Авторынок оживился?

Гости
Александр Гусаров
автомобильный журналист

Константин Чуриков: Если вчера мы с Оксаной в этой же студии горевали по поводу закредитованности, то сегодня порадуемся, потому что речь не просто о закредитованности – речь о том, что авторынок оживился. Да, конечно, оживился за счет кредитов. Вот сообщает Национальное бюро кредитных историй, что количество выданных автокредитов как на новые, так и на подержанные машины растет 5-й месяц подряд, а 5-й месяц – это, получается, где-то как раз с марта месяца, с апреля.

Оксана Галькевич: Люди спешат вложить деньги в новый автомобиль. Нет, если человек грамотно рассчитал свои силы, если он уверен, что он справится, то, в общем, горевать по поводу взятого такого кредита, наверное, не стоит.

Константин Чуриков: Вот смотрите, какой рост прироста. Если в июле было 48 тысяч автокредитов, то теперь, в августе, 56 тысяч, т. е. прямо уверенный рост на 17%...

Оксана Галькевич: Почти 17%, да.

Константин Чуриков: Лидеры по количеству автокредитов, ну и тут мы, наверное, смотрим на эти названия регионов, Москва, Подмосковье, Петербург, Татарстан, Краснодарский край, мы понимаем, что это, в общем-то, одни из наиболее благополучных регионов в нашей стране, собственно, наверное, есть какая-то корреляция.

Оксана Галькевич: Но самую серьезную динамику роста среди лидеров по количеству выданных кредитов продемонстрировали не столицы на самом деле, а Волгоградская область и Самарская область. А дальше там Чувашия, Ставропольский край и Кировская область. В общем, они редко, даже, я бы сказала, не появляются скорее в списке таких самых богатых регионов с высоким благосостоянием.

Константин Чуриков: Что покупают, какие автомобили? На каких условиях? Сейчас мы поинтересуемся у Александра Гусарова, это автомобильный журналист. А вы, уважаемые зрители, пишите или звоните, рассказывайте, вдруг у вас тоже есть мысль взять автокредит или просто купить за свои кровные машину.

Александр Виленович, здравствуйте.

Александр Гусаров: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: А вообще, купить за свои кровные машину – это сейчас вообще... ?

Александр Гусаров: Практически...

Оксана Галькевич: Я даже не договорила, а вы уже... Да, ага.

Александр Гусаров: К сожалению. Вы знаете, причем вот работает государственная программа государственного кредитования, с ней получается автомобиль на какие-то там, иногда даже на 200 тысяч с лишним та же LADA Granta получается дешевле, ну как бы декларируется это самим заводом, что отпускные цены будут ниже гораздо, чем если ты пришел покупать в лоб. Но ты себя загоняешь таким образом. Ты вроде как получаешь минус 200 тысяч, но даже учитывая то, что ЦБ сейчас снизил ключевую ставку, она, по-моему, сейчас 8,9%, насколько я помню...

Константин Чуриков: 7,5% уже.

Александр Гусаров: 7,5%, да? 7,5% как бы в принципе немного, да, с одной стороны. Но в результате, беря кредит на 5–7 лет, ты эти 200 тысяч в любом случае потеряешь, ты их не приобретешь. Поэтому на самом деле это скорее от безысходности, поскольку рынок реально очень сильно просел, и что бы мы ни пытались сделать, что бы «АвтоВАЗ» ни выпускал... Ну вы сами понимаете, вы же отдаете себе отчет, что LADA Granta за 900 тысяч рублей – как бы это довольно такое сомнительное приобретение, честно говоря. В общем-то, как мы уже говорили, это автомобиль, в общем-то, это ВАЗ-2108.

Оксана Галькевич: Это средство передвижения, скажем так.

Александр Гусаров: Ну, не самое лучшее. К тому же я опять не хочу...

Константин Чуриков: Но по деньгам уже роскошь, да.

