Роман Лункин: Славянские язычники лучше представлены в виртуальном пространстве, в социальных сетях в 2000-е годы, первыми осваивали Интернет

Гости
Роман Лункин
руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

Ангелина Грохольская: Язычники – для меня это понятие было чем-то из далёкого прошлого и немного сказочного: бог Ярило, Велес, Перун. Как связать всё это с XXI веком, гаджетами, технологиями? Какие сегодня могут быть верования в природу и поклонение деревьям? Мы решили поговорить об этом нашим гостем: с нами на связи Роман Лункин – руководитель центра по изучению проблем религии и общества института Европы РАН.

Роман, здравствуйте!

Роман Лункин: Здравствуйте, приветствую вас!

Ангелина Грохольская: Откуда язычники взялись в XXI столетии?

Роман Лункин: Язычники – это довольно популярное явление, само по себе язычество, языческое движение. Прежде всего надо сказать, что современные экологи – это отчасти язычники и рассматривают всё-таки природу как некую такую ноосферу. Вот ноосфера – это ведь философское понятие достаточно популярное, но обозначает оно, в общем, как бы разумную природу, то есть оно сродни такому пантеизму, это и есть языческое мировоззрение.

Ангелина Грохольская: В каких регионах больше всего язычников?

Роман Лункин: Можно выделить, к примеру, шаманизм, шаманизм народов Крайнего Севера, есть шаманизм, который возник на буддийской почве, в Бурятии, в Туве. И, к примеру, в Бурятии и Туве иногда довольно сложно отличить, это шаман или буддийский лама, то есть там такое сочетание разных практик, в которые иногда в Бурятии включаются какие-то православные традиции: сами православные приходят и к шаманам, и к ламам и передают им записочки «за здравие» и «за упокой», то есть возникает такой некоторый симбиоз. Есть язычество сохранившееся, то есть это не просто какая-то реконструкция, к примеру, в Якутии, там существовал ещё в 2000-е годы целый такой языческий центр. Но сейчас в основном всё-таки языческие организации действуют в качестве общественных организаций, а в качестве религиозных зарегистрированы организации, по-моему, только в Бурятии и в Марий Эл.

Ангелина Грохольская: А есть какой-то регион, где язычество сохранено и поддерживается на уровне официальной религии?

Роман Лункин: Вот у нас Марий Эл – это просто уникальный регион, поскольку в Марий Эл существует марийская традиционная религия, это, можно сказать, единственная действующая на уровне субъекта Федерации языческая организация, признанная властями. Языческого жреца имеют там картом, и вот этот карт, жрец, входит в том числе в совет при главе Республики по религиозным организациям, там заседает в свое шапке специальной. И на уровне Марий Эл там даже есть специальная региональная программа по защите священных рощ, чего нет, наверно, ни в одном другом субъекте.

Ангелина Грохольская: Язычество не означает отрицание каких-то современных технологий?

Роман Лункин: Думаю, что это очень хорошо сочетается, и, к примеру, сложно себе представить, что современные экологи или какой-нибудь «Гринпис» не пользуется современными технологиями, наоборот, пользуется. Более того, это сейчас, можно сказать, такой мировой глобальный тренд, когда на всех экономических форумах выступает та же самая Грета Тунберг, и вот эта Грета провозглашает верховенство природы и природных сил и необходимость их защиты всеми доступными модерновыми средствами. Соответственно, так же себя ведут и язычники. К примеру, славянские язычники, которые, конечно, почитали рыбаков – язычество Древней Руси и книгу волхвов, и на этой основе, можно сказать, мировоззрение реконструировали. В 90-е годы как раз у нас это произошло, когда всё возрождалось, даже то, чего не было, как это ни парадоксально звучит. И, соответственно, славянские язычники лучше представлены в виртуальном пространстве, мощно были представлены в социальных сетях в 2000-е годы, первыми осваивали интернет, там были целые порталы языческие и сейчас, которые сохранились. Но в целом это как раз религия очень современная, я бы сказал, потому что, понимаете, исторической традиции осталось мало, вот эти жрецы и шаманы есть только у народов Крайнего Севера – где-то в Сибири и на Дальнем Востоке, а вот скандинавское, славянское язычество и финноугорское на северо-западе России, оно, в общем, очень современное.

