Верхний Уфалей: почему именно тут открылся первый в стране никелевый завод и кто посадил Путина в "Запорожец"

Сегодня в цикле "Малые города России" Верхний Уфалей Челябинской области. Он был основан в 1761 году, но статус города получил 180 лет спустя. В 30-е годы прошлого века там открылся первый в стране завод по производству никеля. Он работает до сих пор.

Въезд в Верхний Уфалей выглядит сказочно. Заснеженная дорога, высокие сосны и живописные холмы. Правда, чуть позже становится ясно: эти величественные горы - не что иное, как насыпи черного шлака. Производственные отходы скапливались здесь с самого основания города и его главного предприятия - никелевого комбината.

Первый в России завод по производству никеля появился в Верхнем Уфалее в 1933 году. Твердый металл был нужен для развития тяжелой промышленности, а в окрестностях города оказались месторождения никелевых руд.

Здесь получили первый советский кобальт, комбинат стал кузницей кадров для никелевых предприятий Норильска и Орска. Теперь сырье сюда привозят из Свердловской области - местные рудники иссякли, но производство по-прежнему работает.

Это - сердце комбината, плавильный цех. Из-за производственного газа дышать без респиратора здесь практически невозможно. Глаза слезятся. Здесь при температуре 1500 градусов плавится руда. Шлак сливается по специальным желобам. А остаток - обогащенный никелем штейн - отправляется на конвертер.

Постороннему человеку даже вдали от печей без респиратора ходить сложно - везде запах сероводорода. Но сами рабочие ни производственный газ, ни жару, кажется, не замечают. Вячеслав - почетный металлург, на комбинате - 41 год, пятнадцать из них - на пенсии.

Вячеслав Патрушев, почетный металлург: "Это, наверное, уже как привычка - на работу ходить. Больше куда ходить? Некуда! Только на работу!".

Никель местные называют кормильцем. 70% городского бюджета - налоговые поступления от комбината. На заводе работает больше 3000 человек. Потому,  когда 3 года назад новый собственник поставил вопрос ребром: остановка производства или сокращение расходов, инженеры сделали все, чтобы комбинат спасти. Вместе с учеными разработали новый механизм подогрева печей, который позволяет экономить 20% дорогого топлива.

Владимир Плескач, начальник производственного отдела: "Если бы мы не внедрили технологию подогрева, мы не смогли бы выжить. У нас родственное предприятие - не хочу сильно хвастаться, но Орск стоит уже 2 года, и неизвестно, когда они запустятся".

Александр Иванович - работник комбината, а в свободное время - арт-скульптор. Его причудливый дом на Красной улице знают все местные. На крыше - поделка в виде челябинского метеорита, в гараже - инсталляция "Украина - Россия - Дружба". 2 года назад на собственные деньги он купил старенький "Запорожец" и сделал из него арт-объект.

Александр Кулешов, арт-скульптор: "Украина выпускала эти "Запорожцы" - 3 000 000. Путин - президент страны и символ России, поэтому Путин вырос из "Запорожца". Хотя у него родной "Запорожец" был. Вот номер у него такой же - стоит белый в Москве".

Необычную скульптуру месяц выставляли в Екатеринбурге, а теперь Александр Иванович планирует подарить ее президенту или продать ценителям искусства за кругленькую сумму.

Александр Кулешов, арт-скульптор: "70 просить надо! Кто его знает… За 7 купил, плюс баннеры - полторы тысячи. А так, произведение искусства. Единственная в мире такая!".

Сергей свои работы не продает. Опытный охотник и таксидермист, из чучел уральских животных он собирается создать музей. Экспонатов предостаточно, а вот на помещение пришлось брать кредит. Деньги могли бы пригодиться в хозяйстве, но Сергей говорит: оставить музей для следующих поколений - важнее.

Сергей Юсупов, таксидермист, охотник: "Для школьников. Дети же мало что знают, что за птица... Вот школьники приезжают, по урокам биологии… Интересуются – рассказываю".

Сам Сергей, несмотря на многолетнюю страсть к охоте, животным чаще помогает. Сеет картошку для кабанов и овес для косуль, делает для птиц кормушки. Зимой в лес ходит без ружья - изучать следы. А шкуры для чучел ему приносят другие охотники или просто знакомые.

Сергей Юсупов, охотник: "Вот вчера позвонили - машина енота сбила в Каслях. Я говорю: ну, завтра привезете".

Каких только животных у Сергея нет - со стен смотрят птицы, кабаны, косули и даже неуловимая белка-летяга! Но заветная мечта охотника - отправиться в Африку за чучелом антилопы.

Сергей Юсупов, таксидермист, охотник: "Там 50 видов антилоп, какие рога красивые! А зебры! Буйволы! Африку очень хорошо знаю - по книжкам. Там не бывал, но есть мечта. А ехать - очень дорого!".

Мастер народного творчества Алена побывала в 7 странах мира, но каждый раз с удовольствием возвращается в Верхний Уфалей. Здесь ее семья, атмосфера, привычная с детства, и любимая работа - Алена ткет пояса на специальном деревянном гребне - берде.

Алена Нагаева, мастер народного творчества: "Ну, может быть, то, что свои корни. Может быть, много людей, которых ты уважаешь, которые тебя уважают. И несмотря на то, что ты постоянно развиваешься, это свой мир, и все равно тебя в свою сторонку тянет".

Верхний Уфалей, и правда, место, которое притягивает. Широкими улицами, хаотично разбросанными домиками, тяжелым производством, соседством с тайгой и дикими животными. Город, который несмотря на молодой возраст местные называют исконно русским - таким же просторным и многогранным, как сама русская душа.

Верхний Уфалей основал тульский купец Иван Мосолов как поселок при своем чугуноплавильном и железоделательном заводе. Около десяти лет спустя, в 1774 году, рабочие там поддержали восстание Емельяна Пугачева. А на самом заводе отливались пушки и ядра для его армии. Правда, недолго. В ходе боев тогда уфалейские заводы были захвачены и сожжены.