Реально ли снижение ипотечной ставки до семи процентов? И почему программа расселения аварийного жилья в России не сработала?

Говорил Путин и о доступности жилья. По его словам это - "проблема проблем, которая тянется из десятилетия в десятилетие". И необходимы три условия, чтобы ситуация изменилась.

- Это рост доходов граждан. Об этом я говорил, мы должны это обеспечить. Снижение ставок ипотечного кредитования. И, конечно, увеличение предложения рынке, на жилищном рынке, - заявил президент.

В прошлом году свои жилищные условия улучшили три миллиона российских семей. Через шесть лет нужно выйти на показатель в пять миллионов, заявил президент.

Для этого нужно в полтора раза увеличить темпы строительства жилья. В прошлом году общая площадь новых квартир достигла 80 миллионов квадратных метров. Через шесть лет должна быть – 120 миллионов.

В декабре прошлого года ипотечная ставка опустилась ниже 10 процентов. Цель – семь процентов. С помощью льготной ипотеки за пять лет более полумиллиона семей с детьми улучшат свои жилищные условия.

В Светлогорске Калининградской области многодетная семья Неймышевых брать кредит не собирается. Новое жилье им обязаны дать по закону о расселении аварийных домов. Вот только обещанного люди ждут не три года, как в известной пословице, а 11 лет. Пока семье из девяти человек предложили переехать в "однушку". Репортаж Жанны Мейлер.

Вещи в новую квартиру Надежда Неймышева перевезла. Но сама пока не заселяется - не знает, сколько человек придется разместить в однушке. Власти Светлогорска требуют, чтобы сюда из аварийного дома переехала вся семья Надежды - девять человек.

- Вот так спит человек, дождь льет, оттуда начинается ручей. В сонном состоянии пошла, взяла тазик, поставила, спит дальше.

Домик довоенной постройки из картона и соломы Надежда получила в 1985 году, как временное жилье. К сегодняшнему дню фундамент рассыпался. В помещении сыро, на стенах - грибок, в крыше - дыры. Кроме самой Надежды здесь живут три ее дочери, зять и четверо внуков.

Ольга Губарь, жительница Светлогорска: "С одной стороны семья Хабаровых спит, а мы вот на этом диване вчетвером дети и я".

В 2007 власти Светлогорска признали строение непригодным для проживания и пообещали, как положено по закону, дать семье две новых квартиры. Спустя год Неймышева поинтересовалась, когда будет обещанное жилье. И узнала, что заключение о непригодности в мэрии потеряли. Поэтому квартиру ей не дадут. Зятю, как ветерану-афганцу, чиновники предложили компенсацию в 615 тысяч рублей. На эту сумму в Светлогорске не купить даже комнату.

Евгения Хабарова, жительница Светлогорска: "Радий с 89 года стоит на очереди на улучшение собственно жилья от государства, я считаю, что ему обязаны предоставить не сертификат-бумажку, а именно основной документ на получение квартиры".

В прошлом году Надежда написала заявление в прокуратуру. После этого мэрия дала ей и ее младшей дочери сорокаметровую однушку. И через суд потребовала, чтобы в эту квартиру нее переехали все члены семьи. Неймышевы и Хабаровы обратились за помощью в народный фронт.

Кристина Торкунова, юрист, член ОНФ: "Все сюда приходили, составляли различные акты, но ни у кого не закралось сомнения о том, что, а как дом то стал пригодным? В 2007 году он непригоден, а в 2008 году он пригоден".

Эксперты ОНФ разыскали специалиста, который обследовал дом Надежды в 2007-ом году. А затем нашлось и заключение о непригодности строения.

Сергей Подать, заместитель Светлогорского межрайонного прокурора: "Если жилье признано непригодным для проживания, люди могут рассчитывать на внеочередное предоставление жилых помещений по учетной норме жилой площади, которая утверждена в соответствующем муниципальном образовании".

По действующим нормативам, утвержденным администрацией Светлогорска в 2009 году, семья Неймышевых-Хабаровых должна получить дополнительно к однокомнатной квартире еще 90 квадратных метров жилья. В ближайшее время прокуратура собирается подать иск против светлогорской администрации в интересах старшей дочери Надежды – многодетной мамы Ольги Губарь. А семья средней дочери – Евгении Хабаровой – планирует обратиться в суд самостоятельно. Помочь в подготовке документов им обещают члены ОНФ.

В бурятском посёлке Селенгинск даже выигранный жителями суд не заставил муниципальные власти расселить их из аварийных домов. Теперь 150 семей -- это жильцы трех общежитий -- грозят перекрыть Транссибирскую магистраль.

Администрация моногорода признала эти общежития аварийными пять лет назад. С каждым годом жить в них все опаснее. В квартирах сырость и плесень, регулярно происходят короткие замыкания, батареи едва теплые. От стен дует, из фасада выпадают целые блоки утеплителя. Большинство жильцов страдают астмой или хроническим бронхитом.

Валентина Назарчук, жительница Селенгинска: "Вот тут все обшито, так как уже помочь не чем. Тут всё сыпется. Вы видите, тут шлакоблоки. А здесь у нас комары живут, они тут все облепили".

Константин Прошкин, глава администрации Селенгинска: "Нет в бюджете республики таких денежных потоков, чтобы можно было в районных поселениях ее реализовать. Для этого нужны финансовые потоки из федерального бюджета".

Решение суда – переселить людей хотя бы в маневренный фонд, так и осталось на бумаге. В Селенгинске такого фонда нет. И никогда не было.

По мнению экспертов, на рынке жилья и предложений много, и спрос огромен. А денег у абсолютного большинства россиян на покупку квартир нет.

Премьер Дмитрий Медведев в пятницу предостерег от чрезмерного снижения ставок по ипотеке. Так можно "перегреть рынок" и надуть "пузырь", как в США 10 лет назад. Тогда это стало началом мирового финансового кризиса.