Неэкологичные автомобили вернутся?

Гости
Александр Гусаров
автомобильный журналист

Виталий Млечин: Назад в прошлое: российское правительство рассматривает возможность временно разрешить производство автомобилей всех экологических классов, включая Евро-0 (это тот самый стандарт, который в начале девяностых действовал). Сейчас, согласно действующему техническому регламенту, машины должны соответствовать Евро-5 и выше.

Марианна Ожерельева: Нововведение вызвано трудностями с поставками комплектующих, в т. ч. электронных блоков управления. При этом катализаторы, которые фильтруют выхлопные газы, в России есть.

Виталий Млечин: Многие аналитики считают, да и сами автомобилисты, в общем, это подтверждают, что экология для россиян не так уж и важна, но вот снижение уровня безопасности и комфорта все-таки скажется на спросе. Что ждет отрасль? На чем мы будем ездить? Будем обсуждать в ближайшие 15 минут.

Присоединяйтесь, пожалуйста, к нашей беседе: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. Напишите или позвоните и расскажите, что для вас важнее, экология или стоимость.

С нами на прямой связи Александр Гусаров, автомобильный журналист. Александр Виленович, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Александр Гусаров: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, ну понятно, что вот это разрешение, которое еще не введено, но вот рассматривается такая возможность, оно не означает, что все резко начнут делать вот эти вот самые дымящие автомобили класса Евро-0, но такая возможность, она предусмотрена. Вот как вы считаете, насколько массовым станет выпуск именно таких машин неэкологичных?

Александр Гусаров: Ну, вы понимаете, очень сложно что-либо говорить, потому что, например, 29 декабря прошлого года у нас на «ЗМЗ» были выпущены 523-й и 524-й моторы. Эти автомобильные моторы, они карбюраторные были, в принципе ведут они свою родословную с 1930-х гг., вот. Но проблема заключается в том, что эти моторы ставились на «Газели», на «ПАЗики», на другие автомобили. А что делать с легковыми машинами? Это V8, а V8 вы не поставите в «Жигули», ну не в «Жигули», в LADA современную, там просто под капотом пространства не хватает, места для этого мотора...

Виталий Млечин: Подождите, а зачем, для чего их стали выпускать, да еще и карбюраторные? Уже заранее готовились к каким-то сложностям?

Александр Гусаров: Не стали. Наоборот, 29 декабря был выпущен последний мотор.

Виталий Млечин: А-а-а, последний, перестали.

Александр Гусаров: Да-да-да.

Виталий Млечин: Хорошо.

Александр Гусаров: А сейчас, если они не демонтировали поточную линию, в чем я сомневаюсь, хотя, скорее всего, может, и демонтировали, тем не менее «Газели», предположим, будут ездить на этих моторах, те же автобусы «ПАЗ», русские автобусы который выпускает.

А что делать с легковушками? Тут все гораздо сложнее. Потому что можно говорить о чем угодно, но, например, вот «КАМАЗ» сейчас переходит, рассказал о том, что они переходят на моторы экологического класса Евро-2. Но смотрите, правительство, если оно не примет в ближайшее время каких-то постановлений, то чисто теоретически выпустить завод может эти «КамАЗы», но вот я покупатель, я его покупаю, я приезжаю в ГАИ, и мне в ГАИ говорят: знаешь что, дорогой? – мы не можем поставить тебе автомобиль на учет, потому что, собственно, он у тебя не соответствует экологическому классу. Согласно законодательству нашему, собственно, и Таможенному союзу, законодательству Таможенного союза, одобрение типа транспортного средства нужно получать на эту модификацию машины. Соответственно, если в ближайшее время не будет этого постановления, которое снимает все ограничения по экологическому классу, то, соответственно, люди тоже не смогут покупать эти машины, вот и все.

Что делать с легковушками, опять же мы возвращаемся к этому вопросу. У нас нет больше заводов, предприятий, которые выпускали бы карбюраторы...

