Из многих городов России все чаще приходят сообщения о демонтаже и сносе гаражей

Поводы для сноса могут стать самые разные. Власти могут не продлить гаражному кооперативу аренду, либо заявить, что боксы построены незаконно. А объединяет все эти случаи общая фраза о том, что гаражи уродуют облик города.

На развалинах гаражных комплексов побывал наш корреспондент Александр Денисов.

Хозяину этого старого "Ниссана" восемьдесят лет, он уже не садится за руль, и автомобиль тихо-мирно дремал в гараже последние годы. Из сна его выдернул на тросе трактор, который прибыл, чтобы снести гаражный кооператив "Ветеран".

Председателя кооператива Маргариту Шефер, которая кинулась посмотреть, что там с машиной, окликнул снимавший все это на камеру муж. Супруги прибежали, когда узнали от сторожа, что идет снос. Обзвонили всех, чтобы быстрее забирали машины, но вот хозяин "Ниссана" прийти не смог.

- Доброе утро, здравствуйте!

Маргарита с мужем Георгием деловито, словно в надежде все как-то исправить, пробираются меж куч мусора к месту, где был их гараж.

- Уже двадцать дней, как гаража моего нет.

В сентябре управа Академического района объявила владельцам, что гаражи являются самостроем, потребовала их освободить, вывезти все имущество, так как начнется снос. А на этом месте построят парковку для уборочной техники государственного бюджетного учреждения "Жилищник".

- Объявление не имело никаких признаков официального документа. Не было ни бланка, ни печати, ни подписи.

Маргарита и ее соседи до последнего не убирали свои машины и имущество, не верили, что их кооператив всерьез можно назвать самостроем, ведь стоит уже сорок лет, люди платят взносы, налоги. К тому же, в городском списке подлежащих сносу самостроев себя не обнаружили. Пробовали судиться, в удовлетворении им иска отказали, сейчас рассчитывают хотя бы получить компенсацию.

Юрий Файнгерш, помощник председателя "Московского городского союза автомобилистов":

- С некоторых пор выплата компенсаций прекратилась.

  • Почему…
  • У города нет денег, чтобы выплачивать компенсацию, видимо, поэтому все это прекратилось.

Юрий Файнгерш, помощник председателя "Московского городского союза автомобилистов", куда входит и "Ветеран" и многие другие гаражные общества, объясняет, что с 2012 года столичный департамент имущества перестал продлевать с обществами договоры аренды на землю, и у владельцев нет никакой возможности защититься от сноса.

- То есть бесполезно бодаться владельцу гаража?

- В настоящий момент, да.

Сбывается предсказание киногероини из фильма "Гараж", директора рынка, которую исключили из списков членов кооператива.


- А частные гаражи мы снесем, как уродующие лицо города. И по этому месту будут мчаться троллейбусы и автобусы.


Юрий Аврамович считает это просто совпадением.



- Фильм 79 года? Ну, 79-го, в то время еще не было…




Тогда не сносилось, тогда строилось, могли построить меньше, но строилось, не сносилось. Не было такого бума сноса плоскостных автостоянок. В настоящее время это бум.

Фильм Эльдара Рязанова вышел на экраны как раз в то время, когда и строился кооператив "Ветеран".

Режиссер сам вступил в подобный кооператив, ходил на собрания пайщиков, сдавал деньги, как и многие тогда по всей стране.

Александр Сергеевич Садовников: Здесь когда-то находилась помойка, овраг. И нам очень много пришлось поработать над тем, чтобы добиться разрешения, только разрешения на это место.

Александр Сергеевич Садовников опознает место, где был его одиннадцатый бокс, по березе, которую во время строительства не дал срубить соседу.

- Родное место, тутошний я, тутошний.

Родное место сделало Александра Сергеевича настоящим поэтом обыденной жизни.

- Как-то больно на душе становится, когда видишь, что на твоих глазах выросла из такого маленького деревца большое дерево, и тебя гонят с этого места.

Александра Сергеевича без долгих объяснений понял бы петербуржец, ликвидатор последствий чернобыльской аварии Иван Василевич Яковлев.

- Вы погромче говорите, а то я плоховато слышу.

Иван Васильевич тоже вложил всю душу в обустройство своего гаража, в котором держит жигули-шестерку, машина как новенькая, а чего удивляться.

- Полметра бетоном все забетонировал, потом изнутри все утеплил, там сначала наклеил рубероид на него, потом шлаковаты, потом доски черные, потом еще оргалита, все время тут.

И сейчас Ивану Васильевичу и еще двум с лишним тысячам владельцев гаражей грозит снос. Мэрия передала участок компании "СтройтрестГалант", занимающейся строительством жилья. На территории поставили будку, в которой представитель компании предлагает компенсации: сорок тысяч за железный бокс, пятьдесят одну - за бетонный.

