Кинотеатры закроются?

Гости
Михаил Картавкин
коммуникационный директор форума «Российский кинобизнес»
Алексей Васясин
генеральный директор объединенной киносети «Синема Парк и Формула Кино»

Виталий Млечин: Трудности с кино. Кинотеатры в российских регионах сокращают часы работы или открываются только в выходные дни; часть заведений и вовсе закрылась. Отрасли прогнозируют колоссальные убытки по итогам года.
А все из-за того, что из проката исчезли голливудские блокбастеры.
Марианна Ожерельева: Как же выживать кинотеатрам по стране? Давайте пробовать разобраться в этом непростом вопросе. Все-таки убытки действительно грядут.
Виталий Млечин: Да. Ходите ли вы в кино? Как чувствуют себя заведения в вашем регионе? Расскажите нам, пожалуйста. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений.
А прямо сейчас посмотрим сюжет нашего корреспондента из Якутии Романа Кутукова.
СЮЖЕТ
Виталий Млечин: Смотри, как интересно! А в Москве не крутят якутские фильмы.
Марианна Ожерельева: Проблема. Вопрос.
Виталий Млечин: Узнаем, почему. Но сначала спросим у вас: уважаемые зрители, нужны ли вам кинотеатры? Пожалуйста, напишите на короткий номер 5445 одно слово: «Да» или «Нет». Через 20 минут подведем итоги и узнаем, может быть, кинотеатры вообще не нужны в нашей стране.
Марианна Ожерельева: Ух!
Виталий Млечин: Ну а вдруг? А что? Скоро узнаем!
Марианна Ожерельева: Всяко бывает.
Виталий Млечин: С нами на прямой связи генеральный директор объединенной киносети Синема Парк и Формула Кино, Алексей Васясин. Алексей Валентинович, здравствуйте!
Марианна Ожерельева: Здравствуйте!
Алексей Васясин: Здравствуйте, Виталий! Здравствуйте, Марианна!
Виталий Млечин: Алексей Валентинович, по всей стране такая сложная ситуация у кинотеатров или в каких-то регионах получше?
Алексей Васясин: Да нет, по всей стране. Где-то, в частности, в Якутии есть якутское кино, которое оно больше как бы пользуется популярностью именно локально.
Но вы не правы в части того, что в остальной России якутское кино не показывают. Показывают. И показывают в Москве: вот буквально сейчас свежий фильм «Холодное золото», который показывает наша сеть. Но в целом ситуация драматичная во всех кинотеатрах России.
Марианна Ожерельева: Алексей Валентинович, а можно вот отмотать чуть-чуть? Вообще российские кинотеатры, я говорю по стране в целом, не в городах-миллионниках, это была доходная история?
Алексей Васясин: Да.
Марианна Ожерельева: Дальше. Когда появились онлайн-кинотеатры, вот в период пандемии понятно, что там все было закрыто, и до февраля текущего года, условно скажем, где-то же были послабления? Возобновление именно походов в кинотеатры по регионам было замечено? Или люди меньше все-таки стали ходить?
Алексей Васясин: Ну, 2021 год, безусловно, был лучше 2020-го. Это по всем кинотеатрам страны. И сборы, если самый лучший год у нас порядка 55 млрд руб., это 2019 год, то 2021 – порядка 40 млрд. руб. Поэтому можно говорить о том, что мы не вернулись в постпандемийный год на те высоты, которые достигли в 2019, но все равно это был возврат к тому, что действительно это бизнес.
Марианна Ожерельева: Хорошо. Вот эти 55 млрд – в совокупности все-таки это больше люди покупали билеты действительно на блокбастеры или мы несколько преувеличиваем? Ведь появлялось хорошее российское кино на больших экранах. Может быть, там тоже были хорошие кассовые сборы? Соотношение какое?
Алексей Васясин: Ну, смотрите. Если говорить в целом, то примерно 75 давал Голливуд, 25 давало российское кино. При этом у российского кино была замечена достаточно сезонная сезонность. То есть российские продюсеры всегда искали лучший период, и январь-март выходили достаточное количество российского кинематографа выпускало.
Дальше был период затишья, и к осени возвращалось. Но «средняя температура по больнице» там порядка 20-25%.
Были ли успехи у российского кино? Да, конечно. Было движение вверх: «Холоп» практически рекорды в российском кинопрокате. «Холоп» более 3-х млрд руб.
Виталий Млечин: Это единицы. Вот что интересно. Да, казалось бы, мы, наверное, не большие тут специалисты по кинопрокату, но, по крайней мере, видно, что рекламируется. И раньше реклама была исключительно вот голливудских, этих самых блокбастеров.
