Почему автомобили подорожали

Гости
Сергей Удалов
исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве
Виктор Похмелкин
председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»

Иван Гостев: Возвращаемся в студию. Это прямой эфир. По-прежнему программа «Отражение». По-прежнему Дарья Шулик и Иван Гостев.

Уважаемые телезрители, а особенно автомобилисты, вы заметили, как за последние годы подорожали машины? Мы с Дарьей заметили.

Дарья Шулик: О да!

Иван Гостев: По данным «Автостата», за пять лет новые легковушки выросли в цене на 40%. Если в 2015 году в среднем по рынку цена на новый автомобиль составляла 1 миллион 200 тысяч рублей, то теперь – уже 1 миллион 676 тысяч. Средняя стоимость отечественного авто составляла около полумиллиона рублей, а сейчас за него придется выложить не менее 700 тысяч. А иномарки подорожали еще сильнее – аж на 44%, или 600 тысяч рублей.

Дарья Шулик: Почему же так поднялись цены? Эксперты «Автостата» говорят: «Основная причина – в девальвации рубля к основным валютам». Все мы помним стремительные падения рубля, например, в 2016 году, да и в этом году тоже.

Иван Гостев: Сложно такое забыть.

Дарья Шулик: Да. Называют и другие факторы. Между тем продажи новых автомобилей за второй квартал этого года упали на 44% по сравнению с прошлым. И рост цен, безусловно, стал одной из причин такого падения спроса.

Иван Гостев: Давай узнаем у наших телезрителей, почувствовали ли они скачок цен. Уважаемые телезрители, вы ощутили рост цен? Можете позволить себе новый автомобиль? А может, считаете, что лучше купить подержанный и не переплачивать? Напишите нам, позвоните.

А мы сейчас обсудим эту тему с нашим экспертом – Сергеем Удаловым, исполнительным директором аналитического агентства «Автостат». Сергей Валерьевич, здравствуйте.

Сергей Удалов: Добрый день.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Иван Гостев: Эксперты говорят, что в основном из-за того, что рубль подешевел по отношению к остальным валютам – это главная причина, почему цены подорожали. Это так? Или есть какие-то еще причины?

Сергей Удалов: На самом деле это действительно первая причина – рост курсов валют, потому что во всех практически автомобиля, даже в отечественных, есть валютная составляющая. Поскольку автопром у нас глобальный, то часть компонентов и материалов производится за рубежом и связана с изменением курсов валют. Первый заметный скачок был на самом деле в конце 2014 года, когда автомобили достаточно серьезно подорожали.

При этом здесь надо отдать должное производителям, что они выравнивают этот рост цен и сдерживают. То есть если валюты могут прыгнуть в течение нескольких дней, то автомобили в цене повышаются плавно.

Затем, у нас в конце каждого года заявляется о том, что на следующий год будут также какие-то изменения. Это было изменение НДС, из-за чего цены на автомобили выросли. Это было изменение утилизационного сбора, из-за чего цены на автомобили выросли. И сейчас заметный рост цен идет, который на самом деле все-таки сдерживают производители. В начале этого года – падение цен на нефть, рост валют. И цены по этому году будут продолжать на самом деле расти.

Дарья Шулик: Сергей Валерьевич, если убрать эти факторы, на которые, к сожалению, никто из нас не может никаким образом повлиять (я имею в виду – рост валют, налоги и прочее), вообще из чего состоит цена на машину?

Сергей Удалов: Цена на машину состоит… Ну, на самом деле достаточно много составляющих.

Дарья Шулик: Основные, скажем так.

Сергей Удалов: В первую очередь это цена автокомпонентов, это различные налоги и это стоимость ее производства. Ну и затем – логистика, доставка к потребителям.

Дарья Шулик: Вот смотрите. Вы сказали, что стоимость производства. Все мы знаем, что большая часть, скажем так, иностранных автомобилей производится на территории нашей страны. И казалось бы, что цены должны быть поприятнее. Вроде и заводы все здесь, а цены ого-го какие большие.

Иван Гостев: А у меня, кстати, тоже еще один вопрос, Сергей Валерьевич, хочу дополнить. Ну смотрите. Мы же действительно собираемся в России и платим рубли нашим сотрудникам, которые собирают машины. Почему тогда такая сильная зависимость от доллара?

Сергей Удалов: Смотрите. На самом деле 85% автомобилей, продаваемых сегодня на рынке, собираются у нас в стране, и только 15% – это импортные машины. Но при этом локализация производства пока недостаточная. То есть довольно большая часть компонентов по-прежнему приходит из-за рубежа. То есть все производители иностранные, но производящие машины у нас в стране, пытаются повысить локализацию.