Оксана Галькевич: Слушайте, для меня это вообще загадка. Я внезапно, вдруг обнаружила, правда, как-то просто выпала эта тема из моего поля зрения, что «китайцы», которые вот год назад еще были какими-то смешными ребятами и серьезно к ним никто не относился, вдруг в этом году стартанули так... Простите, но ведь китайский автопром начинался, зачинался на наших глазах практически, мы наблюдали вот это вот...

Александр Гусаров: Нет, вы не могли наблюдать.

Оксана Галькевич: Да?

Александр Гусаров: Вы слишком молоды, потому что начинался...

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Какой хороший комплимент, да.

Александр Гусаров: И даже я не могу, хоть я и старше, этого наблюдать, вот, потому как...

Оксана Галькевич: Хорошо, появление его на нашем отечественном рынке.

Александр Гусаров: Да, это было минимум 10 лет назад. Я тогда еще давал слово в эфире, что я не буду никогда в эфир привозить китайские автомобили, потому что ну это были машины из картона, не пойми что. Это полностью украденный дизайн... Но господа из Китая очень быстро поняли, что просто картонные машины никто покупать не будет, тем более у них собственный рынок достаточно сильно развивается. И первое, что они сделали, – они пустили к себе западных производителей, западных и американских. Например, взять тот же Ford: все автомобили Lincoln, в принципе, вообще это премиальная марка для Соединенных Штатов, они производятся в Китае.

Оксана Галькевич: Ага. Ну, так они пустили к себе не только автомобилестроителей, они пустили к себе iPhone и всех прочих...

Александр Гусаров: Пустили всех, все остальное...

Оксана Галькевич: А потом они сами пришли на рынок в Швецию, в Скандинавию и т. д., и т. д.

Александр Гусаров: Нет, проблема в том, что они также поняли, что проще...

Оксана Галькевич: Купили Saab и что там еще...

Александр Гусаров: Нет, технологии, которые передаются, – это все здорово. Но они также очень хорошо поняли и то, что просто не имея базовых каких-то знаний по инженерии, по дизайну, они создать ничего нормального не могут. Они могут создать вот этот «стакан», не более того. Но приделать к нему ножки и колеса – это уже тяжело. Это вот очень хорошо бы послушать нашему генеральному директору «Москвича», который бьет себя в грудь и кричит, что он завтра уже начнет выпускать автомобили.

Оксана Галькевич: Подождите...

Александр Гусаров: Так вот, к сожалению, этого не будет. Проблема в том, что китайцы очень четко поняли... Почему там работают инженеры из Германии, из Швеции, из Соединенных Штатов Америки? Почему они стали покупать Volvo, почему Chery купил Lotus Engineering? Им нужно учить машины ездить. Потому что да, свой рынок по емкости огромен, вы сами понимаете, сколько человек проживает в Китае и сколько там потребление, какое потребление автомобилей, – это не мы.

Оксана Галькевич: Подождите, но на...

Константин Чуриков: Оксана, секундочку, зрителям дадим слово. Пожалуйста, звоните, если есть какие-то вопросы по поводу различных марок, как купить, где купить, сейчас это сложно, я так понимаю, звоните. Или расскажите вообще, на чем сейчас ездите и когда думаете менять свой автомобиль.

Оксана Галькевич: Ну смотрите, наш «АвтоВАЗ» ведь тоже несколько раз предпринимал попытки запускать к себе, так скажем, западный опыт инженерный, дизайнерский...

Александр Гусаров: Ну и что плохого? Значит, смотрите...

Оксана Галькевич: Я говорю, что плохого ничего – результаты разные.

Александр Гусаров: Результаты... Проблема в том, что Renault очень последовательно шел к насыщению рынка, они не пытались ничего ломать, т. е. они шли довольно поступательными шагами, как это было с Dacia в свое время. Но с Dacia они начали сотрудничать еще в советское время.

Оксана Галькевич:Dacia – вы имеете в виду вот это восточноевропейское название Renault Duster?

Константин Чуриков:Duster.