Марианна Ожерельева: Вот, Александр, о каком же тогда Евро-0 говорить? Мы собираемся что-то производить? Они же все ушли, непонятно, когда вернутся, – тогда зачем все эти разговоры о 0-м или 5-м Евро?

Александр Гусаров: Ну, говорить можно, вы понимаете, как и...

Марианна Ожерельева: Была бы тема, хорошо.

Александр Гусаров: В том-то и дело. И, когда говорят о временных каких-то нормах, ну мы все прекрасно знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное, к сожалению.

Здесь нужно четко отдавать себе отчет (простите за тавтологию) в том, что как бы вот так вот по мановению, по щелчку карбюраторные заводы в России вновь не возродятся. Говорят о том, что да, возрождение какой-то классики, ну я имею в виду заднеприводного семейства «Жигулей», – это тоже нереально, потому что нет ни штампов, ни возможности у того же «АвтоВАЗа» производить эти машины, собственно, это же не делается все так, в гараже можно что-то собрать... Поэтому сейчас можно говорить что угодно, но, честно, я вот не вижу какого-то выхода, не вижу решения этой проблемы. А его, собственно говоря, и нет, потому что у нас нет заводов, которые производят карбюраторы в больших количествах.

Марианна Ожерельева: Александр, нам из Башкирии советуют, что пробки на дорогах, уже хватит личный транспорт использовать, надо пересаживаться на общественный. А для общественного транспорта вот подобные заявления, Евро-0 и т. д., они тоже имеют какую-то силу и важность?

Александр Гусаров: Конечно.

Виталий Млечин: Особенно для электробусов.

Марианна Ожерельева: Но это в Москве только, подожди, страна большая.

Александр Гусаров: Ну вот с электробусами вообще отдельная тема. Это...

Марианна Ожерельева: Расскажите нам. То есть если мы все сядем на общественный транспорт и он будет на Евро-0 или на каком-то еще другом Евро, мы тоже будем более грязно жить?

Александр Гусаров: Да, будет, дымит он гораздо... Конечно. Дымят автобусы гораздо больше, чем легковые автомобили, соответственно, их у нас столько нет. Пусть не тешат себя иллюзиями господа, которые звонят и дают советы. Невозможно опять же тому же «КАМАЗу» произвести, вернее «ЛиАЗу», кому угодно, автобусы в таком большом количестве, ну это смешно.

Более того, вот вы затронули тему электробусов. Сергей Семенович Собянин, скорее всего, может так помахать ручкой своему замечательному...

Марианна Ожерельева: ...Ликсутову?

Александр Гусаров: ...урбанизму и экологически чистой Москве, потому что электробус, который делается на всех предприятиях, он почти, по-моему, на 60% состоит из иностранных комплектующих, у нас даже батарей своих нет.

Марианна Ожерельева: Ну подождите, эти хотя бы есть и едут.

Виталий Млечин: А «КамАЗ» на 50%, как выяснилось.

Александр Гусаров: Пока едут, пока едут. Она тоже не вечная, эта батарея.

Марианна Ожерельева: Давайте подробнее про общественный транспорт. Все-таки в регионах же очень много «ПАЗиков», «УАЗиков» и т. д.

Александр Гусаров: Да, они будут ездить, вот этих вот замечательных...

Марианна Ожерельева: Оно все как сейчас едет?

Александр Гусаров: Оно ездит на вот этих вот ЗМЗшных моторах, которые, собственно говоря, вот этих «восьмерках», V8, которые использовались для «ПАЗов», собственно, которые с 1930-х гг. выпускаются. В свое время в Советском Союзе, еще в 1970-м, их хотели переводить на другие экологические нормы, делать впрыск, но как бы ничего этого не было сделано...

Марианна Ожерельева: А почему не делали? Почему не модернизировали? Денег не было и технологий не было?