Правительство устанавливает различные льготы – например, господдержка на покупку тех автомобилей, которые собираются в стране. Но тем не менее пока еще достаточно сложно все локализовать, в том числе из-за того, что у нас очень нестабильная экономика. И какие-то компоненты, оказывается, тем не менее все равно выгоднее ввозить из-за рубежа.

Иван Гостев: Сергей Валерьевич, вы упомянули господдержку. А какие программы сейчас вообще существуют поддержки покупателей автомобилей?

Сергей Удалов: Сейчас это субсидирование покупки автомобилей в кредит – так называемые «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». То есть это скидка в 10% на автомобиль при покупке автомобиля в кредит, если этот автомобиль произведен в стране, если его цена до 1,5 миллиона рублей. И там либо один ребенок в семье должен быть, либо это первый автомобиль этим владельцем приобретается. И тогда там идет скидка.

На самом деле эти программы очень хорошо работают. В этом году, по-моему, больше 85 тысяч автомобилей было уже продано по этим программам, включая льготный лизинг еще.

Иван Гостев: Давайте вместе с вами послушаем звонок, в студию дозвонилась Лариса из Ленинградской области.

Дарья Шулик: Лариса из Ленинградской области. Здравствуйте, Лариса.

Зритель: Добрый день.

Дарья Шулик: У вас есть машина?

Зритель: У нас есть машина отечественной марки, не очень новая. И мы бы хотели поменять машину на новую, но пока не можем.

Дарья Шулик: А на новую отечественную или нет?

Зритель: Отечественную. Мы иномарки не рассматриваем. Мы живем в Ленинградской области и нет возможности рассматривать иномарки.

Иван Гостев: А на какую отечественную, если не секрет?

Зритель: Мы хотели бы приобрести LADA Largus, но пока не можем – дороговато для нас.

Иван Гостев: А сколько она стоит? Вы общались уже с центрами или просто смотрели в Интернете цену?

Зритель: Нет, мы просто в Интернете пока смотрели. Ну, пока возможности нет.

Иван Гостев: Понятно. Спасибо большое, Лариса.

Дарья Шулик: Спасибо.

Иван Гостев: Сергей Валерьевич, вопрос такой. Да, действительно многие пользователи у нас, покупатели, да что греха таить, мы с Дарьей тоже, мы смотрим цену в Интернете и звоним затем менеджерам в дилерских центрах, они эту цену подтверждают. Мы приходим радостные, допустим, в дилерский центр, а там нам называют цену в полтора раза больше. Вот как так происходит?

Сергей Удалов: Ну, в полтора – на самом деле это как-то очень сурово. Наверное, вы куда-то не туда звоните.

Иван Гостев: Не туда зашли, да?

Сергей Удалов: По официальным дилерам – я думаю, сейчас там конкуренция достаточно жесткая между ними. И я думаю, что чаще всего все-таки цена, которая называется по телефону, она как-то более или менее близка должна быть к тому, что вы увидите в салоне.

И здесь еще один важный момент, наверное, о котором стоит сказать: сейчас практически все банки тоже конкурируют за пользователей, за хороших, будем говорить, людей, у кого есть хорошая кредитная история и так далее. В принципе, сейчас практически все автомобили можно приобрести в кредит. При этом еще какие-то дополнительные программы от банков есть и от производителей.

Дарья Шулик: Сергей Валерьевич, вот смотрите, тут еще такая ситуация получается с новыми автомобилями. Приходишь ты в салон, покупаешь. Копил долго на автомобиль, купил его, сел в него. И только ты выехал из салона – и твой автомобиль стремительно начинает дешеветь.

В связи с этим, как по-вашему, не получится, что этот рынок новых автомобилей, которые ну уж очень стремительно дорожают, скажем так, сам себе роет яму, и все-таки больше будут покупать автомобили не новые, потому что они, во-первых, не так дешевеют, как новые автомобили? Как автопрому правильно поступить, в том числе автосалонам?

Сергей Удалов: Здесь на самом деле тоже два момента. Рынок автомобилей с пробегом достаточно большой, и сейчас те же дилеры продают автомобили с пробегом и с гарантией, практически как на новые автомобили. То есть здесь можно выбирать из автомобилей с пробегом.

И второй момент – по новым автомобилям. Мы несколько лет составляем рейтинги, какой автомобиль на сколько подешевеет в первый, второй, третий и пятый год. Сейчас из-за того, что цены на новые автомобили растут достаточно быстро, а за ними подтягиваются и цены на автомобили с пробегом, при этом из-за этой ситуации быстрого роста цен получается, что вы, в принципе, можете в рублях продать автомобиль часто через три года по той же цене, что и купили.

