Будем летать дёшево? В России могут появиться новые лоукостеры

Гости
Дмитрий Адамидов
независимый аналитик в сфере транспорта
Александр Осауленко
директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»»

Иван Князев: Президент Владимир Путин поручил расширить программы льготных авиаперевозок, в первую очередь, доступность перелетов на Дальний Восток и обратно. При этом особое внимание надо обратить на исключение возрастных ограничений. До этого Аэрофот продавал субсидированные билеты в экономклассе гражданам до 23 и свыше 60 (для женщин - свыше 55). Но, кстати, эти билеты закончились после 13 января. Сейчас их не продают, потому что деньги в виде госсубсидий тоже закончились, а за свои возить Аэрофлот, конечно же, не хочет.

Тамара Шорникова: Ну, и еще новости. Минтранс и Росавиация предлагают создать новые лоукостеры. Бюджетным авиаперевозчикам предлагают прописаться в Жуковском, Челябинске и Калининграде. Когда это станет возможным, когда мы действительно будем летать недорого, в том числе и на Дальний Восток, но и еще много куда, спросим у экспертов. А вы расскажите, куда и за сколько летали в последний раз. Дальний Восток, Сибирь, сколько вам в Москву слетать стоит, тоже рассказывайте. Пишите, звоните прямо сейчас.

Иван Князев: Да, может быть, на каникулы кто-то летал. Просто вот интересно, во сколько обошелся перелет. А мы подключаем к разговору экспертов. Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»». Здравствуйте, Александр Павлович.

Александр Осауленко: Добрый день.

Иван Князев: Александр Павлович, давайте по порядку. Вот эта история, что у Аэрофлота ровно на две недели хватило субсидированных билетов, а другой момент, что сейчас президент поручил отменить эти возрастные ограничения. Но, как всегда, логика Аэрофлота: за ваши деньги, за государственные деньги, любой каприз. Как скоро возобновится тогда программа?

Александр Осауленко: Вы знаете, действительно ситуация такая, что деньги, которые выделяются даже на субсидированные перевозки, конечно, их недостаточно. Это понятно и понятно, что потребность перевозок жителей Дальнего Востока, она достаточно серьезно велика. Просто велика. С учетом нынешней ситуации, с учетом и подорожания топлива, и портовых услуг, конечно, авиакомпании в нынешней ситуации не могут себе позволить летать в значительный убыток. Итак уже многие заявили о своих убытках.

Поэтому, безусловно, для того чтобы таким транспортным сообщением было охвачено как можно больше жителей Дальнего Востока, чтобы они не чувствовали себя оторванными от страны, этот шаг и поручение президента вовремя и к месту. Мы надеемся, что жители Дальнего Востока уже в большем объеме, не только определенные социальные категории, все-таки смогут воспользоваться данными видами тарифов и смогут прилететь в центральную часть России.

Иван Князев: Вы говорите, что авиакомпании не могут себе позволить. Я просто читал один ваш комментарий, что, например, для развития авиасообщения с Дальним Востоком нужно сделать несколько простых вещей: отказаться от лишних трат, например, каких?

Александр Осауленко: Вы знаете, вы там заявили еще вторую тему, ту же тему лоукостеров. И здесь вот надо посмотреть, потому что перемещение дальневосточников не только характеризуется, как говорят на Дальнем Востоке, с Большой Землей. Но и сам Дальний Восток - это практически одна треть страны, и перемещение внутри самого Дальнего Востока как в той песне «Только самолетом можно долететь». Поэтому, безусловно, решение этих вопросов, уход от каких-то определенных дополнительных трат... Чем, собственно говоря, лоукостер отличается - то, что уходят от определенных трат, определенные виды услуг оказывают в меньшем объеме, может быть, чуть ниже качества. Все эти моменты, все это надо рассматривать.

И еще надо понимать, что, к сожалению, на Дальнем Востоке стоимость и портового обслуживания, и стоимость керосина, она значительно отличается как внутри самого Дальнего Востока в разных портах, так и в целом от Центральной России.

Тамара Шорникова: Нам приходят смс уже с подсчетами наших телезрителей, с рассказами о стоимости билетов. Вот Красноярский край пишет: «Из Красноярска в Сочи 20 тысяч рублей на Новый год, в обычные дни 8 - 10 тысяч». Это цена туда - обратно. Хабаровский край: «Летают с Дальнего Востока только командировочные, пенсионеры, чиновники и военные пенсионеры. Сделайте бесплатные билеты детям и студентам». Камчатка: «С Камчатки до Москвы билет стоит 8 тысяч рублей - это было в 2020 году. В этом году билет до Москвы на начало августа стоит около 50 тысяч». И вот Кировская область пишет: «Верните нам АН-2, кукурузник». К слову, опять-таки о новых, возможных, перевозчиках. Речь же только о том, что подписали - все, появились компании. Авиапарк, аэродромы - у нас есть возможности для развития такой инфраструктуры в стране дополнительной?