Фикрет Ализаде, представитель инициативной группы: Нам не нужны никакие компенсации, нам нужна эта земля. Мы как добропорядочные владельцы этих гаражей имеем преимущественное право долгосрочной аренды этой земли с правом выкупа. Нам это право никто не предложил.

В конце прошлого года владельцы гаражей выстраивались в очередь за компенсациями, чтобы хоть что-то получить. Но когда узнали, что есть шанс отстоять свои боксы, очереди исчезли. Представители инициативной группы пОдали иск в городской суд с требованием предоставить им право на долгосрочную аренду или выкуп земли. Первое заседание назначено на конец февраля.

Как явление гаражные кооперативы у нас возникли в начале 60-х. По закону автолюбитель получал в постоянное пользование свой бокс. Там разрешалось держать только автомобиль и то, что с ним связано, - шины, например. Всё было чётко регламентировано.

Затем, в 80-х, власти стали закрывать глаза на разные нарушения правил, на размещение в гаражах автомастерских и складов.

Кардинально всё изменилось в начале 90-х. С развалом прежней экономики многие люди потеряли работу и гараж для них стал чуть ли ни единственной возможностью выжить - за счет услуг или производств, организованных прямо под крышей своего бокса.

Так возник особый уклад жизни, который у нас называют "гаражной экономикой". В прошлом году социологи фонда "Хамовники" подробно исследовали этот сектор в 9 городах России.

Самыми активными "гаражными" экономиками страны стали Анапа, Ульяновск, Тольятти и Набережные Челны. Главный вывод исследователей очевиден - чем беднее регион, чем меньше в нем рабочих мест, тем больше людей, которые зарабатывают себе на жизнь в гаражах.

Основной способ заработка - это, естественно, ремонт автомобилей, автомойка и шиномонтаж. А дальше начинается своя специфика.

Например, в Анапе владельцы радикально перестроили больше половины всех боксов и превратили их в жилые помещения. Во время курортного сезона местные жители сдают гаражи отдыхающим или переселяются туда сами, чтобы пустить в свою квартиру туристов.

В Ульяновске в гаражах делают дешёвую мебель.

А в Набережных Челнах гаражно-строительные кооперативы, - немного-немало, - выпускают и поставляют на завод "Камаз" комплектующие для грузовиков.

Это всё результаты исследования социологов.  

Это еще не полный список "гаражных" экономических достижений. Там могут продаваться одежда, продукты, бытовая химия; могут производиться бетонные блоки, гвозди. Всё что угодно. Известны гаражи-кафе и даже гараж-баня.

Отдельно давай те остановимся на Тольятти. Все-таки моногород и в гаражах работают 22 тысячи человек!

Возможно, это крупнейший гаражный комплекс России, он называется "Пламя". Вместе с соседними кооперативами он насчитывает до 40 тысяч объектов. Все эти многоэтажные строения по документам - все еще гаражи. Торговые точки тут действуют с конца 90-х. Сейчас этот комплекс превратился в крупный автомобильный рынок. Владельцы магазинов автозапчастей говорят, что работать в этих боксах неудобно - нет отопления. Бывают перебои со светом.

Александр Сусин, владелец гаража-магазина: Денег у людей нет. Если я по своему сужу. Тюнинга нету. Машины плохо продаются. Плохо берут. А так в принципе живем потихонечку. Не до жиру конечно, но хватает на хлеб. 

Я рабочий, но у меня у самого мастерская. Практически я, как вы сами сказали, выживаю. Последний раз, когда поднимали налоги, сам Медведев сказал, что 80 процентов ИПэшников ушли в тень. И вот я сам сейчас с зонтиком хожу и солнца не вижу. 

Возможно, "гаражники" скромничают, чтобы не навлечь гнев налоговой.

По данным исследования, в Тольятти их средние заработки сопоставимы с прибылью владельцев обычных автомагазинов. Сотрудник "подпольного" автосервиса, например, получает от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Мебельщик или рабочий, который производит бетонные блоки, до 40 тысяч рублей.

Не надо совсем уж идеализировать этот бизнес, поскольку в нём есть и откровенный криминал. В тех самых боксах, бывает, что разбирают на запчасти угнанные машины или производят и хранят контрафактные товары.

Что будет с этой экономикой теперь, когда к гаражам подъезжают бульдозеры. Об этом мы спросили эксперта.

Сергей Селеев, исполнитель проекта "Гаражная экономика в российской провинции" Фонда поддержки социальных исследований "Хамовники":  Гаражная экономика очень быстро реагирует на различные изменения. То есть если сегодня мы производили утюги, то завтра мы будем производить чайники условно. И если сегодня нас сносят, то завтра мы переедем в другое место. Все вот эти процессы по сносу, они не приведут к резкому сокращению и трансформации гаражных этих промыслов. Просто приведут к смене дислокации, к смене места.