Иван Гостев: По той же цене?

Дарья Шулик: По той же? Я такого никогда не видела.

Иван Гостев: Слушайте, я читал, например, исследования, и там говорят, что минимум 10–20%. А бывает, что машины и на 50% дешевеют даже.

Сергей Удалов: Да, «премиалка» дешевеет сильнее и быстрее, а бюджетные на самом деле дешевеют медленнее. Но я думаю, что на эти вещи тоже стоит обращать внимание, когда вы выбираете автомобиль, на эти рейтинги, какой из автомобилей, какая марка, модель и даже в какой комплектации, как быстро она дешевеет. То есть на это сейчас уже есть смысл обращать внимание. И эта информация сейчас уже, в принципе, есть.

Иван Гостев: Вот пишут из Москвы: «Новое авто нужно будет для удовольствия. Сейчас жизнь на нервах, на пособие не прожить, поэтому я беру подержанную машину». Вот интересно тоже, да? Пишут еще из Москвы сообщение: «Покупаю у дилеров в салонах. Без допоборудования купить практически невозможно».

То есть приходишь в салон, хочешь купить базовую комплектацию, а тебе говорят: «Ее нет. Покупай, пожалуйста, на 100–200 тысяч дороже».

Дарья Шулик: То есть навязанные услуги, да?

Иван Гостев: Навязанные услуги. Вот насколько это частая ситуация?

Сергей Удалов: Ну, такая ситуация есть. Но при этом базовый автомобиль в базовой комплектации все-таки купить возможно, но его придется дольше ждать. То есть его надо будет заказать и понимать, что он придет с производства через два месяца. Может быть по-разному.

Ну и еще один момент. Сейчас на самом деле из-за того, что, как мы видели, валюты выросли достаточно серьезно, а автомобили пока выросли не так, мы понимаем, что автомобили достаточно быстро будут догонять.

Иван Гостев: А, то есть мы еще ждем увеличения роста цен, да?

Дарья Шулик: То есть это еще не предел, да?

Сергей Удалов: Да, рост будет продолжаться. Потому что цены на автомобили выросли, допустим, с начала этого года на 6–9% (по-разному), а валюты выросли гораздо сильнее.

Дарья Шулик: То есть нам когда ждать шоковых цен? Осенью? Или чуть попозже?

Сергей Удалов: А шоковых цен не будет. Если смотреть за эти шесть лет, которые проходили, то цены на автомобили поднимались очень плавно из-за конкуренции. То есть производители смотрят между собой, чтобы не оказаться компанией, которая быстрее всех подняла цены. Естественно, все пойдут к конкурентам. Поэтому цены поднимаются плавно на автомобили, но поднимаются.

Иван Гостев: Сергей Валерьевич, давайте вместе с вами послушаем звонок, Евгений из Белгорода хочет нам рассказать о своем опыте. Евгений, здравствуйте.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот послушайте. У нас старая машина, мы хотели где-то с месяц назад купить LADA Vesta. Так как у меня на жене еще ни одной машины не было, решили мы купить по программе «Первый автомобиль». Хотели купить за наличный расчет, но когда пришли… Эта программа «Первый автомобиль» подразумевает, что за наличку нельзя, а только через кредит. И когда мы все эти кредиты обсчитали, все эти лишние банковские услуги, плюс еще КАСКО, то получается, что никакой скидки нет.

Иван Гостев: А, то есть скидки и нет, да?

Зритель: Ну а как? Ведь «съедают» банковские услуги, КАСКО. И получается, что проще взять за наличку без всякой программы «Первый автомобиль», чем воспользоваться программой «Первый автомобиль» через банк. Получается, что ну никакой скидки нет. Вот так получается.

Иван Гостев: Евгений, спасибо.

Дарья Шулик: Выгоды никакой.

Иван Гостев: Сергей Валерьевич, как вы прокомментируете? Говорили, что такая выгодная программа.

Сергей Удалов: Здесь ситуация следующая. Если у вас действительно есть наличка на автомобиль, то можно еще за то, что ты покупаешь наличкой, с дилером договориться о какой-то скидке.

Иван Гостев: Ну подождите, это с дилером. Это не госпрограмма уже, правильно? Это уже другое.

Сергей Удалов: Это выгодно, если у вас сейчас нет денег, чтобы купить автомобиль, и вы будете платить 3–5 лет. То есть это для тех людей, у кого нет возможности реально… Вот первая женщина звонила. Наверное, больше для нее это.

Иван Гостев: Сергей Валерьевич, я так понимаю, это же все-таки не государственная программа. Это имеется в виду – с дилером напрямую договориться. Это же совсем другое, правильно?