Александр Гусаров: Ну, в Советском Союзе вообще мало чего модернизировали, и так купят, конкуренции же не было, ха-ха, ничего удивительного нет, а люди покупали, заводы покупали то, что предлагается. Соответственно, смысл в модернизации при общем дефиците как бы отсутствует, нет стимулов для того, чтобы делать что-то лучше или... Если ничего нет, то купят то, что есть, тут как бы никуда не деться.

Виталий Млечин: То есть, в общем, загвоздка получается в двигателях. Но есть же еще и другие системы, те же коробки передач, не знаю, электроника...

Александр Гусаров: Нет, коробка – это механика чистой воды, если мы говорим о механических коробках. Но, понимаете, инжекторный мотор, в любом случае ему необходим блок управления двигателем. Это же не просто так, там нет механики, это уже электроника.

Да, предположим, на каких-то отечественных машинах нет электронно управляемой педали газа, она связана напрямую с дросселем по тросику. Но как бы в любом случае, говоря о тех же этих катализаторах, ну да, с одной стороны, это такое простейшее устройство, оно работает, оно дорогое очень, но работает по принципу плитки, электроплитки, оно выжигает то, что не надо, но оно же тоже напрямую... Это же тоже не механика чистой воды – там стоят чипы управления, которые напрямую связаны с блоком управления двигателем. И если вы убираете катализатор в автомобиле, то он не может нормально работать, это системы, которые связаны.

Невозможно в современном мире, учитывая, что те старые заводы и те технологии, которые мы использовали в 1950–1970-х гг. и даже 1990-х гг., их сегодня невозможно вот так вот просто взять и возродить, это нереально, особенно в промышленных масштабах, я в это не верю, потому что как бы это то, чего не может быть.

Виталий Млечин: Ну а если не возрождать старое, а, скажем, новое упростить каким-то образом, теоретически... ?

Александр Гусаров: А как вы будете упрощать теоретически?

Виталий Млечин: Вот. Нет, это мой вам вопрос как специалисту, можно ли это сделать.

Александр Гусаров: Это практически невозможно сделать, потому что... Ну, собственно, современный автомобиль – это очень сложная система. Даже если мы его упрощаем донельзя, даже если мы ставим, вот отказываемся... Вы понимаете, здесь вообще какие-то странные вещи звучат, например, говорят о том, что необходимо срочно (почему вдруг это сейчас возникло?) повысить скоростной режим, увеличить его на том же М11 до 130, что ли, это значит, 150 можно будет ездить. Вы представьте себе, едут автомобили без ABS, без ESP, без подушек, и не дай бог случается ДТП, что происходит? Вот какие-то вещи совершенно непонятные. Например...,

Виталий Млечин: Нет, подождите, я прошу прощения...

Александр Гусаров: Никто не говорит...

Виталий Млечин: Просто, если повысят скоростной режим, это же не значит, что все будут ездить на максимуме, все-таки люди же должны головой думать, прежде чем разгоняться.

Александр Гусаров: Вы часто видите людей, которые думают головой, которые находятся за рулем? Я, вы знаете, в последнее время не очень часто, ха-ха, к сожалению. А тем более если есть разрешенный скоростной режим, то почему бы и не ехать.

Виталий Млечин: Нет, ну просто сейчас действительно автомобили, по крайней мере в Москве, про которую вы говорите, или на трассах на этих больших, там же большинство все-таки автомобилей, которые позволяют действительно так ехать...

Александр Гусаров: Пока.

Виталий Млечин: Пока, да, именно.

Александр Гусаров: Пока, потому что скоро возникнет, а он уже возник, собственно, дефицит запасных частей. Автомобиль – это такая штука, которую надо обслуживать постоянно. Во-первых, это становится непозволительно дорого, потому что, когда стоимость масла для машины поднялась не на 100% даже, а уже почти на 250%, т. е. банка масла стоила 2 800, а сейчас она стоит 10 тысяч… Плюс есть наиболее сложные и дорогие машины, их, конечно, немало, их владельцы могут заплатить любые суммы, но там будут возникать сейчас сложности при обслуживании этих машин, потому что нет фильтров, нет чего-то.

