Актриса Елена Шанина рассказала о встрече с Пьером Карденом после выхода спектакля «Юнона и Авось»

Мария Карпова: Как и еще одна наша героиня, она тоже прославила фамилию, правда, на театральных подмостках и это притом, что постоянно слышала от мамы: «Учи физику, дура!» – да, именно так, потому что время как раз на экраны вышел фильм «Девять дней одного года», и ученые-ядерщики были в моде. Сегодня у актрисы Елены Шаниной день рождения, мы можем поздравить ее лично: звезда «Ленкома» – гостья нашей студии.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ТИЛЬ»

Мария Карпова: Елена, рады Вас видеть, с днем рождения Вас поздравляем!

Максим Митченков: Да, поздравляем, мы Вам принесли вот такой кусочек лета этим зимним утром!

Елена Шанина: Спасибо, как приятно! Тут и лето и осень, спасибо!

Мария Карпова: Присаживайтесь, вот еще в качестве подарка такая подборка Ваших… ну это, конечно, небольшая часть Ваших киноролей и ролей в театре «Ленком».

Елена Шанина: Но лучшая.

Мария Карпова: Кстати, в «Ленком» Вы же пришли еще только-только выпускницей, правильно?

Елена Шанина: Да, всё правильно.

Мария Карпова: И сразу на роль в таком спектакле, топовом спектакле «Ленкома» «Тиль»…

Елена Шанина: Да, всё верно.

Мария Карпова: Как Вы себя ощущали на сцене с такими мэтрами?

Елена Шанина: Прекрасно.

Мария Карпова: Правда?

Елена Шанина: Если Вы заканчивали театральный институт, то попасть сразу на сцену…

Мария Карпова: Я бы волновалась.

Елена Шанина: Да, я очень волновалась, но…

Максим Митченков: Коленки тряслись прямо, да?

Елена Шанина: Наглость молодости и хорошая школа ленинградская, всё-таки я заканчивала у Игоря Петровича Владимирова при Театре Ленсовета с такими блистательными актерами рядом, как Алиса Фрейндлих, Равикович, Петренко, ну и так далее.

Мария Карпова: То есть опыт был хороший?

Елена Шанина: Опыта особого не была, но школа была очень хорошая.

Мария Карпова: Но Вы сами говорили, что были совсем наивной девочкой, даже когда поступали с Вами приключилась такая же история, как в фильме «Приходите завтра».

Елена Шанина: Да-да-да, с Мишей Боярским, это была действительно забавная история: в 9 классе я просто приехала узнавать правила поступления и вошла совершенно пустое прекрасное здание на Моховой, и навстречу мне спускались 2 наглых красивых человека и один из них Миша Боярский, они стали говорить: «Что Вы хотели? Что такое?»…

Мария Карпова: Не сказали, что они Станиславский и Немирович-Данченко?

Елена Шанина: Я говорю, что я хотела узнать… «А Вы, наверно, стихи пишите?». Я говорю: «Да». «А почитайте». Я читаю свои стихи, и, в общем, они настолько обалдели от моей такой дурацкой детскости…

Мария Карпова: Наивности.

Елена Шанина: Да, они просто посмотрели друг на друга и сказали: «Ну что, проводим ее к бабушке?». Я жила у бабушки на Стремянной, они уже узнали, где я живу, у бабушки на Стремянной. «Пора провожать к бабушке», – решили они.

Мария Карпова: Кстати, к «Юноне и Авось» у Вас тоже было такое ощущение, что спектакль не получится, как бы такой проходной…

Елена Шанина: Ну да, Вы хорошо прочитали все мои интервью, я уже действительно рассказала про это.

Мария Карпова: Мы подготовились, да.

Елена Шанина: Ну, да-да, потому что…

Мария Карпова: А почему?

Елена Шанина: Там действительно всё рождалось, кроме поэтического материала и отдельно музыкального материала, и только потом появился Владимир Васильев, который оформил всё это пластически и так дальше и, конечно, грандиозная стенография Шинца и всё это было отдельно, а что там было в самой истории: ну что, прибежала, убежала, и он уехал, там, собственно, не было роли пока Марк Анатольевич не стал всё это создавать, придумывать, когда уже появился хлыст, когда появился приезд в Америку, когда появилась «Десять лет в ожидании прошло» – вся эта замечательная партия, когда «Адажио», как называл его Васильев, которая наверху прекрасная сцена любви закончилась довольно резким распадом, придуманная уже Марком Анатольевичем, немножко пафос жизненный сбил жизненные ситуации.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ЮНОНА И АВОСЬ»

Максим Митченков: Были какие-то самые запоминающиеся гастроли?

Мария Карпова: Карден же Вас приглашал лично?

Елена Шанина: Он посмотрел это спектакль, совершенно в него влюбился и задался целью вытащить его в Париж, мне очень сложно об этом говорить, потому что сейчас не понимают этой системы, например, нам платили гонорары, а получали мы суточные, а всё сдавалось, естественно, в государственный фонд, всё вносилось.

Максим Митченков: Вот этим людям в одинаковых шарфиках?

Елена Шанина: Ну, не этим людям, это, конечно, посольство, государству, так же, как весь наш балет, вся валюта, заработанная Большим театром, шла государству и никаких у нас валют быть в принципе не могло…

Максим Митченков: Не могло быть.

Елена Шанина: Да, но Карден же этого не знал, и просто пригласил меня вместе с переводчиком в свои закрома и подвалы вместе со стилистом, и они стали на меня всё это накидывать, а я держу эти франки и считаю, хватит ли мне на один свитерок, потому что у меня нет этих денег, их и быть не может, он они этого не знают, не понимают, поэтому, когда уже всё… я: «Нет-нет», – я от всего отказываюсь. Мне какое-то пальто шикарное, я: «Нет, блузка, нет», – причем всё какое-то такое элегантное, никаких безумных фасонов…

Мария Карпова: Он подумал, что Вам не нравится.

Елена Шанина: Летучая мышь, бантик – всё очень… я: «Нет, – и, – нет». И переводчик, такая дама уже опытная, которая всё понимает, мне говорит: «Вот сейчас стилист звонит Кардену и говорит, что Вам ничего не нравится». И тогда она, в общем, намекнула, что ситуация такая…

Максим Митченков: Радикальная.

Елена Шанина: Да-да-да, и тогда он говорит: «Заверните всё, что она мерила и возьмите, сколько есть», – вот такой был вариант подарка, потому что просто подарить, мне было бы неловко, я не приняла бы.

Максим Митченков: Елена, может, мы можем проанонсировать какие-то проекты, спектакли, в которых Вы сейчас задействованы, которые наши зрители могут увидеть в ближайшее время?

Елена Шанина: Во-первых, я продолжаю играть «Старый дом» у Панкова, я репетирую в театре Ленинского комсомола имени Марка Анатольевича Захарова «Пигмалион», режиссёр Дьячковский приступил к репетициям этого спектакля и мне очень интересно, как он будет интерпретировать эту историю, всё равно у меня впереди планы с Владимиром Панковым, я очень люблю его театральные идеи.

Максим Митченков: Тогда мы хотим пожелать Вам новых проектов!

Елена Шанина: Да.

Максим Митченков: Естественно, пригласить всех зрителей на Ваши спектакли и еще раз поздравить Вас с днем рождения!

Мария Карпова: С днем рождения!

Елена Шанина: Спасибо большое, потрепались мы замечательно, спасибо большое вам!

Максим Митченков: Согласны!

Мария Карпова: Спасибо Вам!