Сергей Удалов: Это другое. Но если вы хотите купить в кредит и у вас есть, условно говоря, 10 тысяч в месяц, 7 тысяч в месяц, то тогда как раз вы получите эту скидку от государства на первоначальный взнос.

Иван Гостев: Как раз пишут…

Сергей Удалов: То есть здесь всегда баланс. Если у вас есть возможности, то вы можете использовать другие механизмы. Если вы ограничены в ежемесячных поступлениях, то тогда, наверное, вот эта программа вам удобна.

Иван Гостев: Понятно. Спасибо большое, Сергей Валерьевич, за ваше мнение.

Дарья Шулик: Спасибо.

Иван Гостев: Давайте…

Дарья Шулик: Вот смотри, интересное сообщение из Воронежской области.

Иван Гостев: Что пишут?

Дарья Шулик: «Цены на автомобили нужно повысить в разы, потому что уже сейчас машин на дорогах чрезмерное количество, а все дворы забиты под завязку».

Иван Гостев: Интересно! То есть бороться с пробками, да?

Дарья Шулик: Видимо, пишут те, которые не имеют машины.

Иван Гостев: Интересно! Давайте сейчас узнаем, что думают наши телезрители. Мы запустили опрос: «Можете ли вы позволить себе новый автомобиль?»

ОПРОС

Дарья Шулик: Выражение «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» сейчас абсолютно неактуально.

Иван Гостев: Ну да.

Дарья Шулик: Это роскошь, и еще какая!

Иван Гостев: Действительно. Многие советуют, говорят: «Давайте пересядем все на велосипеды – вот и сэкономим». Вот такие предложения поступают.

Дарья Шулик: В некоторых государствах, кстати, так и поступают.

Иван Гостев: Между прочим, да.

Давайте послушаем звонок. Что нам скажет телезритель? Олег из Смоленска.

Дарья Шулик: Здравствуйте, Олег.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел узнать, а сейчас возможно ли вообще в автосалоне купить автомобиль без кредита?

Иван Гостев: Ну, по своему разумению – думаю, что да.

Дарья Шулик: Если у вас есть деньги, то приходите и покупайте.

Иван Гостев: Вы имеете в виду – без навязанных опций или без кредита?

Зритель: И без того, и без другого. Как можно больше.

Иван Гостев: Хорошо. Ну давайте мы сейчас вопрос ваш переадресуем нашему эксперту. Пообщаемся с Виктором Похмелкиным, председателем общероссийского Общественного движения автомобилистов России. Виктор Валерьевич, здравствуйте.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Виктор Похмелкин: Здравствуйте, добрый день.

Иван Гостев: Вот зритель задает вопрос: можно ли в автосалоне купить автомобиль без навязанных опций? Да еще и кредит продвигают активно, видимо, как услугу.

Виктор Похмелкин: Вы знаете, можно. Собственно говоря, и сам я совсем недавно, несколько месяцев назад, как раз купил автомобиль. Правда, я сам выбрал целый ряд дополнительных опций, но без кредита.

Другое дело, что, как правильно у вас было сказано, очень многие льготы сегодня распространяются прежде всего на кредитные автомобили. На мой взгляд, это совершенно неправильно. Понятно, что здесь еще «кормятся» банки со всего этого, «кормятся» страховые компании, поскольку КАСКО обязательно, когда машина в кредит берется. Но, на мой взгляд, конечно, должны быть государственные программы, которые поддерживали бы приобретение автомобиля за наличный расчет, то есть сразу, но при этом стимулировали бы определенные факты.

Скажем, как была программа утилизации автомобилей. Она не столько на утилизацию была направлена, а сколько на то, чтобы реализовать прежде всего отечественные машины, машины, произведенные в Российской Федерации. И она очень успешно работала, надо сказать.

Иван Гостев: А что с ней?

Виктор Похмелкин: А она просто закончена. Там было, по-моему, 200 тысяч автомобилей. Они все были куплены, все до одного. То есть эта программа была выполнена на 100%. Новая, к сожалению, пока не запускается.

Дарья Шулик: Ну а сейчас только эти две программы, о которых мы чуть ранее говорили (я имею в виду – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), действуют?

Виктор Похмелкин: Ну, насколько я знаю… О других я просто не слышал. Может быть, я не все знаю, но, по-моему, других нет.

Иван Гостев: Виктор Валерьевич, давайте знаете о чем поговорим? О ценообразовании. Вообще как получается та цена, которую мы видим? Это головной офис в Европе, допустим, если иномарка, дает цену и потом спускает дилерам? Или дилеры сами ее ставят? Вот как это происходит?