Ангелина Грохольская: Можно ли тогда их тогда язычниками назвать?

Роман Лункин: Почему нужно рассматривать религию как нечто такое отсталое? Религия – это, наоборот, очень прогрессивное явление и всегда было.

Ангелина Грохольская: Вам лично доводилось присутствовать на каких-то праздниках языческих, современных, естественно? Может быть, участвовать в обрядах? Просто интересно, как это всё происходит.

Роман Лункин: На праздниках я присутствовал – Ивана Купала и Солнцестояние, то, что язычники устраивали. Но сам я в обрядах не участвовал, а просто был в качестве такого социолога-наблюдателя, можно сказать, без особо включённого наблюдения, я просто больше люблю с ними пообщаться, и они тоже любят пообщаться. Кстати, как многие такие люди, которые заряжены какой-то определённой идеей, очень привержены этой идее, как, например, старообрядцы, язычники, баптисты, пятидесятники – все любят поговорить и доказать свою правоту, свою истину. У славянских язычников есть несколько направлений. Первое направление – это, которое придерживается всё-таки какой-то исторической истины, правды, копается в источниках. Второе направление – такое мистически-философское уже с мистикой, энергетикой, где смешивается язычество с Живой Этикой Рерихов, Елены Ивановны Рерих, какая-то такая космогония, я такими тоже сталкивался. И третье – такое националистическое, которое сейчас уже практически ушло в прошлое, но раньше, в 90-е, 2000-е годы тоже они были очень заметны – язычники-националисты, которые очень агрессивно относились к православию, например, к православной церкви. Но сейчас в тренде, как мне кажется, более культурное славянское язычество. Особенно популярно на северо-западе, там они сотрудничают со скандинавскими язычниками в разных странах и с балтийскими язычниками, очень популярно язычество в Литве, в Польше, в Скандинавии: в Финляндии, в Норвегии, так что, в общем, ареал достаточно большой.

Ангелина Грохольская: Я всё-таки хочу про какой-нибудь обряд услышать, то, что вы видели, просто ваши впечатления.

Роман Лункин: Это было уже очень давно, дет 20 назад, но мне это врезалось очень сильно в память. Мы были с коллегой на Сахалине у нивхов, нивхи – это народ Крайнего Севера, живёт на Сахалине. И там был обряд призывания матери моря: просто на берегу моря костёр, там все жарят горбушу, очень старенькая женщина-шамана, которая, как сейчас помню, пила, для того чтобы, видимо войти в транс, водку, на которой было написано «русская», от чего мне стало как бы немножко стыдновато. Это был действительно очень интересный мистический обряд, она призывала эту матерь моря на всех, она молилась о хорошем улове рыбы, о благоденствии для всего племени. Мурашки по коже идут, когда слышишь вот такого рода моления, то есть я всё-таки социолог, который с таким мистическим чувством относится и очень бережно относится к любым религиозным эмоциям.

Ангелина Грохольская: И вы верите в это, что сработает?

Роман Лункин: Я верю, что любая молитва, любое сказанное слово работает, вот в это я точно верю. И верю как христианин, как православный человек верю в то, что обращение к самым разным силам работает, только, смотря к каким силам обращаться.

Ангелина Грохольская: Надо к добрым.

Роман Лункин: Но я, например, не считаю, что все пути ведут к одному богу, они, скорей, ведут к разным богам, как покарают социологические исследования. Боги разные, ценности разные, мировоззрения разные – это тоже хорошо, потому что Бог создал человека многообразного и в этом есть, собственно, всё счастье нашего мира, жить в этом мире.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное за эту беседу! Будем верить и обращаться только к светлым силам.

Роман Лункин: Спасибо большое!

Ангелина Грохольская: Спасибо большое, до свидания!

Роман Лункин: До свидания!