Александр Осауленко: Вы знаете, возможности есть. И, самое главное, есть база под все это. Но то, что касается самолетного парка, мы с вами видим, что достаточно сейчас активно у нас самолетостроение развивается, появляются новые виды отечественных лайнеров. Но, вместе с тем, конечно, то, что подавляющее большинство парков наших компаний - это, в основном, зарубежные самолеты, где мы платим лизинги. А лизинги - это валюта, а валютный курс рубля мы с вами видим. Так что билет растет не сам по себе, и платеж не меняется в валютной составляющей со стороны авиакомпании лизингодателю. Вместе с тем, для потребителя, конечно, это все растет.

Иван Князев: А льготный лизинг для покупки самолетов? Льготный лизинг какой здесь может быть?

Александр Осауленко: Вы знаете, здесь, скорее, мы говорим о привлечении банковской сферы сюда. То есть если будет достаточно качественный банковский продукт в этом плане, то, в принципе, да, такие варианты возможны. Но, опять же, мы не можем скидывать со счетов те ситуации, которые возникли в 2020 году. Никто не ожидал, все строили планы, что очередной рост будет пассажиропотока на авиатранспорте, но, вместе с тем, мы с вами видим, что в итоге произошло.

Но, возвращаясь к портам, и в первую очередь, к региональным портам, я хочу сказать, что в свое время Советский союз обладал в количественном выражении одной из лучших баз вот этих региональных. Сегодня, к сожалению, многие порты местного значения закрыты, законсервированы и т.д. и т.п. Но, вместе с тем, мы знаем, что у Росавиации есть программа, и эта программа должна в ближайшее время вступить, если не вступила уже в силу, по развитию вот этих региональных портов местного значения. Это очень важный момент.

И еще очень важный момент. Дело в том, что внутренние перевозки сегодня субсидируются не только, я имею в виду внутрирегиональные перевозки, федеральным бюджетом, но и региональными бюджетами. Вот насколько сегодня региональные бюджеты способны оказывать финансовую поддержку подобным перелетам, это тоже вопрос.

Иван Князев: Спасибо. Спасибо вам большое. Александр Осауленко был с нами на связи. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТурПомощь»». Вот из Астраханской области пишут, что «на самолетах человек никогда не летал, а очень жалко, хотелось быть».

Тамара Шорникова: Из Архангельска мнение телезрителя, Александр нам пишет: «Надо на Дальнем Востоке открывать госкомпанию и ее дотировать», - имеется в виду авиационную. - «Иначе это будут деньги на ветер». Башкирия, Олег, пишет: «Летал в Москву за 990 рублей и в Ханты-Мансийск за 4300. Из Уфы расстояние одно и то же».

Иван Князев: Но не только Башкирия. Сибиряки, Дальний Восток, Владивосток, пишите, сколько вам обходится перелет и куда. Из Ленинградской области вот мнение: «Нечего было ломать малую авиацию». Авиатехник написал.

Тамара Шорникова: Дмитрий Адамидов, независимый аналитик в сфере транспорта и авиации выходит с нами на связь. Дмитрий, здравствуйте.

Дмитрий Адамидов: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий. Вот что касается создания лоукостеров. Они будут как, в какой форме собственности, в каком виде? Это будут дочерние компании уже нынешних, существующих, больших авиаперевозчиков или какие-то частные, отдельные?

Дмитрий Адамидов: Вы знаете, по классике лоукостер - это всегда отдельное юридическое лицо. Хотя у нас есть Победа - такой квазилоукостер, который при Аэрофлоте и поэтому он, собственно говоря, так успешно развивался. И лоукостер - это компания, которая может делать бюджетные перевозки, при этом хотя бы выходя в ноль. Но, к сожалению, в российских условиях, у нас были такие попытки. Была Авианова, отчасти ВИМ-авиа пыталась тоже эту нишу занимать. Но ничего хорошего из этого не вышло, потому что модель лоукостера, к сожалению, в российских условиях не жизнеспособна. Там есть нюансы, то, что уже обсуждалось - это необходимо достаточно большое количество воздушных судов, достаточно легкий к ним доступ. Там есть регулятивные нюансы.