Виктор Похмелкин: Нет, конечно, головной офис в первую очередь цены определяет. Дилерские надбавки очень невысоки, потому что… Мне жаловались тоже дилеры (а мы с ними разговаривали): «Если мы совсем чуть-чуть что-то и получаем, дай бог продать по себестоимости машину».

Понятно, какие факторы работают: рост валюты по отношению к рублю, налоги. За последнее время НДС вырос, утилизационный сбор поднялся. Новые опции появляются в автомобилях, а они тоже стоят денег, как бы там ни было. Производители заботятся о безопасности, о комфорте автовладельцев. Все это удорожает машины.

И еще один, конечно, существенный фактор, о котором пока не говорили. Доходы-то нашего населения, мягко говоря, не растут.

Иван Гостев: Ну конечно.

Виктор Похмелкин: Они не то что не поспевают за инфляцией, а они просто…

Иван Гостев: Скажите, пожалуйста, а производители делают скидку на такое, в общем, плачевное состояние некоторых наших потребителей? Или они хотят сверхприбылей?

Дарья Шулик: Денег-то нет, все равно никто покупать не будет. Они же тоже должны как-то выживать в этой ситуации.

Иван Гостев: Конечно.

Виктор Похмелкин: Они и рады были бы, но, во-первых, есть объективные факторы, а во-вторых, есть еще такая опасность: если они начнут продавать с серьезными скидками, то они потеряют в какой-то степени рынок.

Сейчас огромные кладбища новых автомобилей существуют. Вы можете посмотреть в Интернете. Это просто колоссальные пространства, занятые новыми автомобилями, которые не проданы, но производители и продавцы отказались продавать их со скидками. Лучше подождать какой-то более благоприятной конъюнктуры, чем…

Дарья Шулик: То есть не хотят заработать сейчас, а ждут каких-то больших доходов в дальнейшем? А вдруг не случится? Это же тоже риск такой.

Виктор Похмелкин: Ну конечно, есть риски – они и в ту, и в другую сторону. Сейчас ситуация и у производителей, и у дилеров очень непростая. Она, может быть, даже гораздо более сложна, чем у нас, у покупателей

Дарья Шулик: Вы знаете, такая ситуация: кто первый даст слабину.

Иван Гостев: Ну да, действительно. Игра на повышение.

Дарья Шулик: Салоны не дают скидки. Люди не покупают, ждут, а вдруг будет дешевле.

Иван Гостев: Кто первый сломается.

Дарья Шулик: И каждый выжидает.

Иван Гостев: Вот как вы считаете, Виктор Валерьевич?

Виктор Похмелкин: Я вам скажу, когда я недавно покупал машину, просто огромное количество звонков от самых разных автосалонов! Предлагали разные условия. Конечно, по-разному себя вели эти автосалоны, надо сказать: кто-то обманывал откровенно, кто-то достойно выглядел.

Во всяком случае, конечно, есть очень существенная конкуренция. Это фактор, который сдерживает цены. Но вместе с тем, к сожалению, низкий уровень доходов наших граждан и то, что общая экономическая ситуация очень неблагоприятная – это не позволяет нам надеяться на то, что цены не то что упадут, а на то, что хотя бы стабилизируются. Я согласен с прогнозом, что цены до конца года и далее будут расти.

Иван Гостев: Давайте вместе с вами послушаем звонок – Ольга из Волгограда. Ольга, здравствуйте.

Дарья Шулик: Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Здравствуйте. Я хочу с вами поделиться своей историей покупки автомобиля. Приобретала я автомобиль в июне месяце этого года. Была нацелена на приобретение автомобиля LADA. Обошла три дилерских центра в нашем городе. Все они были нацелены на то, чтобы я взяла автокредит. Программа «Первый автомобиль» дается только тем покупателям, кто берет автокредит. Естественно, в этот автокредит уже это все заложено, вся эта стоимость, эти минус 10%. То есть в выигрыше остается не покупатель автомобиля.

У меня было условие: «Ребята, мне не надо автокредит, я не хочу. У меня наличные деньги. Я пришла к вам с наличными деньгами, хочу совершить покупку за наличные деньги». Но прессинг был такой в этих трех дилерских центрах, что… Понимаете, им не выгодно, чтобы человек покупал за наличные деньги. Вот им выгодно повесить на тебя автокредит. Плюс КАСКО по этому автокредиту, проценты по этому КАСКО тебе начисляются пять лет.

