Большинство «странных» корпоративных правил связаны безопасностью труда и защитой информации

Гости
Александр Ветерков
заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру»

Иван Князев: Александр Ветерков у нас сейчас на связи, заместитель генерального директора сервиса Работа.ру. Александр, здравствуйте!

Александр Ветерков: Здравствуйте!

Анастасия Семенова: Здравствуйте!

Иван Князев: Хотелось бы, знаете, о чем поговорить? Вот все вот эти правила, уставы компании и так далее, которые выдумывают наши работодатели, они каким-то образом согласовываются с законодательством таким, общероссийским, там, еще каким-нибудь, с Конституцией? Я уже, простите, такое слово вспоминаю.

Александр Ветерков: Ну, безусловно, есть правила, которые согласовываются и согласуются с законодательством. Например, странная история, например, можно услышать, что запрещены серьги определенной длины в каких-то компаниях.

Анастасия Семенова: Кольца.

Александр Ветерков: Или наличие дополнительных колец. Вот. А с другой стороны, какие-то разбирательства показывают, что это согласуется с безопасностью труда и с применением определенных устройств. Или там, запрещено в компании, соблюдать, вернее, необходимую чистоту на рабочем месте, нельзя поставить ни фото, ничего.

Выглядит странно, но, там, например, компания работает с безопасностью и переживает на тему, что могут быть произведены с помощью личных предметов какая-то утечка данных.

Иван Князев: А синие джинсы как с этим связаны? С безопасностью ладно, разобрались.

Александр Ветерков: Вот, да. Вот если говорить про вещи, связанные, например, наличие какого-то запрета на какие-то цвета, то здесь, конечно, вряд ли кто-то сотрудника уволит за то, что он носит одежду не того цвета, который предполагает корпоративный дух компании. И если подобное случится, то, ну, 100% вероятность, сотрудник будет восстановлен на работе, да и вряд ли уволен ровно за это.

Иван Князев: То есть, теоретически…

Александр Ветерков: Скорей всего, там будут какие-то другие нарушения. Поэтому есть вещи, которые попадают под законодательство. Это, как правило, все-таки связано с безопасностью, нежели с какими-то вещами, такими, как корпоративная этика, корпоративный дух, корпоративный стиль.

Есть вещи, которые могут нарушать Трудовой кодекс. И в этом случае сотрудник будет иметь право на компенсацию со стороны компании, если будет оштрафован или недополучит премию, либо восстановлен на рабочем месте, если его уволят за подобное нарушение.

Иван Князев: Александр, а как давно у нас появилась вот эта мода? И больше или меньше сейчас становится компаний, которые, ну, иногда сами того не понимая, начинают у себя внедрять вот эту вот корпоративную культуру, корпоративную этику, свод правил, не знаю, там, безумное исполнение гимна какой-то компании, танцы, пляски там, еще что-то.

Александр Ветерков: Вот если посмотреть в целом на рынок России, то, на самом деле, вот это вот увлечение корпоративными правилами, этикой дополнительной, корпоративным стилем, наверное, я бы сказал, что оно уходит. То есть, оно было очень популярно лет 10 назад, когда вот прямо было такое в большом количестве крупных компаний, корпораций было такое внедрение корпоративного духа, стиля.

Когда запрещались, там, использование товаров конкурентов, слушали гимн компании, посещение всех корпоративных мероприятий, которые там, как секта, становились, проводились раз в две недели. Вот на самом деле потихонечку это уходит, и большое количество компаний становится такими лояльными и гибкими, поскольку, в том числе, мы все становимся IT-компаниями, у нас есть айтишники, а они люди свободолюбивые и требующие такого особого отношения.

И, по сути дела, вот эта вот, такая жесткость в большинстве случаев наоборот уходит. И последние года два, три, четыре, пять, с началом пандемии, с удаленки мы видим то, что как раз ослабляются какие-либо требования.

Ну, и относительно вот так вот наличия корпоративных правил, странных вещей на работе, я думаю, что аудитория обычно делится пополам 50-60% как раз, ну, я думаю, такие примерно данные и в результате вашего опроса получатся. Потому что кто-то считает эти правила какими-то странными, а кто-то считает, что это абсолютно нормально.

Точно так же, как есть разные истории, когда одна компания говорит, что нельзя уходить с работы вовремя, нужно обязательно задерживаться, пока руководитель. А другая компания, есть такие же примеры, которые нельзя ни в коем случае задерживаться на рабочем месте после окончания рабочего дня. Вы должны все успевать делать в рабочее время. И прозвенел звонок, вы должны все убежать домой.

Иван Князев: А к адекватным, и вообще к корпоративным правилам больше тяготеют крупные компании с большой историей? Или наоборот, небольшие коллективы?

Александр Ветерков: Везде…

Анастасия Семенова: По-разному.

Александр Ветерков: Везде по-разному. То есть, есть небольшие компании, которые начинают внедрять странные правила. При этом не могут бороться за сотрудников на рынке. И с этими правилами не могут себе найти дополнительных новых людей. Точно так же есть крупные корпорации, которые внедряют действительно странные правила, отменяя, например, отдых по российским праздникам, а внедряя отдых своих сотрудников по каким-то своим внутренним корпоративным праздникам.

То есть, болезненные ситуации такие внутри компаний есть как внутри корпораций, так среднего бизнеса и малого бизнеса.

Анастасия Семенова: А вопрос: когда ты устраиваешься, ну, пришел на собеседование, ты можешь спросить, какие это правила, ознакомиться вот с этим уставом? Или сразу тебя не возьмут, если ты спросишь: «А что у вас такого интересного есть?». Ну ведь это же нормально, человек хочет знать, куда он идет.

Александр Ветерков: Да, безусловно. Но я думаю, что впрямую, может быть, если посоветовать, задавать такой вопрос не стоит, да?

Анастасия Семенова: Ну понятно.

Александр Ветерков: Ну, как бы, странно задать на собеседовании: «А какие у вас есть странные правила в компании?».

Анастасия Семенова: Ну, не странные, а вообще, какие у вас есть правила?

Александр Ветерков: Ну да. «Вы нормальные люди? У вас нормальная компания?». Да, вы нормальные или ненормальные? Так вопрос будет звучать странно, но вас должны ознакомить с корпоративными правилами компании, если требуется, например, какой-то дресс-код, то вас с ним, безусловно, ознакомят при подписании трудового договора.

И большое количество соискателей, на самом деле, смотрят отзывы о компаниях, они представлены широко в интернете, на большом количестве ресурсов. И поговорить с сотрудником компании или почитать отзывы. Отзывы, понятно, чаще пишут отрицательные. Поэтому на них тоже нельзя опираться. А вот поговорить с каким-то человеком, который работает внутри компании, если вы сомневаетесь, приходить или нет, безусловно, имеет смысл.

Иван Князев: Было бы неплохо. Да, берите на заметку. Спасибо! Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Работа.ру, был в нашем эфире.