Протесты в Волоколамске

В среду в подмосковном Волоколамске с новой силой разгорелся конфликт между местными жителями и властями. Причина - мусорный полигон "Ядрово", откуда разит неимоверно. В ночь на среду произошел очередной выброс свалочного газа. А уже утром в Волоколамскую районную больницу попали шесть детей. Еще 70 жаловались на тошноту и головную боль. Прямо у здания больницы возник стихийный митинг.

"Закрой свалку. Свалку закрой и все", "Не будет он говорить правду! Позор! Позор!" - такими выкриками жители Волоколамска встретили губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. Его освистали и закидали снежками. Главе района Евгению Гаврилову досталось больше, его несколько раз ударили и сломали очки. Жители требовали от чиновников закрыть мусорный полигон Ядрово. В ночь на среду там произошел выброс свалочного газа.

"Утром ведем в школу- задыхаемся. Детей из школы забирают, привозят на скорой. Вот, видите, сколько народу собралось около больницы", - рассказывали жители. - "Удушье, глазная боль, головная боль, рвота, кто-то даже в обморок падал".

Помощь врачей понадобилась сотням людей. За три дня были госпитализированы 11 детей.

"Старший вчера со школы пришел: живот болит, потом вырвало. А маленький уже три дня", - рассказывали люди.

Другая женщина жалуется: "Живот болел и рвота (у ребенка - ред.). Потом еще ночью два раза вырвало. Вызывали скорую на дом. Ребенок после школы пришел, начало рвать. Приехали к нам, как они уже сказали сто второй вызов".

Сразу из больницы многие волоколомцы шли в прокуратуру. Чтобы следователи выяснили чем травят их детей.

"У меня ребенок с удушьями получается, мы сидим на гармонях и ингаляции. У меня справка есть. Отравление неизвестными газами", - жаловалась жительница Волоколамска.

Люди рассказывают - газ со свалки задувает к ним по несколько раз в неделю. Многие волоколамцы не выходят на улицу без респрираторов, и даже карманных газоанализаторов.

Юлия Любко, жительница Волоколамска: "Мы не можем рисковать здоровьем детей, быстро собрались, забрали детей из сада и школы, и уехали в Москву дышать свежим воздухом, купили детям респираторы".

Екатерина Цепканова, жительница Волоколамска: "Данные поступают, но когда происходят выбросы сероводорода, от нас данные умалчивают, то есть, инициативной группе данные не предоставляются, или предоставляются, но уже намного позже".

Месяц назад жители Волоколамска, когда дышать стало особенно тяжело, за собственные деньги провели независимую экспертизу воздуха, и только по сероводороду специалисты выявили трехкратное превышение предельно допустимой концентрации.

Иван Лабашкин, инженер-эколог: "Помимо сероводорода, могут быть выбросы метана, углекислого газа. При сжигании этих газов, если некорректно провести, могут быть выбросы диоксидов серы, возможно, даже азота".

Полигон бытовых отходов "Ядрово" находится в трех километрах от Волоколамска. Мусор сюда свозят без малого 40 лет. И только после стихийного митинга жителей города там установили аэрозольные пушки, а администрация района в срочном порядке заключила контракт с голландской фирмой, которая занимается дегазацией полигонов. Губернатор Подмосковья пообещал жителям вдвое сократить поток мусоровозов на полигоне. Правда, это может замедлить дегазацию.

Иван Кудельский, начальник полигона "Ядрово": "Для дегазации активной по голландской технологии, нам надо сделать под определенным уклоном верх полигона. Сделать это возможно лишь мусором, ни грунтами, ни песками этого сделать невозможно".

Руководство области сначала пообещало закрыть старую часть "Ядрово" в эти выходные, но затем сроки перенесли на три недели. Тогда откроется новая, высокотехноличная, часть свалки.

Александр Чупраков, заместитель председателя правительства Московской области: "В Волоколамском районе объявлен объектовый режим ЧС, чрезвычайная ситуация, в рамках которой мы работаем, сокращая все процедуры, и именно это позволит нам добиться, чтобы до 15 июня свалочный газ прекратил распространяться".

Чем еще плохи старые технологии хранения мусора, видно с другой стороны полигона, куда можно добраться только на снегоходе.

Вот эта зловонная жижа – фильтрат полигона, стекает в речку Городня. Городня питает водой весь Волоколамск. Потом из Городни фильтрат попадает в речку Лама, из нее в Шошу, а из Шоши в Волгу. Волга питает Иваньковское водохранилище, а это уже стратегический запас питьевой воды москвичей.

До недавленого времени местные леса славились как охотничьи угодья. Сейчас здесь можно пострелять разве что по помойным крысам

Дмитрий Любко, охотник: "Зверь уходит. Первыми с речки ушли бобры, их очень много было около города. Потом они исчезли. Видимо, зверю проще переехать на новое место жительство: не надо продавать дом, строить новый".

Люди тоже хотели бы переехать подальше от Ядрово, но продать жилье здесь стало проблематично. Цены и спрос на него резко упали. После скандала с отравлениями, главу района Евгения Гаврилова уволили. Сейчас в Волоколамске готовятся провести массовую диспансеризацию всего населения. В понедельник начнут со школьников.

Этот мусорный полигон, далеко не единственный в Подмосковье. По всей области их 15. На нашей карте они отмечены красным цветом. Еще 24 полигона закрыты, вот они черные. Но это не означает, что скопившийся там мусор куда-то исчез. Общая площадь всех легальных мусорных свалок в Московской области, это 15 квадратных километров. Это примерно соответствует площади внутри Садового кольца.

Сам мусор в Подмосковье в таком объеме, он не из области, его везут из Москвы. Столица производит отходы. А область с ними живет. Суммарно весь Московский регион пополняет свалки – 12 миллионами тонн мусора в год. Это пятая часть всех коммунальных отходов России. 85 процентов содержимого наших помоек попадает на свалку.

Как признают власти, свободное место на действующих полигонах заканчивается. Но будут ли у нас что-то делать, вводить раздельный сбор отходов, перерабатывать их. Эксперты говорят, это вряд ли.

Владимир Кузнецов, генеральный директор Центра экологических инициатив: "Сейчас уже сидят те олигархи, несколько человек, которые основной мусор в Москве и области берут под себя. И естественно, те корпорации государственные, которые хотят участвовать в этом, за счет мусоросжигательных заводов, да, нанотехнологий, как они говорят, там и так далее, сортировочных станций, понимая, что это большие деньги, в том числе могут быть из бюджета выделены. Они не отдадут это никому. Мы когда говорили о том, что ребята, дайте нам раздельный сбор, мы сделаем на месте".

Владимир Чупров, руководитель энергетической программы "Гринпис России": "Сегодня раздельный сбор и мусоросжигание - это две конкурирующие технологии, конкурирующие за сырье. Все что сгорело, мы не сможем сдать в переработку".

Так что продолжаем жить у свалки. Сейчас все санкционированные места размещения отходов в России суммарно занимают площадь в 40 тысяч квадратных километров. Это как Рязанская область. И каждый год легальные свалки разрастаются еще на четыре тысячи квадратов, то есть примерно как Москва и Петербург вместе взятые.