Вот эта программа от государства, государственная поддержка… Я считаю, что если действительно государство хочет помочь своим гражданам в приобретении автомобиля, то эта программа должна быть безусловной. То есть не надо ставить условие: «Если ты покупаешь автомобиль только в кредит, то тогда мы тебе сделаем скидку минус 10% на его стоимость». Если вы хотите помогать со стороны государства – значит, помогайте людям, у которых действительно этот автомобиль первый. И неважно, в кредит он его приобретает либо за наличный расчет.

Иван Гостев: Ну да. Спасибо большое. Ваша позиция понятна.

Дарья Шулик: Спасибо, Ольга.

Иван Гостев: Давайте прямо сейчас послушаем еще один звонок – Юрий из Тверской области.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Гостев: Слушаем вас, Юрий.

Зритель: Здравствуйте. Меня слышно?

Иван Гостев: Да-да.

Дарья Шулик: Да, слушаем.

Зритель: Хочу выступить в противовес всех этих заявлений, которые у нас сейчас прозвучали. Я покупал автомобиль в салоне не так давно. Может быть, мне так везет, но я покупаю не первый раз в салоне автомобиль. Та цена, которую мне сказали по телефону, она буквально совпадала с той ценой, которую я хотел. Мне предложили допуслуги, конечно, сразу. Ну, к примеру, 630 тысяч я обговаривал. Мне говорят: «У вас в эту сумму входят допуслуги». Я говорю: «Вы знаете, у меня такой суммы нет, у меня только 600». Короче, мне оставили эти «допы», и за 600 я купил автомобиль.

Дарья Шулик: А, так вот что надо! Нужно приходить и говорить: «У меня есть только такая сумма». И все.

Иван Гостев: «Больше не заплачу».

Зритель: Или выбираю салон, или просто… Я не знаю.

Иван Гостев: Ну, может, вам везет действительно, Юрий. Аура такая.

Дарья Шулик: Нет, у вас хороший способ. Действительно, приходишь и говоришь: «Вот либо такая сумма, либо ничего».

Иван Гостев: Спасибо большое, Юрий.

Дарья Шулик: Спасибо.

Иван Гостев: Давайте сейчас спросим у Виктора Валерьевича. Действительно, как правильно себя вести с автосалонами, чтобы они не навязывали допуслуги? Знаете, раньше еще были разные подарки, они так это называли. Допустим, покупаешь автомобиль – в подарок тебе дают турпутевку. А потом оказывается, что в этой турпутевке бесплатный только отель, а все остальное в три раза дороже.

Дарья Шулик: Ты ее уже оплатил.

Иван Гостев: Вот как себя правильно вести с салонами?

Виктор Похмелкин: Ну, прежде всего – уверенно и спокойно. Если вы знаете, чего хотите, и твердо на этом стоите, то, в конце концов, либо вы договоритесь с этим салоном, либо вы выберете другой. Сейчас, слава богу, машины, которые вас интересуют, они не в одном салоне. Есть действительно серьезная конкуренция между автодилерами. И это преимущество для покупателя, и этим надо пользоваться, безусловно.

Но тут, конечно, надо, повторю еще раз, просто иметь твердость характера. Безусловно, среди дилеров есть гении общения, коммуникаторы замечательные, которые могут уговорить так, что трудно отказаться.

Дарья Шулик: Такие психологи хорошие.

Виктор Похмелкин: Если вы с деньгами пришли в салон, то вы купите по той цене, которую вам там навяжут. Нет, надо, повторяю еще раз, твердо держаться той линии, которой вы хотите. Конечно, возможны маневры, но в рамках того, что вы изначально задумали. Если же что-то меняется в ходе таких переговоров, то лучше возьмите паузу, подумайте, взвесьте все, годится вам этот вариант или нет, поищите другие. То есть в любом случае спешить, вот так сгоряча соглашаться на то, к чему вас призывают в конкретном автосалоне, не стоит. Вот такая твердость и уверенность в своих силах, в конце концов, дает определенные плоды.

Я вас уверяю, сейчас у автодилеров не самая лучшая ситуация, и они готовы будут пойти на определенные скидки. У них такие возможности пусть и небольшие, но есть. Если, повторяю, они видят, что покупатель действительно хочет приобрести автомобиль, он заинтересован, а во-вторых, он знает, чего он хочет реально…

Иван Гостев: Виктор Валерьевич, давайте поговорим немножко о подержанных машинах. Какая там ситуация? Понятно, если новые так сильно дорожают, то, может быть, подержанные остались примерно на одном уровне?

Виктор Похмелкин: Нет, ну это же сообщающиеся сосуды. Понимаете, если растут цены на новые, то, естественно, они растут и на подержанные. Понятно, не в таких пропорциях, не в таких абсолютных цифрах, но тем не менее и рынок подержанных автомобилей тоже сейчас переживает не самые лучшие времена.

