Депутаты «против» газировки

Гости
Елена Соломатина
врач-диетолог, нутрициолог
Андрей Кузьмин
депутат ГД РФ

Тамара Шорникова: Долой сладкую газировку! В Госдуме предложили ввести акциз на сахаросодержащие напитки.

Иван Князев: Как на водку и сигареты, что ли?

Тамара Шорникова: Ну, видимо, так же неполезно.

Иван Князев: Похожая практика на самом деле уже применяется в некоторых странах. Она нацелена на снижение потребления сладких напитков. Также депутаты считают, что важно информировать россиян об опасности газированных напитков. Все бы ничего, но эксперты говорят, что акцизы, разумеется, отразятся на цене.

Тамара Шорникова: Действительно ли это так уж необходимо? Что вы думаете? Газировка – это зло или нормально, хороший напиток? Позвоните, поделитесь своим мнением. А мы пока подключим к разговору экспертов.

Иван Князев: Сейчас у нас на связи Андрей Кузьмин, депутат Государственной думы России. Здравствуйте, Андрей Альбертович. Рассказывайте. Хотим узнать подробности этой инициативы. С чем связано все это?

Тамара Шорникова: Да, и что точно вот этот новый акциз получит?

Андрей Кузьмин: Добрый день, дорогие друзья. Пока это еще не инициатива. Это размышления вслух, скажем так. Мой коллега Иван Сухарев отправил запрос на имя министра здравоохранения Мурашко, для того чтобы оценить объективность, скажем, процесс влияния сахара в этих напитках.

Иван Князев: А о каких напитках речь идет, чтобы понимать? Вообще вся газировка?

Тамара Шорникова: Только газировка? Соки тоже сладкие, к примеру.

Андрей Кузьмин: В том числе и соки. Да. Может быть, вы видели, обратили внимание, в последнее время на упаковках пишут: «Без сахара». Я не буду рекламировать, называть, какие соки, чтобы меня в лоббировании не обвинили. Но есть такие соки, на самом деле. Они содержат … и без сахара. И я такой беру. Правда, в своей практической деятельности разбавляю вдвое водой обыкновенной фильтрованной. И пью. Это доставляет мне удовольствие, я хочу сказать. Но сегодня, видите, у нас более 5 млн. больных сахарным диабетом. А детки несколько неподконтрольны, что ли, в этой ситуации. И попадают как раз… И со своей подвижностью им нужны быстрые углеводы, сахар. Мы знаем прекрасно. …

Иван Князев: Ой, связь… Андрей Альбертович, связь у нас очень плохая. Давайте попытаемся восстановить ее. А пока несколько СМС. Вот из Астрахани: «Сладкую газировку пьем только на Новый год и дни рождения, и то не всегда». Но вообще на самом деле это очень большая проблема – отвадить, а особенно детей, от газировки.

Тамара Шорникова: Татарстан: «От газировки язва желудка. Будем делать домашний квас и горькую самогонку», – пишет пенсионер из Краснодарского края. Но тут вопрос, что полезнее. «Главное – все в меру», – это уже сообщение из Ленинградской области. Возвращаемся к эксперту. Андрей Альбертович?

Иван Князев: Андрей Альбертович, но ведь уже много раз говорили о том, что, например, в стакане «Кока-колы» чуть ли не две ложки сахара содержится. Вроде бы все об этом знают. Но в Минздраве-то как-то что, задумываются об этом, не задумываются?

Андрей Кузьмин: Да, конечно. И вот это вот является, наверное, основной целью переориентации, скажем, помощи, что ли, со стороны Минздрава. Давайте больше уделять внимания использованию чистых фруктов в пищу, нежели продуктов, которые содержат сахар. Хотя в то же время, мы сами прекрасно с вами знаем, что сахар, как и соль, это консерванты, без которых промышленность просто обойтись не может.

Тамара Шорникова: Да, вот у меня вопрос в связи с этим. Действительно, если вот так пристально разглядывать этикетки различных товаров, мы с вами обнаружим, что сахар есть практически везде. Соответственно, есть ли смысл ограничивать его потребление в каком-то одном продукте? Условно, мы все равно за свой дневной рацион, те, кто не очень сильно задумывается о питании, этот сахар доберем в других продуктах. Зачем тогда вот это все вводить? И соответственно автоматически повышать цены на те же соки, например?