Я вот недоговорил. Вы знаете, мне очень странно, при всем при том, вот мы говорим об экологическом классе, еще о чем-то, но при этом почему-то никто не говорит о том, что будет снижен утилизационный сбор, тогда бы тому же производителю, тому же «АвтоВАЗу», который платит в принципе достаточно большие суммы за то, что они не в состоянии увеличить количество отечественных комплектующих, – почему об этом никто не говорит? Это бы реально позволило существенно снизить стоимость автомобилей, но об этом никто не говорит.

Более того, если говорить о том же, предположим, Дальний Восток, который испокон века живет на привезенных из Японии автомашинах, да и как бы вдруг у них оказывается, что у них стоимость этих машин, которые были поставлены из Японии, в одночасье поднялась на 200–500 тысяч рублей. Люди покупали их именно потому, что они дешевые, а сейчас об этом тоже как бы... Может быть, стоит снизить таможенные пошлины? Эти машины однозначно не подпадают под запретные санкции, которые гласят, что нельзя поставлять шикарные машины, которые они оценивают от 50 тысяч долларов; все, что до этого, поставляться может.

Соответственно, может быть, имело смысл говорить еще сейчас о том, что отменить вот эти утилизационные сборы? Эти огромнейшие деньги, которые платит завод, в стоимость любой машины включены, завод потому что хеджируется, он, собственно, естественно, любой производитель, он перекладывает это не на себя, а на нас с вами, на конечного покупателя. Если будут снижен, отменен вернее, вот этот утилизационный сбор, этот лишний налог, то, может быть, еще стоимость упадет, это как-то хоть заинтересует производителей, потому что рынок упал.

И мы находимся в той ситуации, когда на самом деле тут даже дело уже не в экологии, а в том, что произошло совершенно мгновенное вымывание рынка недорогих автомобилей. Потому что вы представляете себе нормального человека, который бы купил Hyundai Solaris или Volkswagen Polo, который стоит как однокомнатная квартира в Подмосковье? Я себе очень плохо представляю такого человека. То есть, соответственно, эти машины не найдут своего покупателя просто. А цены...

Виталий Млечин: А знаете, мы вот с вами же где-то полгода назад, наверное, обсуждали цены, и тогда уже они казались запредельными, и мы с вами говорили о том, что люди все равно покупают несмотря ни на что.

Александр Гусаров: Покупали.

Виталий Млечин: А сейчас, похоже, действительно перестали. То есть вот она, эта точка невозврата?

Александр Гусаров: В том-то и дело. Сейчас ситуация на самом деле аховая на рынке, потому что дилеры сейчас хватаются за голову. Я знаю довольно крупных дилеров, которые всерьез, которые торгуют премиальными марками из Германии, это очень дорогие машины, они всерьез подумывают о том, чтобы переориентироваться на китайских производителей. Но китайский производитель, даже если мы возьмем наиболее распространенные и известные марки, это все равно, даже которые собираются здесь или будут собираться здесь… Кк вот проходит информация, что на Ульяновском автомобильном заводе вроде как, хотя официально производитель китайский этого не подтверждает, началась сборка этого китайского бренда автомобилей. Но они стоят все равно порядка 3 миллионов рублей, это в принципе совсем не дешевая машина.

Виталий Млечин: Да, совсем не дешевая машина точно.

Марианна Ожерельева: Спасибо, Александр.

Виталий Млечин: Спасибо большое. Александр Гусаров, автомобильный журналист, был с нами на прямой связи. Говорили об автомобилях. В общем, начали с экологического класса, а пришли к тому, что в целом в отрасли колоссальные проблемы.

Марианна Ожерельева: А телезрители наши предлагают все-таки развивать именно электротранспорт.

Виталий Млечин: Да, это хорошая мысль.

Сейчас прервемся, после больших новостей вернемся в эту студию. Оставайтесь с нами.

О возможности производить машины всех эко-классов