Александр Гусаров: Да, ну то, что у нас, потому что оно называется... Оно в Европе-то тоже, даже в Восточной Европе, подается как Dacia, это у нас оно было Renault. Они шли довольно поступательно. Учитывая покупательскую способность населения, почему была оставлена Granta? Вроде бы автомобиль из 1980-х гг., это платформа Gamma, это машина ВАЗ-2108 в принципе с измененной облицовкой, не более того. Но покупательная способность низкая, извините, она начиналась с 240 тысяч рублей, это не 900 тысяч рублей, 240 тысяч. Почему она была лидером? Им тоже нужно было зарабатывать деньги, они их зарабатывали.

Почему была запущена Vesta? Автомобиль в принципе построен на чуть-чуть видоизмененной платформе C, это, кстати, разработка тольяттинская. Да, там измененная... Впервые, извините, подрамник применен в отечественном автомобилестроении, до этого не было подобного. Да, там задняя подвеска от Megan, но автомобиль Vesta же отлично управлялся. Другой вопрос, что сейчас он стоит 2 миллиона 600 тысяч рублей и дилеров, это не совсем нормальная цена для машины этого сегмента.

Константин Чуриков: Что сейчас с этим т. н. параллельным импортом? Вообще какова ситуация? Потому что мы видели некоторое время тому назад, как одни говорили: «Ой, машин нет, дефицит, нехватка», – нам показывали подмосковные какие-то стоянки, где прямо эти новые машинки, все, пожалуйста. Кто-то придерживал их. Сейчас как?

Александр Гусаров: Придерживают так же в принципе, потому что цены достаточно высокие, люди не все в состоянии покупать. Но я разговаривал месяц назад с дилерами, они мне сказали: «Саш, ты понимаешь, очень интересная ситуация. Мы сейчас скупаем машины из регионов». То есть Москва уже вымела, она смела все остатки, которые есть...

Оксана Галькевич: Первичку или вторичку?

Александр Гусаров: Первичку, первичку.

Оксана Галькевич: А-а-а, стягивают сюда все.

Александр Гусаров: И они вынуждены покупать из регионов, где идут продажи не так хорошо, перекупать эти автомобили... Вы понимаете, я понимаю, что есть определенная доля спекуляции, алчности у дилеров. Но вы их тоже поймите, я уже это говорил не раз: мы же все люди, мы же платим коммунальные услуги, мы же оплачиваем за квартиру, оплачиваем свет, за воду... Дилер платит гораздо больше; ему еще нужно платить за аренду помещения, нужно заплатить зарплаты каким-то образом. Рынок запчастей...

Параллельный импорт, вы тоже поймите, не может закрыть все сегменты рынка. Вот я, например, бизнесмен, я вот знаю, например, люди сейчас притащили Audi, она им обошлась в 3 миллиона 600 тысяч рублей. Продали они ее за 6 миллионов 600 тысяч. То есть тот, кто занимается продажей, сейчас просто золотое время обогатиться, вы получаете, почти маржа у вас 100%, это вообще немыслимо. Реально вы получаете...

Константин Чуриков: У Оксаны как глаза загорелись!

Оксана Галькевич: Костя, не грусти! Чтобы что-то продать, надо что-то купить.

Александр Гусаров: Конечно, очень... В результате они будут тащить никакие не Volkswagen Polo, потому что их нужно тащить, значит, целый автовоз, чтобы на них чего-то заработать. И потом, клиент Volkswagen, который покупал Volkswagen Polo и Hyundai Solaris, он как бы рассчитывает немножко на другие деньги. Но сейчас Granta стоит 900 тысяч, но эти хотя бы хотят за 1,5. И значит, чтобы заработать, нужно ввести целый автовоз. Так мне проще привезти один Lincoln или, я не знаю, Audi Q7...

Оксана Галькевич: Стоимостью с однокомнатную квартиру в Москве, да?

Александр Гусаров: ...и я сразу заработаю 3 миллиона рублей и буду счастлив.

Константин Чуриков: У богатых остались деньги, остались запросы...