Андрей Кузьмин: Ну, тут не так все однозначно. Поймите правильно. К примеру, дети могут воспользоваться обыкновенной минералкой. И родители могут воспользоваться простой минералкой. Но могут использовать напиток, который содержит в себе очень много сахара. Согласитесь, степень воздействия будет абсолютно разной. Это первый момент. В то же время, уже сами по себе взрослые могут корректировать дозировку сахара в своем рационе. Это тоже даст определенный толчок к здоровому образу жизни.

Тамара Шорникова: Спасибо. Андрей Кузьмин, депутат Государственной думы. Это его мнение. Сейчас послушаем Николая из Пензы, какое мнение у нашего телезрителя на этот счет. Николай?

Зритель: Здравствуйте. Ну, вот депутаты против газировки. Я, например, против того, чтобы отменить газировку. Ну, все-таки люди любят пить газировку, пьют и дети, и все. Но надо бороться, из чего она сделана, вот эта газировка. Раньше, в наше время (мне 63 года), газировка состояла: сироп натуральный и газировка. Срок ее был 7 суток. Все. А сейчас делают – газировка как баба-яга, годами ее можно…

Иван Князев: Там и пластиковые стаканчики можно растворять.

Тамара Шорникова: А кто-то пробовал, интересно, на неделю оставлять в стакане «Дюшес»? Что бы там было?

Иван Князев: Не знаю, я не экспериментировал.

Тамара Шорникова: Да, простите, Николай, что прервала.

Зритель: Ничего страшного. И вот надо бороться, из чего делают все это. Из всяких там заменителей, загустителей, засластителей. Надо делать все из натурального. Вот тогда будет нормально все, и никому ничего не будет. И мороженое, и газировка. И все будет нормально.

Иван Князев: Ну, так это, понимаете, Николай, это одно и то же, что вот, как вы говорите, запретить газировку. Потому что, вот мне кажется, весь смысл вот этой газировки, весь ее вкус – это вот в этих вредных веществах, из которых она делается. Сахар, там, подсластители всякие, усилители вкуса и т. д.

Зритель: Но только запретить нынешний состав газировки. А вернуть, как было раньше.

Тамара Шорникова: Понятно. По ГОСТу, да. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Но вот, кстати, так считают и наши телезрители из Марий Эл: «Да здравствуют наши лимонад, тархун, крем-сода, Буратино, все советское вкусное было такое».

Тамара Шорникова: Но вот сейчас узнаем, насколько это было полезно так же, как и вкусно, у врача-диетолога. Елена Соломатина выходит с нами на связь. Елена Павловна, здравствуйте.

Елена Соломатина: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Давайте сразу коротко разберемся: полезная и не полезная газировка. Давайте возвратимся к рецептам, как делали в нашем прекрасном детстве. Такое вообще бывает – полезная газировка, натуральная газировка? Или она вся автоматически вредна для здоровья?

Елена Соломатина: Нет, действительно были хорошие классические рецепты. Так или иначе, туда входили натуральные компоненты. И они действительно приносили определенную пользу. Другое дело, мы сейчас же говорим о сахаре в большей степени. Мы раньше вообще съедали меньше сахара, с одной стороны. Потому что сахар, продукты питания такие, скажем, как сейчас: и колбасы, и всевозможные соусы, – т. е. везде присутствует скрытый сахар. Мы его съедаем очень много, на самом деле. Всевозможные творожки, йогурты и т. д. С одной стороны. С другой стороны, естественно, мы не двигаемся так, как мы двигались когда-то. И дети, которых просто невозможно было вытащить со двора, они теряли очень большое количество энергии. И действительно, стакан газировки, и такой газировки с еще натуральными компонентами, в общем, действительно, такого вреда уже ощутимого ребенку не наносил. Сейчас переизбыток, просто переизбыток как и всевозможных сладких напитков, так и еды, которая содержит повышенное количество сахара. А вот движения у нас становится все меньше и меньше. Как и у взрослых, так и у детей.

Тамара Шорникова: А что касается того самого увеличенного количества сахара, которое мы получаем: как это отражается на нашем здоровье, к чему приводит?

Елена Соломатина: Прежде всего, конечно, к лишнему весу. Дальше, сахарный диабет, атеросклероз. Т. е. дальше идет по цепочке. Онкология. Так или иначе, все это зависит от лишнего веса. Лишний вес начинает играть уже свою роль. Т. е. жировая ткань берет на себя функции эндокринной ткани. И дальше человеку уже действительно очень сложно слезть с этой сахарной иглы. Это как своего рода такая наркомания. Да, это зависимость.

