Кабинет министров решил поднять акцизы на топливо

Пока ЦБ выделяет на частные банки сотни миллиардов рублей, правительство думает, где бы раздобыть хотя бы миллиардов 40, чтобы пополнить бюджет. Правда, искать долго не пришлось. Деньги эти, можно сказать, валяются на дороге.

В понедельник кабинет министров решил поднять акцизы на топливо. По предварительному плану, в следующем году бензин подорожает как минимум на рубль. И это в три раза больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом. Там прописано, что акциз не может расти выше инфляции. Но в чём проблема: законы можно все время менять. Раз правительству так угодно, в Налоговый кодекс внесут изменения. Это уже вопрос технический.

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций: Никаких проблем, связанных с изменением налогового кодекса, нет. Другое дело, что это сигнал, в принципе, не очень до конца правильный для бизнеса, в том плане — если вы уж приняли Налоговый кодекс и придерживаетесь его, а там многие разные вещи прописаны, ценоочищение, и все остальное, то это конструкция, которая должна действовать.

Дорожает у нас нефть или дешевеет, растут акцизы или нет — у бензина перманентная инфляция. В некоторых регионах он такой дорогой, что просто глаза округляются. Сейчас посмотрим сюжет из Якутии. И потом для контраста репортаж из Дагестана.

Бензин, который не перестаёт удивлять.

В Якутии стоимость бензина повышается трижды в год. Это всегда связано с расходами на его доставку в регион: с каждой новой партией топливные компании устанавливают более высокие цены.

Траты на доставку — главная составляющая стоимости бензина. Регион — самый большой в стране — разделен на три ценовых зоны. Самая дальняя и соответственно, самая дорогая — северная: более тысячи километров от Якутска. Туда топливо доставляют по рекам в несколько заходов, а затем продают в течение нескольких лет. Литр 92-го бензина там стоит от 60 до 80 рублей. Все зависит насколько далеко от склада находится населенный пункт.

Игорь Никитин, генеральный директор сети АЗС: Буквально за последние три года констатируем увеличение транспортных затрат. Этот рост составил за три года примерно 32 процента. Он значительно превышает уровень дефлятора. Мы об этом говорим и пытаемся подстроить и изменить транспортную схему.

Чуть лучше обстоят дела в южной части региона: здесь есть железная дорога и транспортные расходы на треть меньше. Поэтому литр 92-го можно купить за 41 рубль, 95 бензин за 43 рубля, дизельное топливо за 44 рубля. Но и это дорого, говорят водители.

Водитель: Ну цены, конечно, кусаются. Что и говорить. Но видимо с учетом всяких доставок — бензина, того-сего, всяких накладных, то цена, наверное, соответствует, я так полагаю. На сегодняшний день, по крайней мере. Но желательно, чтобы поменьше были. На днях говорили по новостям, что скоро опять будут цены подымать, это уже будет неподъемно для простого человека.

Водитель: 200 километров отсюда — 43 рубля, а сюда приезжаю, уже 50. Немножко разница есть.

В октябре нефтяные компании Якутии снова планируют пересчитать тарифы на бензин.

В канун зимы в регионе завершается навигация и северный завоз топлива. Уже с 1 ноября цена на бензин может вырасти больше, чем на рубль.

В Дагестане Бензин пока не подорожал. Местным водителям он обходится даже чуть дешевле, чем в среднем по стране.

Сейчас литр 92-го стоит около 38 рублей, 95-й — 40. Но как долго получится сдерживать цены, владельцы заправок не знают: повышение акциза на автомобильное топливо обязательно отразится на розничной стоимости.

Юсуп Атаев, владелец сети автозаправок: Заправки зарабатывают определенную моржу, которая остается между оптом и розницей. В случае когда завод изготовитель поднимает цену, мы вынуждены поднимать цены, чтобы как-то остаться на плаву. Порой бывают такие времена года, когда заправки на ноль работают.

Разброс цен по республике минимальный. Это связано с тем, что местным заправщикам не приходится конкурировать с крупными федеральными компаниями. Их здесь почти нет. Торгуют бензином тут как крупные местные сети, так и больше сотни единичных заправок. И чаще у водителей больше претензий не к цене, а к качеству топлива.

Юрий Гамзатов, водитель: На многих заправках бензин не очень хорошего качества, приходится выбирать заправку, которая подходит. Хотелось бы, чтобы бензин не дорожал, учитывая, что в конце года хотят повысить цены, будет накладно.

Али Мамедов, водитель: Машина плохо работает, из строя выходит, свечи сгорают, фильтра быстро пачкаются. И часто приходится больше приезжать в мастерскую, чем на заправку.

Но если скачок цен всё же произойдет, многие автолюбители готовы перейти на альтернативное топливо.

Газ в Дагестане стоит в два раза дешевле бензина — 19 рублей. И хотя установка оборудования обходится водителям почти в 20 тысяч рублей, окупается она уже через пол года.

У нас в стране есть такая традиция: если правительству срочно нужны деньги, то начинать надо с автомобилистов. Они ж люди богатые — на "Жигулях" ездят.

Это социальный аспект. А есть еще экономический. Так ли правильно с точки зрения экономики поднимать акциз на рубль?

Андрей Нечаев, доктор экономических наук, министр экономики России в 1992-1993 гг.: Для меня оно необъяснимо. Я не могу понять это решение, потому что а) в нем нет особой острой необходимости, b) вы все-таки подталкиваете инфляцию, при том, что у нас и так реальные доходы населения падают, ну и с) самое главное — одна из причин того, что у нас сейчас бизнес взял такую "инвестиционную паузу", бизнес почти не инвестирует, это неопределенность экономической ситуации, экономической политики. Когда вы на протяжении нескольких лет устами президента, премьера говорите о том, что повышения налогов не будет, и при этом их регулярно повышаете в явной как сейчас или скрытой форме, как в случае с кадастровой стоимостью земли и недвижимости и т.д., или выплаты в пенсионный фонд — ну, какое же будет доверие у бизнеса, когда вы не держите слово? Это очень опасно.

По данным исследований РАНХиГС, 44 процента занятого населения не понимают цели и смысл экономической политики в нашей стране. И самое интересное, что почти 90 процентов, считайте все, кто работает, выступают за проведение реформ.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений: У людей мало денег. У них недостаточные денежные доходы, тогда как денежные расходы у них очень большие, и все время увеличивающиеся. Пусть понемногу, но увеличивающиеся в последние два года. Это создает новую ситуацию, когда, да, вроде бы есть стабильность, достигнуты какие-то улучшения, чиновники нам говорят, что у нас экономика растет. Сейчас спорят, замедлился рост промышленности или нет, эксперты обсуждают, получим ли мы положительный ВВП к концу года, и в каких размерах. А люди задаются другим вопросом: где взять деньги, как выжить в этой ситуации?