Александр Гусаров: Вы понимаете, в том-то и дело. Этот рынок будет закрыт... Ну, рынок даже какой-то высокий-средний, скорее всего, будет закрыт, но опять же неполностью. «Серые» дилеры не в состоянии удовлетворить запросы населения, это нормальная ситуация, потому что это не те поставки, это не те... Я разговаривал с одной компанией, могу сказать, я не буду называть ее, – они продумывают, они даже пишут планы, у них есть заводы здесь, они пишут планы уже на март. Они их писали с февраля, они не знают, что будет дальше. И соответственно, они пытаются изменить логистику, еще что-то.

Но здесь тоже есть определенные моменты. Немецкие компании те же, если они начнут что-то делать и возобновят производство, они могут попасть под санкции у себя в стране, им вот эти вот... Как и китайцы...

Оксана Галькевич: Им эти проблемы не нужны.

Александр Гусаров: Не нужны, они не нужны никому, как, собственно говоря, и китайцам.

Оксана Галькевич: И тут пришли китайцы...

Константин Чуриков: Слушайте, может быть, это как вчера внизу у нас, в Останкино, смотрю, Coca-Cola продается. Думаю: странно, излишки остались? Смотрю...

Оксана Галькевич: «Сосо-Сола»?

Константин Чуриков: Смотрю, бутылочка из Казахстана, все нормально, все в порядке уже, понимаете.

Оксана Галькевич: А, ну...

Александр Гусаров: Тут тоже есть определенный момент. Ну вот смотрите, я, предположим, дилер, я не знаю, любой европейской марки в Казахстане. Я продавал, не знаю, учитывая, что емкость рынка в Казахстане гораздо ниже, чем в России, Москва потребляла, она жрала столько автомобилей, что, наверное, не ел ни один регион. Я продавал, возьмем просто грубо, 100 машин в год. И вдруг, неожиданно я начинаю продавать 2 тысячи машин в год. А я являюсь дилером европейского какого-то, а может, даже премиального бренда. А они там в Германии дураки, они что, не понимают, что вдруг, неожиданно я из Казахстана начал заказывать эти машины?

Константин Чуриков: Слушайте, а им продать побольше, так сказать, не хочется?

Александр Гусаров: А им получить санкции не хочется?

Константин Чуриков: Сохранив в реноме, что они такие хорошие, белые и пушистые.

Александр Гусаров: Нет, вы знаете, они в любом случае будут требовать, конечно...

Оксана Галькевич: Вот она, твоя сущность.

Александр Гусаров: Они будут все равно отслеживать. Любой автомобиль на сегодняшний момент отслеживается, как у BMW, вот они ввели вот эти вот платные опции, подогрев сидений 10 долларов стоит в год, еще чего-то...

Оксана Галькевич: Ого.

Александр Гусаров: Значит, как они их отслеживают? Естественно, через космос: они смотрят, где находится машина. Они что, совсем дураки?

Оксана Галькевич: Кто себе что греет в этот момент, кто руль, кто кресло.

Александр Гусаров: Тут, к сожалению, это не выход. Я еще раз говорю, что параллельный импорт и импорт из того же Казахстана, да, он закроет какие-то бреши и дыры, но он не даст...

Константин Чуриков: ...массового насыщения рынка.

Александр Гусаров: ...полного насыщения, конечно нет.

Константин Чуриков: Владимир нам звонит из Хабаровска. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Хабаровск, здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Подскажите, пожалуйста, стоит покупать автомобиль Nissan X-Trail года 2016–2017-го на вариаторе или все-таки посмотреть автомобиль на автомате? Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Александр Гусаров: Вопрос... Понимаете, вариатор – очень сложная штука. Я понимаю, почему у нас их не любят, как и турбомоторы. Проблема заключается в том, что все зависит от того, как ты обслуживал свою машину, это важный вопрос. Люди, которые не следят за автомобилем... То есть либо вы должны знать историю, чтобы покупать такую машину, либо рисковать. Сам вариатор в принципе штука, она дешевле гораздо, чем гидротрансформатор, но тем не менее замена ее существенную брешь в вашем бюджете может пробить. Поэтому на самом деле надо знать историю автомобиля, как за ним следили, как его эксплуатировали, что с ним делали. Это тоже важно.