Вот вы сейчас сказали, что якутское кино тоже показываете. Но об этом знают, наверно, только те, кто реально интересуется. А те, кто просто ходит мимо кинотеатров, мимо рекламных плакатов, об этом и не знают. Почему так?
Алексей Васясин: Ну, смотрите. Голливуд – это большой конвейер, который выпускал большое количество фильмов для всего мира. Голливуд насчитывает там более 100 лет своей истории.
Российское кинопроизводство в современном виде – это чуть более 10 лет в том объеме. Поэтому, наверное, это отсутствие опыта в первую очередь. Во вторую, наверное, был фокус на production и не было фокуса на маркетинг. И мы это видим, и вы это подчеркнули, что действительно достаточно было рекламы голливудского контента и недостаточно, и сейчас его не хватает российского.
Виталий Млечин: А рекламу кинотеатр дает? Или рекламу дает производитель фильма? Кто за это отвечает? Прокатчик?
Алексей Васясин: Дистрибьютор. То есть в большинстве случаев продюсер либо производитель находит дистрибьютера, у которого цель – расписать кинотеатры, правильно маркировать, т.е. сделать грамотно маркетинговую кампанию и дальше собрать деньги с кинотеатров и расплатиться с правообладателем, с производителем.
Виталий Млечин: А кинотеатр, получается, не участвует в процессе формирования этого рекламного ряда?
Алексей Васясин: Нет. Кинотеатр может делать собственную. Но основной, так скажем, локомотив рекламной кампании – это дистрибьютор.
Виталий Млечин: Угу.
Марианна Ожерельева: Алексей Валентинович, а по покупке картин. Допустим, выходит нашумевший «Аватар». Люди видят рекламу и в телепространстве, и где-то в газетах.
Вот кинотеатр в Якутске он отдельно покупает? Или есть какой-то некий фонд, который закупает эту американскую картину и потом ее отдает забесплатно российским кинотеатрам? Как это работает? Все ли могли вот эти блокбастеры купить и все ли могли увидеть в своих кинотеатрах в регионах?
Алексей Васясин: Юридическая правовая форма работы кинотеатра и правообладателя, она немножко другая, т.е. на территории Российской Федерации представлена правообладательность.
Марианна Ожерельева: Так.
Алексей Васясин: Это представители зарубежных студий, которые, по сути, давали на основании договора проката кинотеатру право показа. И дальше кинотеатр отчислял тот процент, по которому была договоренность с правообладателем, т.е. это там 50%, это чуть больше или чуть меньше – это вопрос уже договоренности между правообладателем и площадкой, в том числе и ... кинотеатров.
Марианна Ожерельева: С кассовых сборов?
Алексей Васясин: Совершенно верно.
Марианна Ожерельева: То есть кинотеатр на этом заработал. И потом...
Алексей Васясин: Да. И потом отдал.
Марианна Ожерельева: А сегодня, получается, они не могут ни покупать?
Алексей Васясин: Они не могут брать, потому что у них нет такого права.
Марианна Ожерельева: Хорошо. А вот обсуждаемый по разной продукции параллельный импорт. А в киноиндустрии подобная история может быть? Условно Индия закупила эту картину американскую, а потом перепродает российским кинотеатрам.
Алексей Васясин: Это невозможно. Потому что это интеллектуальные права, и это не физический товар. Все, что условно было предоставлено для Индии, оно не может быть перепродано в Россию. А косвенно продано – это пиратство. То есть это какая-то экранная или иная копия, которая была снята в кинотеатре или где-то на другой территории Индии или в другой стране и переправлена сюда.
Марианна Ожерельева: Тогда уж личный интерес, «Бэтмен». Прошла информация, что появится на российских экранах в кинотеатрах. То все-таки сможем посмотреть или нет? Здесь интеллектуальная собственность как работает?
Алексей Васясин: Так как «Бэтмен»… Получилось так, что «Бэтмен» должен был выпускаться на преломлении, то часть кинотеатров успели подписать договор, ДС к рамочному договору. Поэтому у части кинотеатров есть законные права показывать «Бэтмен» сейчас.
Марианна Ожерельева: Ну, спасибо вам!
Алексей Васясин: Другой вопрос, что расплачиваться надо с учетом указа президента по открытию специального счета. Ну, кинотеатры так и сделают, я уверен.
Марианна Ожерельева: Угу. Спасибо вам!
Виталий Млечин: Спасибо большое! Алексей Васясин, генеральный директор объединенной киносети Синема Парк и Формула Кино.
