Алексан Мкртчян: Железная дорога есть практически везде, в отличие от аэропортов ж/д вокзалы - всегда в центре города. Это очень удобно

Гости
Алексан Мкртчян
вице-президент Альянса туристических агентств РФ, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон»

Виталий Млечин: Алексан Мкртчян с нами на прямой связи, вице-президент Альянса туристических агентств России. Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Алексан Мкртчян: Здравствуйте, Виталий. Здравствуйте, Ксения.

Виталий Млечин: Расскажите, пожалуйста, что выбрать сейчас человеку, который хочет на поезде прокатиться куда-нибудь по России?

Алексан Мкртчян: Расскажу, но перед этим хочу все-таки поздравить железнодорожников, потому что сейчас они поистине работают в титаническом режиме. Да, у нас сейчас, вы знаете, многие аэропорты на Юге России закрыты, и железнодорожники работают в две-три смены. То есть это лето, вообще весь 2022 год для них уникальный во многом. И это мне говорят люди, которые проработали на дороге 20–30 лет. То есть за 20 лет не было такого, что в этом году. Поэтому всех с большим праздником!

Куда поехать? Слушайте, вот чем отличается железная дорога туристическая от железной дороги пассажирской? Просто многие воспринимают железную дорогу: ну, купил билет, не знаю, из Москвы в Тамбов и поехал! А на самом же деле… Это если мы говорим о транспорте. Если мы говорим о железной дороге как о путешествиях, то здесь открываются совершенно невиданные перспективы!

Потому что, смотрите, железная дорога есть практически во всех городах. Больше того, в отличие от аэропортов, ж/д-вокзалы всегда находятся в центре городов. Да, это исторически так сложилось: аэропорты всегда где-то за 10, 20, 30 километров от города, а ж/д-станция всегда в городе. Да, железная дорога всепогодная, то есть у железной дороги не бывает, что нелетная погода.

Виталий Млечин: Ну, бывает, когда только снегом заносит, но это редко, к счастью.

Алексан Мкртчян: Не поверите, есть специальные локомотивы, где так сделано, что они могут этот снег сгребать. То есть с этим уже железная дорога научилась бороться.

Смотрите. Сейчас продаются туры во все концы страны. Вот все, что вы можете представить… Три вида туров. Вот вы живете в Астраханской области. Предлагаются ж/д-туры, не выезжая из Астраханской области. Или трехдневные туры. Вы живете, скажем, в Москве – вот туры по Золотому кольцу.

Или туры большие, мы их называем ж/д-круизами. Почему круизы? Потому что очень похоже на путешествие на теплоходе. То есть вы зашли в купе, ну, в каюту в данном случае, поставили свои вещи, разложили платья (Ксения меня поймет), и вам не надо в Выборге, когда вы, допустим… Чем автобусные туры плохи? Вот вы приехали в Выборг, в Петрозаводск (это что мы делаем на поезде), в Сортавалу, скажем, вокруг Ладожского озера. Платья висят, каблучки стоят, туфельки, да? То есть это гостиница на колесах. Вот что значит ж/д.

Любые туры. Сейчас популярные туры на Кавказе. Например, очень популярный тур, сейчас продается, уже более двух тысяч человек его купили: Майкоп – Грозный – Дербент – Кисловодск. Да, еще Нальчик. Вот этот тур «Жемчужина Кавказа» мегапопулярен. Тур вокруг Ладожского озера, из Москвы и с возвратом в Москву. Туры из Петербурга очень популярны.

Сейчас тот же Великий Устюг, да? Там у нас нет нормального аэропорта, он никак не может заработать, поэтому единственный способ туда попасть – это поезд, потому что вы знаете, что детей нельзя перевозить автобусами в ночное время, а поезд может перевозить детей круглосуточно. И вот сейчас почти из всех городов страны делаются туры в гости к Деду Морозу. И потом, не просто Дед Мороз, а с заездом в Кострому к Снегурочке. В этом году такой тур впервые из Ростова-на-Дону, например, будет осуществлен в Великий Устюг. То есть дети Юга России, дети из Кавказских Минеральных Вод, Кисловодск, Пятигорск, они присоединятся к этому туру.

То есть на самом деле страна… Вот покажите любую точку страны, и я скажу… Вокруг Байкала – прекрасно, там Кругобайкальская железная дорога. Туры из Москвы? Вот правильно Ксения говорит, что на Владивосток, целая неделя. Там какие-то люди выходят, потом обратно в Москву летят самолетом, а новые садятся во Владивостоке и поездом едут до Москвы, естественно, с экскурсиями.

В турпоездах, как правило, два вагона-ресторана, чтобы все люди могли покушать. Люди кушают: завтрак, обед, ужин. Все это цивилизованно, красиво. Есть душ. Многие говорят: «А как же можно ехать пять-шесть дней и не мыться?» Все прекрасно! Есть штабной вагон, где есть душ, расписано все по времени, кто когда моется. Я уже молчу о том, что есть дорогие поезда, дорогие люксовые купе, где душ находится прямо у вас в купе. И такое есть. Вопрос в стоимости.