Константин Чуриков: Сегодня автомобиль – выгодное вложение денег? Смотрите, вот в последний год как минимум нарушилась старая тенденция, старый принцип: как только ты купил машину, выехал хотя бы 10 метров...

Александр Гусаров: ...она дешевеет.

Константин Чуриков: ...она у тебя моментально подешевела. В последнее время мы наблюдаем обратное.

Александр Гусаров: Знаете, доходность какая у владельцев Gelandewagen? Значит, 3-летняя машина у тебя, т. е. если ты ее сейчас будешь продавать, 186% в плюс.

Константин Чуриков: Вот так. Так вот...

Александр Гусаров: Она стоила 5 миллионов тогда, когда она только появилась.

Оксана Галькевич: Подождите, ну он ее продаст, но ему надо будет купить себе новую.

Александр Гусаров: Да.

Оксана Галькевич: И там тоже плюс сколько-то процентов.

Александр Гусаров: Да. Потому что, когда за некий кроссовер из Баварии просят 21 миллион рублей...

Оксана Галькевич: Ужас...

Александр Гусаров: ...который стоил максимум 10...

Оксана Галькевич: Кошмар, кошмар...

Константин Чуриков: Зато на эти деньги можно купить...

Оксана Галькевич: Вы знаете, он же не может с Gelandewagen на самокат пересесть.

Константин Чуриков: На эти деньги, Оксана, можно купить 21 LADA Granta.

Александр Гусаров: Да, кстати, вот тоже плюс.

Оксана Галькевич: Костя, купи.

Александр Гусаров: И меняется, представляете, такой у тебя... У кого-то, я не знаю, перчатки на каждый день, а у тебя Granta на каждый день.

Оксана Галькевич: Нет, вот, кстати, знаете, по поводу Granta, по поводу я не знаю еще чего, УАЗиков, – может быть, это вот все наша любовь к надежному, плюс retro style, но...

Александр Гусаров: Это не надежно.

Оксана Галькевич: Слушайте, а вот эти западные «ретро-крокодилы», которые ездят вообще без всего, без подушек, без всего?

Александр Гусаров: Нет, давайте... Ну как, какие ретро? Давайте мы будем считать раритетные автомобили, которые стоят безумных денег, как, например, я не знаю, взять, грубо возьмем, я не знаю, Bugatti Royale, их осталось в мире из всех, что он сделал, по-моему, две штуки на сегодняшний день, и их аукционная стоимость порядка 40 миллионов евро с лишним. Эта машина... Это не тот автомобиль, который эксплуатируют каждый день, слишком дорого.

Говорить о том, что... Понимаете, сейчас очень вообще странная ситуация сложилась. Вот берем цены на УАЗ, они сейчас выпустили типа упрощенный автомобиль, у которого отсутствуют корейские эти мосты, и двигатель убогий, он там отвечает опять Евро-2, но он стоит всего на 20 тысяч дешевле, чем машина, которая отвечает по Евро-5. Вот вам... И стоит ли овчинка выделки? И какая надежность? УАЗик разваливается в принципе.

Оксана Галькевич: Подождите-подождите. С одной стороны, он разваливается, а с другой стороны, вы сами можете его что?

Александр Гусаров: Вы будете его чинить?

Оксана Галькевич: Слушайте, я, может быть, не буду, но я знаю многих людей, которые поэтому их покупают.

Александр Гусаров: Ну еще раз, я обычно, когда мне начинают возражать, что...

Оксана Галькевич: Ну я должна дровишек подкидывать, слушайте.

Александр Гусаров: ...зачем нам подушки, ABS, ESP, все эти современные технологии, для чего все это нужно, я говорю: ну ребят, ну тогда выкиньте компьютеры, возьмите, установите стационарный телефон и звоните с него. Время идет вперед, жизнь меняется, мы меняемся.

Оксана Галькевич: Александр Виленович, смотрите, сто лет назад, например... я опять же исключительно из большой любви подбрасываю дровишек в топку нашей с вами дискуссии... производство мебели тоже было таким видом работ, скажем так...

Александр Гусаров: Не всей мебели.

Оксана Галькевич: Не для всех, не все могли... А?