Продолжаем говорить о кинотеатрах. Сейчас побеседуем с Михаилом Картавкиным, коммуникационным директором форума «Российский кинобизнес». Михаил Викторович, здравствуйте!
Марианна Ожерельева: Здравствуйте!
Михаил Картавкин: Добрый день!
Виталий Млечин: Михаил Викторович, скажите, пожалуйста, что сейчас пользуется популярностью у российского зрителя?
Михаил Картавкин: Прежде всего это, конечно, детский контент. Лето – это период летних каникул. Есть массовые заявки от лагерей, от детских садов. И детский контент, вне зависимости от ситуации политической, работает всегда летом лучше всего.
Несмотря на то что лидером стала российская картина одна, но по количеству зрителей все равно обошел эту картину мультфильм «Кощей». Поэтому детский досуг – кинодосуг, он самый популярный в регионах, он самый доступный. И никакие другие... Ну, я надеюсь, что таким он и останется.
Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, а вот эта история про то, что значит, теперь будут фильмы из Ирана, артхаусное кино, затем индийские и т.д. Насколько вообще российскому зрителю интересен подобный контент? Ведь есть же онлайн-кинотеатры, да? И там тоже это было. Это вообще просматриваемо?
Михаил Картавкин: Наверное, это просматриваемо. Смотрится, наверное, замечательно. Зритель у этого кино обязательно найдется. Но ситуация для кинотеатров не будет спасена иранским, бразильским или каким-то другим кино.
Все голливудское кино – это не только размах съемок, но и размах маркетинговой кампании. О фильмах знают все. О них говорят. Они раскручены. В рекламу вложено очень много средств, денег и все остальное. Никакое другое кино пока я не вижу, чтобы было сопоставимо именно по маркетингу Голливуда.
Именно поэтому и наши картины отстают зачастую, то маркетинг фильмов не дотягивает до голливудского.
Виталий Млечин: А качество дотягивает?
Михаил Картавкин: Российское или иранское?
Виталий Млечин: И российское, и иранское.
Марианна Ожерельева: Все, что будет теперь у нас в кинотеатрах, как по качеству?
Михаил Картавкин: Я вполне горжусь, доволен российской анимацией. У нас замечательные проекты. И если мы посмотрим, у нас с начала применения санкций главный блокбастер – это мультфильм «Финник», который сделан на вполне хорошем уровне. Мы видим сейчас, кто на первом месте по посещаемости – мультфильм «Кощей». По детскому контенту вопросов меньше.
По взрослому контенту больше вопросов. Все-таки голливудское кино – это не американское, а мировое кино. Те средства – прежде всего технические возможности, возможности спецэффектов. Боюсь, что пока нет.
И опять-таки в Голливуде снимается очень большое количество фильмов, там больше 400 в год, из которых мы знаем, там выходит на наши рынки, может быть, 20 именно блокбастеров. Все остальное мы не знаем. У нас примерно...
Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, а вот дальше? Смотрите. Если это новая картина, вы говорите, вряд ли кинотеатры это спасет. А советское хорошее кино? Вот там «Три тополя на Плющихе», «Девчата» опять так же.
Может быть... Вот нам очень много пишут люди среднего и взрослого возраста, что они вот не ходят в кинотеатры, потому что смотреть им нечего. Может быть, эта аудитория подтянется? Они на большом экране те же там «Девчата» уже в цвете посмотрят. Может быть, они и по телевизору посмотрели, а тут на большом экране. Другие же впечатления. Насколько эти картины могут быть спасательным кругом?
Михаил Картавкин: Нет. Это привлечет своего зрителя. Но спасательным кругом именно для кинобизнеса как такового, для кинотеатров это вряд ли станет.
Марианна Ожерельева: То есть «Зеркало» на большом экране не соберет аудиторию сегодня?
Михаил Картавкин: Свою аудиторию соберет. Но не станет драйвером по деньгам.
Марианна Ожерельева: Так их же много, картин?! Это можно целый год крутить и показывать, например. И зарабатывать.
Михаил Картавкин: Ну, ... посещаемость такой картины будет пять человек.
Марианна Ожерельева: А, то есть все-таки такие прогнозы, да?
Михаил Картавкин: Да.
Марианна Ожерельева: Угу.
Михаил Картавкин: Прогнозы; я не верю в перевыпуски именно в плане сбора денег. Это очень интересно, это знаково, это новая аудитория. Из всех перевыпусков себя только «Брат» показал хорошо. Все остальное перевыпускалось много. И прекрасно сейчас выходили мультфильмы детские уже в этом месяце: «Чиполлино», «Буратино». Все это абсолютно не привлекло никакого зрителя.
