Миллерово. Город, взявший курс на Париж

В рубрике «Малые города России» отправимся в Ростовскую область, в Миллерово. Его история началась в XVIII веке, когда Екатерина II подписала указ о создании нового населённого пункта при имении войскового старшины немца Ивана Миллера.

Через сто лет, когда в тех местах появилась железная дорога Миллерово стало одним из важных транспортных узлов между Ростовом и Москвой. Жизнь города и сейчас тесно связана с железной дорогой.

На въезде в Миллерово впору вешать предупреждение «Берегись поезда!». Кажется, это не город управляет железной дорогой, а она его себе подчинила и придумала свои правила. На машине к вокзалу не проедешь, он как остров в море железнодорожных путей - попасть туда можно только пешком по мосту. А для пешеходного сообщения между двумя частями Миллерово оставили лишь узкие проходы под насыпью.

Руслан Кулинич, житель Миллерова: «Вот здесь, где люди живут, вроде один, и еще один надземный на автовокзале».

В часы пик на переездах автомобильные пробки, пусть не многочасовые, как в большом городе, но повсеместные.

Железнодорожных переездов в Миллерово как в правилах дорожного движения - представлены все типы: и надземные, и подземные, и регулируемые, и нерегулируемые. Проехать от одного конца города до другого - примерно 20 минут. На вокзале бурный пассажиропоток, много приезжих. Отсюда начинаются экскурсии по шолоховским местам.

В самом же Миллерово туристам посоветуют посетить Водопроводный переулок: здесь разноцветные зонтики, стильные лавочки и кокетливые указатели на Москву и Париж. Рыжий кот - живой элемент дизайна. Это всё инициатива нотариуса Ирины Магомедовой.

Ирина Магомедова, нотариус: «Все очень прозаично, я вам скажу. Когда «колосится» береза, то не видно наших надписей. Поэтому мы и выставили, чтобы люди не терялись элементарно, и у нас на втором этаже несколько организаций, чтобы их можно было найти без труда. Столб мне нравится! Между прочим, велосипед раритетный, 51-го года велосипед! И тоже стоит все лето! Может, мы зря думаем о людях плохо?!»

Летом над Водопроводным повесили 52 зонтика, сейчас осталась половина, остальные унес осенний ветер. Один экземпляр был украден, но похитители принесли его обратно и извинились. Хронически неопрятный переулок помогали привести в порядок дети-инвалиды, на стене отпечатки их ладошек. Зимой зонтики отдадут в интернат для стариков.

Ирина Магомедова, нотариус: «Они насовсем забирают. Ну, если будет такая идея, то что-нибудь другое придумаем или другие зонтики повесим, чтобы кое-кого это не раздражало».

Ирина Илющихина - кукольный мастер, принесла городу известность на международном фестивале в Сочи.

Ирина Илющихина, мастер авторской куклы: «Когда объявляли, что он занял первое место, Мартовский Кролик, у меня слезы катились. Меня спрашивают: а где это Миллерово? Да там, говорю, в Ростовской области, на севере».

Мартовский Кролик - персонаж мастера. Льюис Кэрол своим Сумасшедшим Зайцем из «Алисы в стране чудес» подсказал ей идею. У коллекционеров подобные кукольные герои из пластической глины могут стоить от 200 тысяч рублей. Ирина продала их немного и практически за бесценок, часть просто раздарила. В Миллерово нет ценителей такого искусства.

У Николая Датченко, возможно, самый дорогой «Запорожец» в мире, люксовая версия. Официально, по документам, очень редкая модель ЗАЗ-965 «Ялта», экспортный вариант. Машина досталась реставратору буквально в мешке.

Николай Датченко, реставратор ретромобилей: «Два дедушки-брата разобрали его дотла весь, решили сделать капитальный ремонт, покрасили грунтовкой от «Сельмаша», на этом ремонт кончился на 35 лет. Он стал служить у них складом для всяких ненужных труб сантехники!»

В коллекция Николая Датченко еще четыре ретромобиля: «Волга», «Победа» - участница парадов на 9 Мая в Ростове, «Москвич», «Жигули» 3-й модели. Есть и редчайший советский прицеп «Скиф», который раскладывается в палатку для отдыха на природе. И соседи сдали на хранение без счета советских фото- и кинокамер, радиоприемников и часов, утюгов и швейных машинок.

Николай Датченко, реставратор ретромобилей: «Народ придумал сам. Приходят, а у меня есть там видеокамера, ой, телекамера… Ну, неси! Причем так - тебе понадобится, придешь и заберешь. Но еще никто не забрал».

Статус ретротехники уже в следующем году может приобрести продукция миллеровского «Сельмаша». Его механические сеялки просты, надежны и дешевы по сравнению с зарубежными аналогами, но предприятие приступает к сборке опытного образца с электронным управлением. Тракторист или агроном смогут запрограммировать сев, например, по мобильному телефону. В устройство останется только засыпать семена и удобрения.

Дмитрий Чичерин, коммерческий директор завода «Миллеровосельмаш»: «На севе главное - что? Точная раскладка семян на нужную глубину с одновременным… Есть агрегат, который может одновременно вносить удобрения. За один проход выполняем уже две операции».

На «Миллеровосельмаше» в советскую пору трудились 3000 рабочих, сейчас - 200. Предприятие и сегодня одно из крупнейших в отрасли, но не самое большое по числу рабочих мест в Миллерово.

Здесь находятся еще два системообразующих завода: по производству крахмала и подсолнечного масла. Первый выдает себя зловонием своих очистных сооружений, а второй распространяет по городу легкий аромат семечек.

В последнее время Миллерово еще и курорт, пока развивающийся, зато круглогодичный. Путешественников привлекает, в том числе и возможность заняться активным спортом. Так, на Волошинской горе в пригороде Миллерово открыт центр, где все желающие могут обучится полетам на дельтаплане и параплане.