76% россиян не хотят выходить на пенсию из-за маленьких выплат

Есть большая доля россиян, живущих не только и не столько на зарплату. По новым статданным, пенсионеров сейчас в стране примерно 36 миллионов. Это четверть населения. Какую пенсию они получают по версии Росстата и на самом деле? Этой теме мы посвятили нашу еженедельную рубрику "Реальные цифры".

Самые большие пенсии — больше 20 тысяч рублей, получают в северных регионах страны. Здесь данные совпали. В лидерах Росстата — Чукотка, по нашему опросу — Магаданская область.

А вот по самым низким — расхождение. По официальным данным, меньше всего получают пенсионеры кавказских республик, ну вот Дагестан или Кабардино-Балкария — примерно девять с половиной тысяч. Мы же нашли регион, где выплаты по старости не достигают и шести тысяч рублей — это Калмыкия.

Недалеко от нее ушли Тамбовская область и Крым. Жить на такие деньги едва ли можно, только выживать. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство россиян в возрасте уходить на пенсию не собираются. По данным фонда Общественное мнение таких 76 процентов.

Сколько у пожилых людей уходит на квартплату? А на поход в магазин? Или аптеку? И главное —что у них после этого остается? Чтобы выяснить это наши корреспонденты решили лично пообщаться с пенсионерами.

Иркутск.

Валентина Соболева 45 лет проработала в библиотеке. Ее пенсия ровно 16 тысяч 800 рублей. Прожить на эти деньги сложно, поэтому Валентина Константиновна в свои 76 еще работает смотрителем в городском музе быта. Получает еще семь тысяч рублей.

Пенсионерка живет с семьей дочери, и всю пенсию отдает ей — на продукты, оплату коммунальных услуг и телефон. Себе оставляет только зарплату. Из нее каждый месяц больше двух тысяч уходит на лекарства.

"Лекарства все дорогие. Это, допустим, от вен лекарства, лекарства, которые от давления, постоянно которые надо пить, ежедневно".

Одну-две тысячи рублей с каждой зарплаты Валентина Константиновна откладывает на подарки для коллег. Их у пенсионерки много. Соболева руководит Советом ветеранов и раз в месяц ведет Интеллектуальный клуб "Какие наши годы".

Одежду Валентина Константиновна покупает раз в полгода. Обувь — еще реже. И самую дешевую. Отдыхает пенсионерка на даче, ни в одном санатории никогда не была. Летом выращивает на участке овощи и цветы.

Сейчас Валентина Константиновна мечтает поставить в огороде новую теплицу. Она стоит 40 тысяч рублей. Эту сумму пенсионерка планирует накопить с зарплаты к маю.

Улан-Удэ.

Вера Васильевна Сенцова 40 лет проработала инженером. Сейчас получает пенсию 13 тысяч 386 рублей.


На эти деньги нужно покупать еду, лекарства, иногда одежду, оплачивать телефон и общественный транспорт — в Улан-Удэ для обычных пенсионеров он платный. Только ветераны войны, труда и инвалиды получают компенсацию за проезд. В семье Сенцовых самая большая статья расходов — коммунальные услуги.

Вера Сенцова:

"Вот заплатила за свою трехкомнатную квартиру около 6 тысяч. От моей пенсии осталось 7 тысяч. А прожить нужно еще три недели. И пенсию мне принесут только 23 числа".

Из продуктов Вера Васильевна покупает только самое необходимое. Почти каждый день — хлеб, молоко и сладости — без них не может. Раз в неделю — недорогое мясо или рыбу. Овощи Сенцовы выращивают на даче, сами делают соленья. Фрукты пенсионерка покупает только для внуков.

"Благодаря тому, что мы живем вдвоем и у мужа пенсия чуть выше, чем моя, мы живем довольно сносно. Хотя бы 20 тысяч пенсионер получать для достойной жизни должен".