На примере этих мультфильмов точно можно сказать, что там зрителей по сравнению с нашей же российской, но новой анимацией, нет. Нет.
Марианна Ожерельева: Очень много сообщений про цены. Что люди и готовы были бы пойти, но слишком дорогие билеты. А цены, правда, сегодня кусаются? Несмотря на то, что заполняется, но все-таки, т.е. могло ли быть потенциально те, кто придут в кино, больше, нежели есть сейчас?
Михаил Картавкин: Нет. Цены кинотеатры не повышали. Это однозначно. То есть если повышали – это какие-то незначительные суммы. Если смотреть по динамике цен на билеты, она сейчас несколько ниже, например, чем месяц назад. Но это связано с тем, что больше ходят именно на детский контент, а утренние сеансы дешевле. Цены, ценовую политику не изменяли кинотеатры.
Марианна Ожерельева: Угу.
Виталий Млечин: Ну, а все-таки как вы считаете, что будет с кинотеатрами в какое-то ближайшее время? Потому что прогнозируют же колоссальные убытки. То есть позакрываются действительно или выживут?
Михаил Картавкин: Здесь нужно делить, наверное, два пути развития. Коммерческий – это сети, которые должны находить способы выживать. Они должны находить новые форматы, работать с альтернативным контентом как по происхождению, так и обращать внимание на спорт, на музыку. Сейчас пошли эксперименты с приходом сериального контента на большой экран. Это все, что касается сетей.
Что касается маленьких городов, наиболее проблемные кинотеатры, у которых и в допандемийное время, да, возьмем даже не сегодняшний день, а в допандемийное время были проблемы со сбором денег. Я считаю, то тут их путь, скажем так, социализация.
То есть даже не государство, а именно муниципальные какие-то образования должны понимать: если в их городке кинотеатр нужен – пожалуйста. У этого кинотеатра должны быть зарплаты сотрудников, аренда – все за счет муниципалитета. И этот кинотеатр должен выполнять функции скорей вот именно социальной, т.е. показ для ветеранов, для детей, какие-то культурные походы, т.е. такое место сбора. Но не ожидать, что этот кинотеатр будет приносить какую-то коммерческую прибыль. Такие кинотеатры нужны. Очень нужны.
Если же в городке существует много кинотеатров, есть конкуренция – это уже другая история. Они должны конкурировать, пусть выживает сильнейший. Зачастую бывает, что в одном городе действительно кинотеатров несколько, и закрытие одного не будет каким-то страшным ударом для города. А вот за ... бороться мэр города.
Виталий Млечин: Михаил Викторович, а действительно, а зачем нужны кинотеатры сегодня? Вот нам зрители наши пишут: сейчас у каждого дома хороший телевизор, звук тоже можно достаточно недорого себе приобрести. Оборудовать дома и смотреть, что хочешь, да еще и бесплатно.
Марианна Ожерельева: Онлайн-кинотеатр. Опять же, да?
Михаил Картавкин: А я сказал: у кинотеатров два пути развития. Либо это бизнес-модель. Мы понимаем: кинотеатр стоит в хорошем проходном месте, торговом центре, он привлекает людей. Он крутит качественное кино, российское – не российское, это не важно. И за счет этого получает прибыль, кормит сотрудников. И все чувствуют себя прекрасно.
Вторая как бы модель – это социальная. Когда действительно в ДК в каком-то городке работает кинотеатр. Он не может себя окупать в силу причин того, что просто людей, зрителей слишком мало. Этому кинотеатру нужна помощь.
Но и ожидать, что он принесет деньги, не нужно. Туда нужно направлять именно социальное кино – документальное, военное, детское. И вплоть до того, что эти показы должны быть бесплатные и за счет именно того города или села, где это находится.
Марианна Ожерельева: Нас в сюжете про Якутск так резанула фраза о том, что государственные кинотеатры. А вообще, как их много? И что это за устройство такое? Это некие там клубы, где есть возможность показать кино?
Или это правда, прямо вот кинотеатр, который на балансе того или иного региона? Казалось, что все это в частных руках сегодня.
Михаил Картавкин: Нет. Почему? Есть. Особенно по программе модернизации кинозалов, превращения их в цифровые и современные залы. От Фонда кино для Домов культуры были выделены деньги и построены внутри этих структур кинозалы современные. Но эти кинозалы – они пытались и пытаются жить по коммерческим условиям, т.е. находить кассовое кино, искать зрителей, вести там свои соцсети и т.д.
Где-то эта проходит история, да. То есть есть свой зритель, у которого есть на это деньги. Они идут, смотрят. И кинотеатр живет. А есть регионы, которые, да, по Фонду кино оснастили этот кинозал, а зритель туда не идет в силу того, что вообще культура кинохождения там не развита.
