Звенигород: монастырский огород, обсерватория и музей десерта

Мы продолжаем путешествие по малым городам России. И сегодня отправимся в Звенигород Московской области. Местные красоты в свое время приглянулись Чехову. А сейчас туда едут, чтобы еще и попробовать необычные сорта хлеба – гречневые булки с укропом, луком и даже тыквенными семечками.

В Звенигороде если не все дороги ведут в храм, то половина. Взять улицу Московскую: в какую сторону ни пойдешь, купола будут вести вперед, как маяк – корабли. Или Сторожевскую гору – в 14 веке она приглянулась ученику Сергия Радонежского преподобному Савве, и он основал здесь монастырь.

Время идет – и в Царицыных палатах, которые государь Алексей Михайлович построил для своей первой жены Марии Милославской, теперь музей. На месте благовестника 17 века, звон которого, по преданиям, долетал до самой Москвы, висит новый колокол. И лишь над монастырским садом время, кажется, не властно.

А вот малину, рассказывает иеромонах Сергий, в монастыре едят с начала лета и до конца осени – пока один за другим спеют разные сорта ягоды.

Ближе всех подобрались к монастырской стене грядки с помидорами и огурцами. Есть и свое производство: монахи пекут хлеб и сдобу. Лотки с горячими буханками подвозят в местную лавку дважды в день – большую часть раскупают еще до того, как они успевают остыть

И хлеб, и блюда в монастырском кафе стоят не дешево – 65 рублей за гречневый хлеб, почти 200 – за бутылку домашнего кваса. Туристов много и Москва близко – ее жители раскупают дорогую местную землю под дачи. Мечтал о такой и писатель Антон Чехов. Приехал присмотреть загородный дом и остался работать в земской больнице. Память о временном горожанине хранят портреты в камне и многочисленные таблички.

На этом доме ее нет, но зайди Антон Павлович сюда, наверняка, остался бы доволен. На стенах висят рецепты и названия, как будто позаимствованные у него. Чехов и сам любил вкусно поесть и своих героев кормил так, что если читать его рассказы на голодный желудок – непременно заболит.

Вместе с нами за столом – москвичи: Надежда и ее внук Егор. Приехали отдыхать в местный санаторий и записались на мастер-класс в Музей русского десерта. Почти каждый день здесь учат всех желающих печь самое ходовое лакомство 19 века.

Забытые названия и вкусы решила вернуть в современную жизнь Татьяна Феина – местный художник. Картины на стене, как и почти все в этом доме – ее рук дело.

"У меня детство прошло в глухой деревне. К прабабушке отправляли, где было полностью натуральное хозяйство. Где даже летом топилась печка, выпекался хлеб, каша в печи и вообще все в печи выпекалось", – говорит Татьяна Феина, директор музея.

Идея создать свой музей пришла два года назад, когда наткнулась в Интернете на блог Максима Сырникова. В нем автор публикует старинные рецепты, которые собирает по деревням.

"Он это все впервые пробует, а я помню еще вкус овсяного киселя из печи, вкус лепешек из рябины", – говорит Татьяна Феина, директор музея.

За день в городе вполне можно разузнать тонкости сладкого дела и успеть дотянуться до звезд – в получасе езды от центра находится Звенигородская обсерватория – филиал астрономического института Российской академии наук.

"Сегодня сотрудники обсерватории в основном наблюдают за тем, что осталось, от старых спутников – составляют каталоги космического мусора, чтобы специалисты могли проложить безопасный маршрут для новых аппаратов", – говорит Сергей Верещагин, старший научный сотрудник Института астрономии РАН.

В телескоп Сергей Викторович рассмотрел никому не известные звезды в созвездии Ориона, а вот чтобы увидеть НЛО никаких приборов не понадобилось

"Мы здесь находясь, с моим приятелем, он такой очень интересующийся, дотошный. И он заметил, и говорит: вот там где-то там на Северо-Западе – я вижу светящийся объект. Далеко. Он не сказал, что он имел определенную форму, но это ясно светилось", – говорит Верещагин.

Тарелка, как потом выяснили сотрудники, оказалась газовой мишенью для пуска ракет во время учений. Интерес к внеземным аппаратам исчез. Осталась страсть к науке. Как и философа Иммануила Канта, астронома Сергея Верещагина, бесконечно удивляют две вещи: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. И если о второй в двух словах не расскажешь, то первую тут регулярно показывают бесплатно – ближайший день открытых дверей в сентябре.

Кроме Музея русского десерта в Звенигороде есть еще один частный музей – высокохудожественной гжели. Там собрана почти тысяча экспонатов из стран бывшего Союза. Среди расписных керамических изделий – чайники, шкатулки, подсвечники и даже картины.