Тамара Шорникова: Хорошо, теперь такой финальный в этом смысле, по этой мере, вопрос. Убираем один компонент – сладкие напитки, газировки, соки. Экономически их исключаем, потому что многие перестанут покупать из-за возросшей цены. Это как-то серьезно отразится на здоровье населения?

Елена Соломатина: Ну, вы же понимаете, что если где-то убыло, где-то прибудет обязательно, да? Поэтому – свято место пусто не бывает, скорее всего будет фальсификат. Т. е. люди, которые привыкли пить, они просто перейдут на более дешевые напитки. Поэтому тут, наверное, просто огульно вот так запрещать, да? Все равно человек, который испытывает потребность в сахаре, он этот сахар найдет так или иначе. Поэтому здесь да, пропаганда обязательно должна быть, но все-таки тогда где-то нужны альтернативные варианты и заменители. Можно делать те же лимонады полезные. Они более дорогие. Вот, может быть, эти акцизы перенести на дотации тем производителям, которые делают относительно (относительно) безвредные в общем-то напитки.

Иван Князев: Елена Павловна, ребенку сколько можно выпивать газировки в день? Ну, и взрослому тоже, разумеется…

Елена Соломатина: Тут нужно смотреть, во-первых, очень индивидуально. От количества сахара. Потому что для некоторых в общем-то, кто имеет уже склонность к диабету, к лишнему весу, вот бутылочка, не будем называть бренды, там, сладкой водички – она уже содержит суточную норму сахара.

Тамара Шорникова: Бутылочка 0,5?

Елена Соломатина: А вы же понимаете, что сахар и в молоке содержится, та же лактоза. Да, да. 0,5. Поэтому – кому-то можно две бутылочки, но это при условии, что он больше вообще как бы ничего не ест. Потому что у нас организм, откровенно говоря, получает сахар абсолютно из любых продуктов. Потому что без этого, ну, мозг только питается глюкозой. Поэтому он сахар извлечет. Вот добавленный сахар должен составлять не менее 10% от этого всего. Поэтому считайте: где-то для молодого, здорового, энергичного человека 70 г сахара, а кому-то вполовину меньше нужно. Но где-то кусочек сахара 5 г – пожалуйста, посчитайте, сколько вам лично нужно. Но просто вы учитывайте, что все, что бы вы практически ни съели, все равно содержит сахар. Т. е. белая мука и т. д. Сладкие фрукты. Многие считают, что они малокалорийны, поэтому они, собственно, не столько сахара содержат. Газировка чем вредна? Тем, что вот этот сахар за счет углекислого газа всасывается значительно быстрее. Если вот вы съели фрукт, то там есть клетчатка. Там тоже есть сахар. Но она будет сдерживать этот сахар. И он будет как бы постепенно, давая вам энергию. А если вы активны, то вы успеете эту энергию сжечь.

Иван Князев: А здесь так сразу ударная доза получается: выпил газировочки – и все.

Елена Соломатина: Да, организм перерабатывать ее не сможет, в энергию переработать. Значит, ему куда надо? Быстро ее трансформировать только в…

Иван Князев: В жировую ткань. Да. Спасибо.

Елена Соломатина: А вот чтобы обратно – это уже очень сложная песня.

Иван Князев: А это мы знаем, Елена Павловна. Спасибо вам. Елена Соломатина, врач-диетолог. Особенно когда перед этим еще гамбургер съел, там тоже сладкая булочка, а потом и шоколадочку, и газировочкой все запил, – вот это доза получается.

Тамара Шорникова: Так, Ваня.

Иван Князев: Вот что пишут наши телезрители. «Газировка нынешняя это гадость и отрава», – мнение из Тюменской области. «Я смешиваю сок с минералкой», – это интересный, наверное, рецепт. Из Московской области: «Очень вкусно и полезно», – считает Ольга. Из Воронежской области: «Не верю, что заботятся о здоровье людей. Таким образом просто хотят ввести налог и повысить цену на напитки».

Тамара Шорникова: Ну, и вот Хабаровский край: «Если все вредные продукты убрать с витрин, тогда будет, как в СССР: один сорт колбасы, один сорт сыра и т. д.».

Иван Князев: К следующей теме переходим.

Будет ли введён акциз на сахаросодержащие напитки