И они пытаются справляться, но не справляются. Вот им нужна реальная помощь местных муниципалитетов. Потому что когда придет время пригласить ветеранов на военное кино там к Дню Победы, а ничего не будет.
Кинотеатр, вернее, кинозал, обладает еще одной такой нехорошей способностью – его нельзя консервировать. Если мы закроем проектор, и он не будет работать, то, скорее всего, он потом и не заработает; это особенности технологические. Поэтому нельзя так, что вот мы поработали, на месяц закрылись, потом опять начинаем ... два показа сделаем.
Марианна Ожерельева: Ну, и последнее: какой-то все-таки запас прочности у российских кинотеатров в целом? Я не про крупные города, да. Есть сегодня или нет? Успели заработать, чтобы как-то продержаться? Или какие-то там субсидии, помощь государства все-таки поможет выжить и дождаться лучших времен?
Михаил Картавкин: У многих, вот именно вот про те маленькие кинотеатры – там запаса прочности нет совсем, там нужна все-таки поддержка. Но не государства, не Москвы и не министерства, а на уровне вот именно там районных каких-то городских властей. Вот такая помощь очень нужна. Без этого они не выживут.
Это может быть и помощь там в аренде государственного какого-то там, если это Дом культуры. Там с налогами, еще с чем-то. Им помощь очень сильно нужна. Не выживут.
Марианна Ожерельева: Угу.
Виталий Млечин: Спасибо вам большое!
Марианна Ожерельева: Спасибо.
Виталий Млечин: Михаил Картавкин, коммуникационный директор форума «Российский кинобизнес», был с нами на прямой связи.
Давайте подведем итоги голосования. Вот смотрите, какая интересная картина. Мы вас спросили: «Нужны ли кинотеатры?» И 63%, 64 – вот меняются на наших глазах просто цифры, – 64% наших зрителей ответили, что «Нет». Не нужны. Соответственно...
Но интересно другое. Интересно то, что в самом начале, как только мы спросили, количество тех, кто написал «Нет» было гораздо больше. И вот на протяжении обсуждения это соотношение достаточно сильно поменялось. Так что все-таки треть наших зрителей считает, что кинотеатры нужны. А треть – это достаточно много.
Марианна Ожерельева: Вот почему нужны? Из Москвы нам пишут: «Нужны, как в советское время, для общения с друзьями, для выхода с семьей. А то все на планшетах. Теряется культура общения с близкими людьми. И все, как зомби, никого и ничего не видят». Очень хорошее...
Виталий Млечин: Угу. То есть вот эта самая социальная функция. Так.
Марианна Ожерельева: Да. Из Коми пишут: «Каналов по телевизору столько у всех, что не успевают смотреть. И зачем сейчас кинотеатры нужны? Секция для молодежи в каждом доме, а не бар и магазин с алкоголем».
А еще написали: «Нужны бани, а не кинотеатры».
Виталий Млечин: Бани? Ага. Но одно... Непонятно, как одно мешает другому?
Марианна Ожерельева: Мешает другому, да.
Виталий Млечин: По-моему, нужны и бани, и кинотеатры.
Вот из Московской области, Подольск. Это совсем рядом с Москвой: «Ходили на днях в кинотеатр. Смотрели на пару с женой. Больше никого не было».
Марианна Ожерельева: Романтика! Свидание в кинотеатре.
Виталий Млечин: Да. И это с одной стороны, конечно, плюс. Сходить, так сказать, в кинотеатр с женой, чтоб больше никого не было. Но явно кинотеатры все-таки не в самой хорошей ситуации.
Марианна Ожерельева: Ну вот еще из Оренбургской области, что «кинотеатры необходимы. Лично не хожу по причине отсутствия денег». И предпочтение отдает именно отечественному контенту.
Кстати, очень много говорили, да, про ценовую политику. Хотелось бы несколько подешевле. Потому что, видимо, с ребенком идешь, сопутствующие товары.
Виталий Млечин: Да, конечно, конечно.
Марианна Ожерельева: И выходит все это в копеечку.
Виталий Млечин: И вот еще: «Я человек небогатый, но у меня есть домашний кинотеатр. Дома наслаждаюсь хорошим звуком и изображением».
Марианна Ожерельева: Это прекрасно!
Виталий Млечин: Это то, о чем мы говорили: современные технологии это позволяют.
Пора нам прощаться. Спасибо всем большое!
Марианна Ожерельева: Спасибо вам!
Виталий Млечин: Увидимся завтра. До свидания!
Марианна Ожерельева: До свидания!