Кроме того, да, действительно, автосалоны активно торгуют такими машинами. Но даже в автосалонах никаких гарантий, что потом, купив этот подержанный автомобиль, вам не придется тратить большие деньги на ремонт, на обслуживание и так далее, и так далее, – таких гарантий, безусловно, нет.

Иван Гостев: Вы говорите, что даже автосалон не может предоставить гарантий. А что уж говорить, допустим, о сервисах в Интернете по продаже машин?

Виктор Похмелкин: Естественно. Новый автомобиль – это и официальная гарантия, это и меньшая стоимость эксплуатации. Нужно сказать, что три года новые автомобили не проходят обязательный технический осмотр – уже здесь серьезная экономия. Любая гарантийная поломка бесплатно должна устраняться и так далее.

Тем не менее, конечно, сейчас определенный переток покупателей от новых автомобилей к подержанным существует. Насколько эта тенденция продлится – сказать не могу. Я полагаю, что и на подержанные автомобили цены также будут расти. Это тоже, с моей точки зрения, устойчивая тенденция, во всяком случае в обозримом будущем.

Иван Гостев: Виктор Валерьевич, спасибо большое.

Дарья Шулик: Спасибо, Виктор Валерьевич.

Давайте мы перейдем к нашему следующему эксперту – это Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок». Петр, здравствуйте.

Петр Шкуматов: Добрый день.

Дарья Шулик: Слышали? Мы сейчас разговаривали, что жалуются, что и кредиты заставляют брать, и опции, которые совершенно не нужны. В общем, люди жалуются, жалуются.

Вот смотрите. Для меня лично, например, это очень интересное сообщение (и таких было несколько): «Добрый день. Мы покупали машину в 2011 году в салоне магазина, – то есть, соответственно, это новая машина. – А когда решили ее продавать, то выяснилось, что машина уже крашеная и ремонтировалась. По словам экспертов, такие случаи не разовые. Как такое возможно? И главное – как себя дальше в такой ситуации вести?»

Слышали о таких случаях?

Петр Шкуматов: Ну конечно. Это довольно часто распространенная ситуация, когда машину, допустим, везли на автовозе и… уронили.

Дарья Шулик: Ох!

Петр Шкуматов: Ну, не выкидывать же, в конце концов.

Дарья Шулик: Действительно! Зачем?

Иван Гостев: Можно подкрасить и продать.

Петр Шкуматов: Конечно. Поэтому ее, естественно, ремонтируют и дальше продают. Конечно же, покупателю автомобиля про это не рассказывают. Ну а если покупатель все-таки докопался до истины, то обычно умные автосалоны тихо берут этот автомобиль у него и дальше продают просто другому человеку.

Дарья Шулик: То есть они не пытаются сказать: «Да нет, это не у нас машина упала, а у вас в ходе эксплуатации»? Не может быть такого? Это еще доказать нужно, что это в салоне произошло, а не за период… В 2011 году люди купили машину, а сейчас, на секундочку, 2020-й. Скажут: «Вы девять лет на машину ездили, мало ли что у вас там произошло». Как доказывать?

Петр Шкуматов: Нет, ну очевидно, что сейчас это доказать невозможно, просто невозможно. И даже не стоит за это браться.

Дарья Шулик: То есть сразу из салона выезжаешь с новой машиной, едешь в сервисный центр и проверяешь?

Иван Гостев: На проверку.

Дарья Шулик: Я правильно понимаю?

Петр Шкуматов: Ну, вообще, конечно, нужно зайти на известный сайт объявлений, арендовать там толщиномер за 500 рублей в сутки и пройтись по автомобилю, посмотреть на толщину лакокрасочного покрытия. В принципе, техника абсолютно нехитрая, работает от одного нажатия кнопки. Наличие шпаклевки, в общем, будет видно просто по показаниям.

Дарья Шулик: Да это понятно, все приборы есть. Просто странно, что приходишь в салон, новую машину покупаешь, а оказывается…

Иван Гостев: Ну да, что вообще такой вопрос стоит.

Петр, скажите, пожалуйста… Мы наблюдаем постоянный рост цен на машины. И говорят, что повысятся еще. Затраты на парковку. Между тем появляются какие-то дешевые аналоги в виде дешевых такси, например, каршеринга (кратковременная аренда автомобилей). Как вы видите развитие вообще автомобильного рынка в России? Будут ли покупать, если дальше повысится цена?

Петр Шкуматов: Автомобильный рынок в России вообще надо рассматривать не в штуках, а в рублях. Он очень долгое время составлял порядка 2 триллионов рублей в год. В этом году за полугодие, если в расчете год к году говорить, в расчете на год, то он упадет на 10%. Точнее – упал на 10%. В следующем полугодии, точнее, в этом, в котором мы сейчас находимся, если он отрастет, то получится, что падение год к году будет 5%. Но все равно это очень большие деньги.