Александр Гусаров: Не всей мебели.

Оксана Галькевич: Не всей мебели, да, но в основном все-таки это что-то вот сделанное на какой-то фабрике специально обученными людьми. И потом вдруг приходит IKEA со своей вот этой вот идеей собери сам, собери, сделай...

Александр Гусаров: До IKEA было еще полно...

Оксана Галькевич: И как-то смотрели на это косо. Ну а у нас есть УАЗик, слушайте. Надо просто эту идею упаковать.

Александр Гусаров: Не надо путать...

Оксана Галькевич: Не надо, да?

Александр Гусаров: Это дешево и плохо...

Оксана Галькевич: Сердито?

Александр Гусаров: Нет, даже не сердито...

Константин Чуриков: Не путайте табуретки и автомобили.

Александр Гусаров: Вот. Табуретку можно сделать, наверное, в принципе, если постараться... Я говорю, даже, по большому счету, сделать автомобиль в одном экземпляре я тоже могу в гараже, это несложно.

Оксана Галькевич: Некоторые делают, да.

Александр Гусаров: Нет, ну делали, сейчас очень тяжело зарегистрировать. Но в принципе это же не массовое производство, это довольно сложная штука. Все эти автокредиты, которые сейчас выдаются, к сожалению, тоже людей загоняют в определенную кабалу. Я понимаю, что они не будут повышать ставки, банки тоже не пойдут, потому что это все прописано в законах, они не имеют права потом, даже если ЦБ потом вдруг повысит классическую ставку, повышать проценты по кредиту. Но все равно это, вы понимаете как, ну я не знаю, как вот сказать...

Покупая на сегодняшний момент автомобиль из прошлого, это не вложение денег, это просто как бы, скорее всего, от безысходности, потому что люди хотят ездить на машинах. У кого-то созрел, вы хотели купить автомобиль, но вот случилось, да, и вы вот думали-думали полгода, ну а жена или муж и дети вам стучат по голове, и все хотят чего-то куда-то ездить, еще чего-то... И вы вынуждены купить эту машину. Может быть, вы и не купили ее, может быть, не покупали бы Granta, а купили бы, я не знаю, более продвинутый Polo, он комфортнее, он удобнее, он управляется лучше. Но вот он стоит очень дорого, а это как бы... Более того, очень многие боятся, сейчас жуткая ситуация с рынком запчастей.

Константин Чуриков: Кстати, да.

Оксана Галькевич: Да, как ее обслуживать.

Константин Чуриков: Люди боятся даже на большие расстояния куда-то ехать, не дай бог сломается автомобиль и все.

Александр Гусаров: Что-нибудь случится и ты просто не сможешь починить. Все законы, которые сейчас принимаются, для меня вообще они... Вот то, что сейчас было принято 11-го и 13 сентября, это вообще убьет рынок страховки...

Константин Чуриков: Вы о чем?

Александр Гусаров: О том, что ЦБ вместе со страховщиками дали зеленый свет тому, что страховщики могут запускать любые запчасти для ремонта вашего автомобиля. То есть там может быть и контрафакт, и еще что-то...

Оксана Галькевич: Ага.

Александр Гусаров: Вы понимаете, можно колодки купить за 6 тысяч, можно за 12, а можно за 3.

Оксана Галькевич: Вот и тема для эфира.

Александр Гусаров: Но что случится...

Константин Чуриков: Видимо, это такое экстренное решение, это же не на всю жизнь.

Александр Гусаров: За 3 тысячи: вы ставите их, вы проезжаете и убиваете диски, а может быть, даже иногда и не сможете затормозить и...

Оксана Галькевич: А проверить это как?

Александр Гусаров: А как вы можете проверить?

Оксана Галькевич: Никак, да?

Александр Гусаров: На зуб?

Константин Чуриков: SMS. Воронежская область: «14 лет назад покупал автомобиль, в салоне были прайсы (т. е. цены) на все модели с выбором комплектации, везде указана цена. Сегодня салоны превратились в блошиные рынки с наперсточниками».

