Жостово: почему вместо кровли тут стали делать подносы и в чем секрет жостовской росписи

Жостово расположено на полуострове между каналом имени Москвы и Клязьминским водохранилищем. Деревушка в 500 человек, в которой нет ни школы, ни церкви, известна на весь мир своим уникальным народным промыслом.

«По сторонам длинной улицы расположились 150 домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству» - так упоминается Жостово в справочнике конца 70-х. Спустя 40 лет от искусства здесь по-прежнему никуда не деться.

Номером дома на подносе в Жостово никого не удивишь. Странно только, что расписаны такие таблички не жостовской росписью. Это, впрочем, редкое исключение. У каждой местной хозяйки в чулане пылится с десяток традиционных черных пластин с яркими цветами. Это все работы местных мастеров. Сложно найти другой городок, в котором концентрация художников на квадратный метр так высока.

Николай Антипов, народный художник РФ: «Одни шли отсюда, другие - с того края, ну, и с соседних деревень -  Осташково, Сорокино. И все стекались на фабрику».

Это теперь жостовской росписью украшают и дорогие автомобили, и респектабельные дома. А 200 лет назад промысел начинался совсем с другого. В 19 веке в Жостово стали завозить кровельное железо из Нижнего Тагила. Но вместо крыш из него получились отличные подносы.

Анна Логвинова, экскурсовод Музея жостовской росписи: «Это была диктатура чашечек и тирания блюдечек. На чашечках - цветочки, на блюдечках - цветочки, на чайничках - цветочки, подносам ничего не остается, как прогнуться морально, и он становится подносом с цветочками».

90 лет назад фабрику по производству жостовских подносов приказал построить Владимир Ленин. Художники, до этого работавшие поодиночке, заняли большой цех в новом здании. Объединение дало промыслу толчок: прогуливаясь по залу, мастера подглядывали - и учились друг у друга.

Вячеслав Летков, заслуженный художник РФ: «Засилье художников в Жостове - не случайность. Кроме фабрики, здесь больше негде работать. Раньше мест на производстве и в колхозе хватало всем жителям деревни. Теперь каждое утро они разъезжаются: кто в Мытищи, кто в Москву. Летом городок наполняется дачниками, но пока стоит снег, Жостово пустует. Ремесло, которое веками передавали от отца к сыну, оказалось бессильно против высоких зарплат.

Зоя Моисеева, художник: «Сейчас, вообще, мне кажется, только говорят: развитие народного промысла, но... Ну, группа приходит студентов из института на практику, их Викторыч учит. Сейчас на народный художественный промысел, на «жостово» не учат. Нет ничего».

Раньше при фабрике была школа миниатюрной живописи. В соседнем Федоскинском училище студентов специально набирали на курс жостовской росписи. Школы больше нет, а жостовское отделение в Федоскине который год пустует. Вместо двух сотен художников на фабрике теперь работают 36.

Геннадий Топтыгин, коваль: «Ну, тяжело. Они хотят все легко деньги заработать. Думают, легко. Вот, один научился - два года делал подносы, а потом ушел машины ремонтировать и до сих пор ремонтирует. Никто не хочет».

Поучиться у Геннадия Топтыгина есть чему. Его работы висят в музеях по всей стране - за 25 лет он успел выковать подносы для многих именитых жостовских художников. На подносе его выделки медали подносили победителям Олимпиады-80. Это один из двух оставшихся в Жостове ковалей. Когда-то их было 70. Но теперь на заводе подносы штампует машина, так что к Геннадию Сергеевичу идут за эксклюзивным товаром частные мастера.

Геннадий Топтыгин, коваль: «Какая конкуренция? Мне поднос заказывают, а я его через 2-3 месяца только делаю».

Несколько лет назад Геннадия Сергеевича пригласили на Тайвань - хотели перенять опыт. Коваль рассудил так: ближайший сосед Тайваня - Китай. Если древнюю русскую технологию переймут в Поднебесной, то отечественный рынок вскоре завалят дешевые китайские подносы. И без того еле теплящуюся жизнь жостовской росписи мощный конкурент добьет. Предать дело родного края Геннадий Топтыгин отказался.

Само название деревни Жостово происходит от слова «жесть» - из которой и делают жостовские подносы. Прародителями жостовских подносов считаются изделия из бумаги. Еще до появления в этих краях жестяных листов мастера местных деревень расписывали сахарницы, шкатулки и портсигары из папье-маше.