Надо сейчас сказать, что лоукостеры у нас ввиду пандемии... И перед пандемией тоже был достаточно сложный год, потому что у нас были и фактически банкротство Ютэйра, и многие такие другие события. У нас сейчас, по сути, все немножечко лоукостеры, потому что вот те цены, которые называли, допустим, у вас в эфире, из Камчатки в Москву 8 тысяч, в 2006 году они были где-то 16 - 18. Это как раз был подъем рынка, население могло это платить, и ни о каком субсидировании тогда речи не шло. А сейчас даже с субсидированием перевозки достаточно скромные. Поэтому можно сказать, что у нас сейчас все лоукостеры.

Тамара Шорникова: Дмитрий, и при этом для кого-то низких ценах, для кого-то не очень, большинство тарифов-то безбагажные, то есть действительно за допуслуги пытаются добирать какие-то деньги авиакомпании. У меня вопрос, буквально коротко, если сможете ответить. Есть какая-то прямая связь количества компаний - цена билета? Мы гарантируем, что если будет больше компаний, в том числе низкобюджетных, то нам, действительно, станет выгоднее летать? Потому что мы видим: одни и те же расстояния, суммы абсолютно разные. И кажется, две авиакомпании, 15 - цены как будто бы выставляются от фонаря.

Дмитрий Адамидов: Вы знаете, связь тут совершенно не такая. Связь такая, что авиакомпании пытаются забрать максимальное количество денег, сколько пассажир может заплатить за перевозку. А сколько их будет, две или 200 - это совершенно не важно, вести они себя будут одинаково абсолютно. Поэтому тут вот такой связи нет, равно как и связи расстояний и цены. Это в авиации не работает.

Иван Князев: Вернемся сейчас еще к этому вопросу. Послушаем телезрителя. Валерий из Красноярска, по-моему. Красноярский край у нас на связи.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: Здравствуйте. Алло.

Иван Князев: Слушаем вас, Валерий.

Зритель: Это Минусинск Красноярского края. Зовут меня Валерий. Я много летал в советское время, но пришел к выводу, что авиация - это вчерашний день. Нужны новые виды транспорта, и они уже есть. Есть струнные дороги Юницкого.

Иван Князев: О, как!

Зритель: У него две тестовых площадки. Одна находится под Минском, другая находится в Шарджи, Арабские Эмираты. Во-первых, этот вид транспорта, он гораздо экономичнее и очень экологичный. А авиация сегодня, имея двигатели, которые поглощают керосин и прочее топливо, очень большой вред наносят воздуху.

Иван Князев: Да, Валерий, понятно. Спасибо. Мы, к сожалению, вряд ли специалисты в таких вот, не знаю, технологиях.

Тамара Шорникова: Альтернативные способы, конечно, развиваются. И еще вопрос. Все-таки цены волнуют телезрителей. Очень многие вспоминают советское прошлое, возмущаются, что ни количество, ни расстояния каким-то прямым образом не влияют на цену. Это удивляет наших телезрителей. Они вспоминают, что раньше был определенный тариф, там, Москва - Воронеж столько-то рублей. И это было железно. В высокий сезон, в низкий сезон, в июле, в январе. Сейчас за один день цена может вырасти раза в три.

Иван Князев: Да, при этом есть спрос на направление, нет спроса. Нет спроса, все равно повышают. Есть спрос - опять повышают.

Тамара Шорникова: Вопрос, соответственно, почему все-таки так происходит? Не от жадности ли излишней авиакомпаний?

Дмитрий Адамидов: Абсолютно от жадности. Ровно вы ответили на свой вопрос сами. Авиакомпании должны зарабатывать деньги...

Тамара Шорникова: Я все-таки надеялась, что я буду не права.

Дмитрий Адамидов: И, по большому счету, у них вариантов других нет. Это как только у вас... Вы не можете увеличить количество предложения, вы, естественно, работаете ценой. И у всех компаний это работает совершенно одинаково. Поэтому чтобы сделать советскую систему, нужно просто во главу угла поставить перевозки. Соответственно, это должна быть государственная компания, у которой задача перевезти пассажиров, а не заработать деньги.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо.

Иван Князев: Опять мы возвращаемся к государственному вопросу в авиации. Спасибо вам большое. Дмитрий Адамидов, независимый аналитик в сфере транспорта и авиации был с нами на связи.

Тамара Шорникова: И следующая тема.

Когда и куда они начнут летать? И почём?