У обеих дочерей ипотека. Поэтому помощи у детей Сенцовы не просят. Наоборот помогают воспитывать внуков. Старшего забирают из школы и делают с ним уроки, с младшим сидят с утра до вечера. В детсад он не ходит — нет мест.

Много лет Сенцовы мечтают съездить в санаторий на берегу Байкала — он недалеко от Улан -Удэ, но накопить на путевки не получается. На двухнедельный отдых пенсионерам нужно 80 тысяч рублей. В последний раз Вера Васильевна отдыхала в санатории 30 лет назад, а ее муж не был там ни разу в жизни.

Крым, село Октябрьское. 

Владимир Трофимец всю жизнь проработал детским тренером по гимнастике. Сейчас ему 74. Пенсионер получает 8 тысяч 400 рублей.

По крымским меркам это немного. Средний размер денежного пособия по старости в Крыму — около 12 тысяч. Но хватает на всё, говорит Владимир Трофимец. Благодаря особому режиму питания и занятиям спортом. Пенсионер последние сорок лет не завтракает и вообще ест мало. Покупает молочные продукты, колбасу, хлеб. Ест каши и супы. Изредка мясо.

Владимир Трофимец:

"Я вот за 42 года, когда подсчитал, сколько я не доел, получилось 10 тонн продуктов, это целый КАМАЗ. Теперь что, я сэкономил 2 миллиона".

Владимир Петрович тренируется каждый день: подтягивается, отжимается, делает упражнения с гимнастическими кольцами во дворе дома. Обливается холодной водой и ездит на велосипеде. Наверное, поэтому в свои 74 года деньги на лекарства не тратит. А по вечерам Владимир Петрович дает концерты соседям по коммунальной квартире — играет на гитаре, губной гармошке и мандолине.

Из-за того, что квартира комммунальная, цены на ЖКХ вполне терпимы — 600 рублей в месяц. При Украине Владимир Петрович получал чуть более восьмисот гривен. По тем деньгам это около двух тысяч рублей, хотя сравнение в этом случае некорректно — цены на полуострове за последние годы тоже сильно выросли. Но тогда, говорит, хватало только на коммуналку и продукты. Сейчас может себе позволить откладывать с пенсии.

Сейчас Владимир Петрович копит на ноутбук — хочет научиться пользоваться компьютером и выходить в интернет. Ну, а с отдыхом проблем нет. Село Октябрьское находится в 50 километрах от моря, к тому же у пенсионера есть родственники в Алуште, к которым он ездит каждое лето.

На существенный рост пенсий с учетом экономической ситуации в России рассчитывать не приходится. Более того, эксперты говорят, что и в таком объеме финансирования Пенсионный фонд — почти непосильная ноша для страны.

Обрывочными мерами, как например, повышение возраста трудоспособности, ситуацию не исправить, нужен комплексный подход. Самое важное в котором — добиться принципиально иного отношения россиян к своей старости и государственным обязательствам.

Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:

"Дальше у нас с вами перезагрузка пенсионной системы, потому что на сегодняшний день то состояние, в котором она находится — она становится очень серьезным структурным, как говорят экономисты, ограничением будущего роста. Мы не можем больше в силу объективных — и демографических, и финансовых, и экономических обстоятельств, и надвигающейся четвертой индустриальной революции, мы не можем надеяться только на государство. Это важно, это необходимо для тех, кто действительно не может без этого жить и выживать. Но в подавляющем большинстве своем человек должен ориентироваться на индивидуальную пенсионную стратегию, когда да — есть страховая пенсия, то есть государственная, но есть еще моя и личная ответственность за мое будущее, а это мои инвестиции. Но для этого я должен быть грамотным, для этого я должен обладать серьезными профессиональными компетенциями и всем прочим, и это моя уже ответственность. Вот этой ответственности нам всем не хватает".

Принимать жесткие, но необходимые решения власти придется в ближайшие годы. Население России стремительно стареет. По прогнозам ученых, к 2030 году пенсионеров в стране будет более 42 миллионов.