Давайте еще звонок послушаем. Наталья из Пензы. Наталья, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Я могу задавать вопрос?

Оксана Галькевич: Да, говорите, пожалуйста.

Константин Чуриков: Да, пожалуйста.

Александр Гусаров: Да, конечно.

Зритель: Не выгоднее ли вот сейчас, в данных условиях, будет растамаживать автомобили, как мы раньше это делали, привозили в Европу, например, дорогие автомобили, или здесь тоже какие-то проблемы, о которых мы не знаем?

Оксана Галькевич: Спасибо.

Александр Гусаров: Да, проблемы есть. Дело в том, что очень интересная ситуация. Вот, с одной стороны, есть постановление, по которому в ГАИ я теперь могу без ЭРА ГЛОНАСС ставить машины. А как мне это все провернуть, если я просто... ? Вот мы с вами решили, втроем собрались, поехали, я не знаю, в Саудовскую Аравию, купили себе три машины и едем с вами обратно. Там тоже есть определенные проблемы, потому что ставить на учет мы там не можем, потому что мы не резиденты Саудовской Аравии, нас сразу оштрафуют на 500 долларов и машину арестуют на 90 дней. Если мы начнем передвигаться по улицам без номеров, у них жесткие законы...

Оксана Галькевич: А если мы найдем там резидента?

Александр Гусаров: Все равно зачем вам номера? Тогда пошлину придется платить.

Константин Чуриков: Зато уже Оксану там можно сажать за руль, там уже женщинам можно за руль садиться.

Александр Гусаров: Можно ездить, да, Оксана поедет.

Оксана Галькевич: Спасибо, ага.

Александр Гусаров: И она нас привезет, мы паровозом за ней. Но проблемы сразу возникают на таможне.

Оксана Галькевич: В эту пещеру к тиграм я отправлю тебя.

Александр Гусаров: Дело в том, что нужно собрать кучу документов. Я разговаривал с людьми, кто занимается профессионально уже давно, т. н. «серыми» дилерами, ну фактически люди, которые занимались параллельным импортом всю дорогу. Так вот они сказали: «Понимаешь, ты можешь сам поехать, но ты можешь столкнуться с проблемами не только с таможней здесь, но еще и при покупке». Те машины не продать. Вы же не повезете с собой 50 тысяч долларов налом, предположим, ну это страшно, нам просто дадут по голове, мы останемся без денег, без ничего.

Захотят ли арабы нам продать это что-то, тоже проблема. А вот мы пришли с вами втроем, мы говорим: «Вот мы хотим купить три автомобиля, неважно какой марки», – продадут ли они нам их, мы не знаем. То есть потом бегать искать все это тоже проблема. Потом везти их в Россию, можно самостоятельно попытаться доехать через Иран, я не знаю, через Астрахань...

Константин Чуриков: Романтика какая! Дух захватывает, Оксана!

Оксана Галькевич: Ну нет, что-то как-то...

Константин Чуриков: Одна поезжай.

Александр Гусаров: Иран, там сейчас как раз весело, можно опять же экстрим какой-то...

Оксана Галькевич: Нет-нет-нет, спасибо.

Александр Гусаров: И тут могут возникнуть проблемы на таможне, когда у вас спросят: «А где у вас ЭРА ГЛОНАСС?» Нужно собрать кучу бумаг.

Константин Чуриков: Ну да.

Александр Гусаров: И это тоже проблема. Я говорил с ребятами, которые привозят машины, они говорят: «Ты понимаешь, лучше иногда не соваться, проще заплатить деньги мне, потому что я уже имею там связи и я знаю, какие документы нужны».

Константин Чуриков: Нам сообщают, что очень оригинальный вопрос у нашего зрителя Сергея из Смоленска. Сергей, здравствуйте. Какой у вас вопрос?

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Это Смирнов Сергей Николаевич.