Виталий Млечин: Ничего себе!

Алексан Мкртчян: Слушайте, давайте скажу про стоимость. Вот сейчас, наверное, думаете: «Наверное, это очень дорого». Сейчас средняя стоимость ж/д-тура на пять-шесть дней в купе начинается с 30–40 тысяч рублей – и это с экскурсиями и с обслуживанием. Да, есть дорогие поезда. Безусловно, есть поезда и по 120 тысяч рублей с человека.

Удивлю вас больше: и по 800 тысяч рублей с человека. Но это огромные… Вы знаете, это в вагоне всего лишь четыре купе. Понимаете, это огромные купе, там три совмещенных купе. Это чтобы люди не удивлялись, почему 800 тысяч на человека. Но, конечно, 90% людей выбирают туры, как я вам сказал, по 30–40 рублей на человека, с питанием с экскурсиями.

Ксения Сакурова: А расскажите мне… Вот я просто часто езжу на поездах, езжу в основном в Ярославль, почти каждый месяц. Попутчики, куча всяких историй. Вот мне попутчик как-то рассказал, что он тоже по этому же маршруту как-то возвращался в Москву и попал в какой-то совершенно удивительный поезд, хотя он просто купил билет на вокзале, в котором был вагон с караоке. Это что? Он сказал: «Я вошел в вагон-ресторан, иду, а там люди в караоке поют». Я все думаю: это правда или он пошутил?

Алексан Мкртчян: Слушайте, это правда. Я вам скажу больше: есть ретро-вагоны, есть вагоны с обстановкой начала XX века, есть вагоны с обстановкой конца XIX века. Я уже молчу о том, сколько у нас ретро-локомотивов, паровозов.

Очень часто бывает, что весь маршрут, а бывает, что только часть маршрута при подъезде к крупному городу – вместо современного электровоза, он убирается, а ставится… Только не подумайте, что допотопный. Нет, паровоз-то старый, но он, естественно, отреставрированный. Есть любители в локомотивных депо, специалисты, потрясающие мастера (кстати, тоже их с праздником поздравляю), которые восстанавливают эти паровозы. Этим паровозам, понятно, некоторым уже по 100 лет, но они на ходу, в прекрасном состоянии. И вот это все железная дорога дает.

Больше того, есть гастро… Вот вы начали про караоке. А есть гастротуры, где даются специальные блюда. Шеф-повара, ну, пусть не мишленовские звезды, тем не менее известные шеф-повара готовят для людей в поезде. То есть можно прийти в поезд и пообедать, как в дорогом ресторане в центре Москвы.

Ксения Сакурова: Потрясающе!

Виталий Млечин: А как строится день, когда ты берешь этот самый тур на поезде? Потому что весь день ехать – это все-таки, наверное, скучновато.

Алексан Мкртчян: Смотрите, там все очень просто. Как правило, люди едут ночью, да? В 8 утра у них завтрак. Дальше, в 9–10 утра, поезд приходит в какой-то город. Скажем, очень популярен маршрут, например, Москва – Петрозаводск – Сортавала – Выборг – Москва. Он мегапопулярный! Он приходит, допустим, в Петрозаводск, и весь день экскурсия. Там очень много разных экскурсий. Вечером люди садятся в поезд, ужинают и едут, скажем, в Сортавалу. То есть вот так день построен: вы ночью в поезде, а днем вы на экскурсии.

Ксения Сакурова: Здорово!

Виталий Млечин: Да, это очень разумно, действительно. И какая средняя продолжительность таких экскурсий?

Алексан Мкртчян: Ну смотрите. Разная. Вот мы посчитали: примерно 70% туров, что у нас приобретаются, – это четыре-пять дней. Вот такие туры. Это позволяет достаточно далеко отъехать. Просто они недорогие, эти туры, поэтому они продаются, они стоят где-то 25–27 тысяч рублей. Вы знаете, слушайте, я вас удивлю: из того же Ростова в Великий Устюг, например, всего лишь пять дней и назад. И это с посещением Костромы. Это не просто…

Понимаете, что хорошо? Для меня ключевое, что ты живешь в гостинице, это твой номер, тебе не надо что-то там выдумывать. То есть вот твоя гостиница, которая сегодня у тебя в Тюмени, завтра в Тобольске, а послезавтра в Екатеринбурге. Это уникально на самом деле. Потому что теплоходы… Понимаете, у нас Россия вроде бы и окружена морями, но на самом деле у нас ведь круизы, по сути дела, только из одного города – из Сочи. И вся страна не может приехать в город Сочи, чтобы поплыть на теплоходе.

А вот сесть у себя в Волгограде, в Астрахани, в Самаре, в Саратове, в Екатеринбурге, в Ростове, в Краснодаре, в Москве, сесть в центре города на поезд и поехать в путешествие (я подчеркиваю – не в поездку, а в путешествие) может любой человек.

Ксения Сакурова: Да, спасибо, спасибо огромное.

Виталий Млечин: Спасибо огромное. Очень интересно рассказали! Много нового, мне кажется, узнали сейчас все.

Ксения Сакурова: Да. Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России, был с нами на связи.