Несколько тысяч жителей России могут лишиться своих домов

На уходящей неделе подмосковные дачники пожаловались Владимиру Путину на "Газпром". Корпорация потребовала через суд снести дома, оказавшиеся рядом с магистральным газопроводом. При этом многие дачи построены давно и по всем правилам, тогда, когда никакого газопровода не было и в помине. Президент пообещал разобраться в этом конфликте.

Только вот этот случай не единичный. Несколько тысяч россиян в разных регионах страны неожиданно выяснили, что их жилье, якобы, много лет находится на чужой земле. И её надо отдать государству или крупной корпорации.

В дачном поселке Ерепеты на окраине Перми трактор регулярно перерывает единственную дорогу. Из-за этого люди не могут проехать к своим домам. Жители уверены: таким образом их вынуждают отказаться от участков.

Несколько лет назад, когда в поселке еще не было домов, компания Транснефть-Прикамье проложила здесь нефтепровод. Властям нефтяники об этом не сообщили. Потом участки раскупили люди и построили на них дома. В документах на землю не было ни слова о том, что в нескольких метрах от поселка проходит опасная труба.

Теперь "Транснефть" требует снести дома, так как они построены в охранной зоне нефтепровода. Суд встал на сторону нефтяников. Тогда после нескольких митингов жители обратились к губернатору и в городскую администрацию. Там подтвердили, что нефтепровод и в самом деле построен незаконно, но жителям не помогли.

Любовь Турова, житель Перми:

"В Пермском крае есть дефицит бюджета, и поэтому никакие мероприятия по переносу, по укреплению, по проведению мероприятий безопасности газопровода проводиться не будут".

Так ответили в администрации губернатора. Власти самого города все же пообещали, что помогут жителям договориться с нефтяниками и пригласили их на прием. Он должен состояться 13 июня.

А в Приморском крае земли некоторых жителей попали в список территорий, которые власти готовы раздать как дальневосточные гектары. Александр Нерпин зашел на сайт программы и обнаружил, что его участок уже кто-то выбрал.

Александр Нерпин, житель с. Раздольное:

"Идёт захват нашей земли, отдаёт власть наши участки очень быстро тем, кто, сидя за компьютером, даже никуда не ходя, нарисовал себе желаемое, и ждёт когда ему придёт договор".

Семнадцать соток Александр получил в наследство от отца всего несколько месяцев назад. Провести межевание еще не успел, но вовремя зарегистрировал право собственности и получил кадастровый паспорт. А в Росреестре почему-то записано, что участок ничей.

Местная администрация во всем винит самих жителей. Узнав о предстоящей раздаче гектаров, они должны были вызвать землемеров и уточнить границы своих участков. Вот только стоит эта услуга больше 15 тысяч рублей. Теперь многие готовы платить, но ждать специалистов приходится по несколько недель: геодезическая служба с объемами работ не справляется.

А у фермеров Ростовской области их участки отсуживают предприниматели и чиновники. Предметом раздора стали 300 гектаров земли вдоль федеральной автотрассы М4 "Дон". Наделы выводятся из сельхозоборота и становятся землей промназначения.

У фермера Александра Восколупова было шестьдесят гектаров под картофель. Три из них, которые непосредственно прилегают к трассе, у него отняли. Сначала землю предложили продать. Фермер отказался: по участку проходит водозабор для полива его поля. Через некоторое время Александру принесли решение суда о том, что эти 3 гектара ему больше не принадлежат.

Александр Восколупов, фермер:

"Придет новый хозяин, начнет что-то строить и все — поливная система закроется. Потому что оросители вот так вот нарезаны, водовыдел вот он. Все — он закроет и поле перестает работать".

У многих фермеров право на землю даже не оспаривали в судах, а просто перекрывали полив. Местные чиновники не раз попадалась на фальсификации собраний пайщиков, якобы одобрявших земельный передел. 10 лет назад на этих землях работали 240 фермерских хозяйств. Сейчас их осталось всего 12.

Бывает и противоположная ситуация, когда владельцы не прочь освободить земли и получить за них компенсацию.

Но им никто ничего не предлагает. Хотя в трех подмосковных деревнях дома стоят впритык к строящейся взлетной полосе аэропорта "Шереметьево".

Жители деревень Дубровки, Перепечино и Паршино уже 5 лет страдают от необычного для Подмосковья природного явления — песчаных бурь. Песок со стройки летит в дома и на участки.

Строители спешат, поэтому работа кипит круглые сутки. Из-за шума местные жители по ночам не могут спать. Строительная техника постоянно перебивает коммуникации — то заденут ковшом экскаватора газовую трубу, то порвут электрический кабель.

Ольга Болданова, житель д. Дубровки:

"На прошлой неделе у нас свет отключали порядка 5 раз, два из которых это был полный световой день. В среднем 140 часов в год у нас нет света. При нормативе 72 часа".

Всего этого можно было бы избежать, если бы работы велись по плану, утвержденному еще в 2011 году. Предполагалось, что Росавиация выкупит у людей их дома и земли до того, как начнется масштабное строительство. В 2013 в деревни даже приезжали оценщики. Большинство жителей согласились продать свои земли, но их так и не купили.

Несколько десятков семей, дома которых стоят на месте самой полосы, все же смогли получить деньги за свои участки и уже уехали. Теперь в пустых зданиях живут бомжи. А на развалинах играют дети.

Юристы говорят о том, что если есть решение суда, строения на отчужденных землях все же придется сносить. Если собственник не сделает этого самостоятельно, его заставят судебные приставы — от этого убытки только вырастут. Однако владелец дома обязательно должен обратиться в суд за компенсацией. По словам юристов, борьба не будет легкой. Но останавливаться нельзя, если потребуется — надо идти и до Верховного суда.

Михаил Кюрджев, партнер адвокатского бюро "А2":

"Возможно использовать механизмы и обжалование в Верховном суде. Мне кажется объективно некоторые дела в Верховный суд попадут. Возможно, в ситуации, когда вмешается администрация президента или законодатель, и будет оказано общественное давление на Верховный суд, и принимая соотвествующие дела к рассмотрению, Верховный суд даст разъяснение, в каких случаях изъятие возможно, а в каких случаях изъятие невозможно".

Еще юристы советуют собственникам домов, оказавшихся в зоне отчуждения провести независимую экспертизу. Нужно выяснить, когда невдалеке от строений появился трубопровод или прочие опасные объекты. И какой чиновник дал разрешение на строительство в том месте, где этого делать нельзя. Гарантий того, что суд примет во внимание выводы экспертов, нет, однако появится возможность обратиться в высшие инстанции.