Меня вот интересует такой вопрос. У нас вся страна добивает «тазики» полуживые вот эти, «Ока». Она доступна, она как бы, это самое, но уже оттого, что ее мало стало, перестали выпускать, запчасти на нее взлетают. Почему не выпустить такую машину? Зачем нам с водородным двигателем, которая никому не доступна, я имею в виду простым гражданам, которые хотят сэкономить, на дачу съездить по полцене бензина, которые... В общем, два мужика сели, посидели, выпили и отремонтировали ее, не платить за сервис. Почему такие нельзя выпускать машины? Зачем нам эти иномарки?

Константин Чуриков: Все правильно, Сергей, спасибо за вопрос. Сначала выпили, потом отремонтировали, ну как всегда.

Александр Гусаров: Да, можно и вообще...

Оксана Галькевич: Слушайте, вы можете смеяться как угодно, но действительно люди пишут: «А где машины для простых людей?» Действительно, а где машина, которую я могу сам отремонтировать?

Александр Гусаров: Знаете, что такое машина для простых людей?

Оксана Галькевич: Да, давайте.

Александр Гусаров: Это Volkswagen Golf. Вот это автомобиль для простого человека.

Оксана Галькевич: Не для нашего простого человека.

Александр Гусаров: Почему?

Оксана Галькевич: Не знаю. Так это вопрос к нашему автопрому.

Александр Гусаров: Так почему мы хотим жить хуже? Давайте мы будем жить не вот так плохо, а жить хорошо. Может быть, мы перестанем оглядываться назад и кричать, что «А вот я хочу сам лежать под...» Я не хочу лежать под машиной!

Оксана Галькевич: Так я вам еще в начале нашего разговора пыталась задать вопрос, почему китайцы смогли, а мы нет.

Александр Гусаров: Я очень брезгливый, вы понимаете, как бы последний раз я лежал под машиной, это было, я не знаю, в 1992 году, по-моему, когда у меня... Я очень долго очищал от масла руки. Ну вот не хочу я этого.

Константин Чуриков: Не будем возвращаться в девяностые.

Александр Гусаров: Да, не хочу я этого, просто не хочу, мне это не интересно. И вам это не интересно, и это дурной пример.

Оксана Галькевич: Это другая просто история: есть люди, которым это надо, которым не надо, которые пацаны 18-летние собирают старые машинки...

Александр Гусаров: Хорошо, пусть познают... Да, конечно, знание – сила, это их проблемы. Но 90% населения просто хотят утром сесть в автомобиль, завести его и поехать. И если у них что-то случается, знать, где они могут, необязательно, кстати, у официального дилера, есть масса неавторизованных сервисов, которые специалисты занимаются определенными марками, там работают очень хорошие мастера, которые знают от и до эти автомобили. И в этом нет ничего плохого. Почему мы все время «а вот машина для простого человека»?

Я еще раз говорю: машина для простого человека – это Skoda Octavia и Volkswagen Golf, вот это машины для простого человека. Это не Audi, не Mercedes, не Rolls-Rayce, они стоят в принципе в базе, я посмотрел, 23 тысячи евро стоит машина. По-моему, дешевле в Германии. Это притом, что даже вы представьте, что, если мы сейчас поедем с вами покупать вот этот Golf в Германии, мы еще минус 19%, нам вернут деньги, потому что у них НДС огромный. Вот это машина для простого человека.

Оксана Галькевич: Там, простите, зарплата простого человека...

Константин Чуриков: Какая грустная SMS от простого человека у нас на портале: «Свой автомобиль хорошо был бы, объездила бы Новгородскую область. А так нигде не была, кроме Боровичей», – пишет нам зрительница.

Спасибо большое, Александр Виленович! Александр Гусаров, автомобильный журналист, был у нас в студии.

Дневное «ОТРажение» для вас провела Оксана Галькевич...

Оксана Галькевич: ...и Константин Чуриков.

Константин Чуриков: А еще мы благодарим наших коллег, переводчиков жестового языка, которые нам помогали, это Маргарита Старцева, Мария Зизина. Кстати, зрители вам передают, уважаемые коллеги, привет, говорят, что отлично вы работаете.

Продолжим вечером. Смотрите ОТР. Через три минуты новости.

БКИ фиксирует заметный рост количества автокредитов. Что стало причиной?