Количество выдаваемых автокредитов упало, прямо цифры говорят об этом, поэтому общее количество автомобилей тоже, которые продаются (я имею в виду – новые), естественно, упало. А вот цена их, естественно, подросла. Чудес не бывает, потому что даже те автомобили, которые собираются в России, более чем на половину состоят из комплектующих, которые сюда привозятся и закупаются за твердую валюту – за евро, за доллары, за йены, за юани, невозможно абсолютно. Естественно, если у людей нет денег, то они купят меньшее число автомобилей либо перейдут на покупку более дешевых марок.

Кстати, если вы посмотрите на статистику, то вы увидите, что продажи китайских автомобилей растут. На фоне общего падения продажи китайских автомобилей растут. Продажи автомобилей LADA тоже растут. В итоге получается так, что люди, у которых нет денег, которым отказали в выдаче автокредита по тем или иным причинам, просто переходят на более доступные автомобили, с точки зрения цены.

Дарья Шулик: Вы говорите, что растут. Мы только что смотрели стрит-ток, и люди говорят, что даже наши отечественные автомобили – дорого. Вот копят люди деньги на них.

Иван Гостев: А вот вопрос, кстати, насчет отечественных автомобилей. Получается очень интересная такая вещь. «АвтоВАЗ» на 75% принадлежит Renault, да? А Renaul сам собирается у нас в России, так же как и KIA, и Hyundai, и Volkswagen. А что вообще считать-то этими отечественными автомобилями?

Петр Шкуматов: Как такового отечественного автомобиля уже нет. У нас есть мировое разделение труда. Одни комплектующие производятся в Европе, другие производятся в Китае, третьи производятся в Индии, на Филиппинах, четвертые производятся в Тольятти. Вообще сейчас сложно сказать, что такое отечественный автомобиль. Мне кажется, его нет.

Допустим, самое интересное, что автомобиль Volkswagen Polo, который в Калуге собирается, он самый отечественный автомобиль, потому что там некоторое время назад было больше всего комплектующих, которые производятся именно в России.

Иван Гостев: Ну и неплохая такая машинка. Правда? Я ездил.

Петр Шкуматов: Да, Volkswagen Polo – очень неплохой автомобиль, кстати, да. И самое главное, что в Калуге добились именно качественной сборки. Я просто знаю, какой кровью им это далось. Но у них получилось. И машины действительно хорошие получаются.

Но нельзя сказать, что на «АвтоВАЗе» не так. На «АвтоВАЗе» тоже была проведена большая работа по повышению качества. Я недавно ездил на LADA Vesta (правда, Sport), и я могу сказать, что это очень хороший автомобиль, который действительно совершенно меняет представление…

Дарья Шулик: А какая стоимость у этого автомобиля? Сколько он стоит?

Петр Шкуматов: Ну, около миллиона рублей.

Иван Гостев: Это же почти иномарка получается, даже дороже некоторых.

Петр Шкуматов: А вот на самом деле – нет. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля у нас в стране, нового автомобиля, продаваемого, уже превысила 1,5 миллиона рублей. Поэтому цена аналогичного автомобиля в 1 миллион, в общем-то, на 30% меньше, чем то, что может человек купить, допустим, корейского, японского или европейского.

Иван Гостев: Наверное, поэтому так много нам телезрителей, которые позвонили в эфир, в общем-то, хотят купить отечественные автомобили.

Из Саратовской области пишут: «Я подсчитал все расходы на машину. На такси ездить дешевле».

Дарья Шулик: И из Ленинградской области пишут то же самое.

Иван Гостев: То же самое, да. Может, все пересядем скоро на такси? Действительно, все дешевеет.

Дарья Шулик: С парковкой проблемы, кредиты. Нет смысла.

Петр Шкуматов: На самом деле такие исследования уже проводились много раз. Если человек редко передвигается на автомобиле и в основном использует общественный транспорт, то, конечно, держать личный автомобиль невыгодно. Но пробег годовой для того, чтобы вообще хоть как-то сравнялось, я уж не говорю…

Иван Гостев: Петр, буквально коротко, прошу прощения. У нас уже заканчивается время.

Петр Шкуматов: Он должен быть меньше, чем 3 тысячи.

Иван Гостев: Спасибо большое. К сожалению, уже не успеваем. Вернемся после новостей в студию.

За последние пять лет цены выросли на 40%. В чём причины - обсуждаем с автоэкспертами в ТЕМЕ ЧАСА