним на территорию карьера заходить запрещено. Но сюда нередко забредают туристы, сбившиеся с тропы в поисках эффектных фотографий. Слюдянские горняки таких гостей не гонят, относятся к ним с пониманием.

Валерий Каштанюк, заместитель генерального директора цементно-горного комбината: "Сами видите, какая красота! А с хорошими людьми, когда перед тобой стоят серьезные задачи, которые можешь выполнить, очень приятно работать, и видишь результат своей работы. Наверно, поэтому здесь преданные люди и работают".

45-тонные "БелАЗы" везут белый камень в мощную дробилку. А потом, по единственной в России трехкилометровой канатной дороге груженые вагонетки спускаются вниз, к складам.

Каждый год в Слюдянке проходит этап Всероссийского чемпионата по горным гонкам. Пилоты мчатся по десятикилометровой дороге, проложенной в горах специально для "БелАЗов", которые возят мрамор. Эта трасса высшей категории сложности.

Перепад высот - до 500 метров, 24 крутых поворота, один из которых неофициально называют именем постоянного участника и призера гонок Александра Пушкаря. При таких виражах нередко машины переворачиваются. Но за 25-летнюю историю гонок обходилось без травм.

Мрамор в Слюдянке - повсюду. Он летит из-под колес автомобилей, лежит насыпями на обочинах дорог. На мраморе местная художница Ольга Передериенко рисует виды озера Байкал.

Ольга Передериенко, художник: "Здесь просто невозможно жить, чтобы ничего не творить! Не писать стихи, не писать картины, не фотографировать".

По образованию Ольга - экономист. Родилась на Сахалине, потом двадцать лет прожила в Забайкалье. Но после выхода на пенсию вместе с детьми переехала на родину мужа - в Слюдянку. Именно здесь у нее проявилась страсть к рисованию. И пенсионерка стала студенткой Иркутского училища искусств.

Ольга Передериенко, художник: "Это - Слюдянка.  Правда, такой ее никто не видел. Потому что здесь другие фонари, совершенно другой мазок. Ну, если я говорю, где этот перекресток, люди узнают".

А это - достопримечательность не только Слюдянки, но и всей Иркутской области. У водонапорной башни, построенной в 1900 году ссыльными поляками, фотографируются приезжие и называют ее "храмом воды" - за необычную архитектуру.

В Слюдянке стоит единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора. Есть еще одно похожее - в Италии, но там оно розовое. Кстати, сто десять лет назад этот вокзал построили именно итальянцы, в честь завершения строительства Кругобайкальской железной дороги.

"Очень много туристов бывает, все восхищаются нашим вокзалом. Мы стараемся поддерживать чистоту, чтобы люди видели часть нашей России", - говорит Валентина Посконкина, сотрудник "Желдорохраны".

Сотрудник охраны Валентина проработала на вокзале 25 лет - начинала в транспортной полиции. О Транссибе знает практически все. И с легкостью заменит экскурсовода.

"Если ехать от Култука до порта Байкал, там 39 тоннелей. Это - итальянская стенка, очень красивая, поэтому я ее засняла...", - рассказывает Валентина Посконкина.

"Кругобайкалка" - дорога вокруг Байкала - музей под открытым небом. Самая дорогая и красивая железная дорога, построенная во времена царствования Николая Второго - с помощью итальянских архитекторов и инженеров. За два с небольшим года они проложили в горном хребте 39 тоннелей, соорудили 16 каменных галерей, 248 мостов и виадуков.

Сейчас Кругобайкальскую дорогу называют Старой дорогой. Она наполовину затоплена, но здесь еще ходит поезд, который в народе зовут "Мотаней" - потому что мотается туда-сюда. "Мотаня" развозит почту, продукты в поселки вдоль Кругобайкальской дороги, и идет до ее конечной станции - порта Байкал.

А гостей, которые въезжают в Слюдянку на автомобиле, город встречает традиционно огромной пробкой. В заторе можно простоять до нескольких часов. Единственный в Слюдянке железнодорожный переезд работает с 1953 года и считается одним из самых загруженных в стране. В сутки через него проходит более 5 тысяч машин и сотня поездов.

Правда, уже скоро местные жители и те, кто едет транзитом из Иркутска в Улан-Удэ, ждут перемен. Заканчивается строительство путепровода над станцией Слюдянка. Машины пустят над железнодорожными путями. И пробок на въезде в город больше не будет.

Мрамор, добытый в Слюдянке, использовался при строительстве метрополитенов. В Новосибирске, например, им облицована станция "Красный проспект", в Харькове – "Пролетарская", а в московском метро слюдянским камнем украшены станции "Баррикадная" и "Улица 1905 года". 
Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

Показать еще
Минздрав предложил ввести экологический налог на сигареты Концепция была внесена на рассмотрение в правительство РФ
вчера
вчера

Даже население "Дома-2" не будет голосовать за Ксению Собчак, если она станет баллотироваться в президенты

Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России

ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • 22 акушера и главврач помогали петербурженке родить четверню В роддоме №17 Санкт-Петербурга четверня родилась впервые за 50 лет
    вчера
    Герб Владимира История создания геральдического символа древнего города
    вчера
    Три укромных уголка Европы Австрийский Зальцбург, португальская Алгарви, французская Корсика
    вчера
    Цифровой формат: Россияне предпочитают помогать конкретным людям, а не фондам
    вчера

    Музыкальное образование в школе рассчитано на уровень художественной самодеятельности, а от детей надо большего требовать и добиваться

    Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова
    Забайкальский пенсионер попросил у Владимира Путина могилу и гроб Пенсионер написал президенту, после того как приставы сняли деньги с его карты
    вчера
    Фонд защиты прав дольщиков возглавил Александр Плутник Он руководил Агентством ипотечного кредитования
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments