России не хватает новых пассажирских самолетов

В понедельник вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывал президенту, как исправить эту ситуацию.

России сейчас не хватает новых пассажирских самолетов для близких, средних и дальних расстояний. Наши авиакомпании в основном используют "Боинги" и "Аэробусы", а отечественные лайнеры спросом у них не пользуются. Дмитрий Рогозин предложил решить эту проблему административным путём: самые прибыльные направления отдавать тем перевозчикам, у которых самолёты российского производства.

В марте в Иркутске впервые пройдут испытания нашего среднемагистрального лайнера "МС-21". До конца февраля Рогозин пообещал представить президенту план его производства, а также моделей Ил-114 (это для ближних маршрутов) и Ил-96-400 (это для дальних перелётов). При этом надо понимать, что на ИЛе до сих пор стоят устаревшие двигатели. Новых Россия просто не разрабатывала, поэтому потребляет этот самолёт значительно больше керосина, чем его западные аналоги.

Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA.RU

"Если авиакомпаниям будут навязываться неэффективная, экономически неэффективная авиационная техника, которая потребляет большее количество керосина, у которой меньше межремонтный ресурс, стоимость запчастей дороже, в экипажах больше… большее количество членов экипажа, это повышает себестоимость, повышает расходы авиакомпаний, а значит, наши авиаперевозчики, которые сейчас с большим трудом стараются удержаться на уровне положительной рентабельности, они просто уйдут в зону отрицательной рентабельности и начнут генерировать убытки. Таким образом, у них останется только два пути: либо идти к банкротству и уходить с рынка, либо повышать цены на авиабилеты".

Пока наш авиапром может предложить заказчикам только одну серийную модель нового гражданского лайнера. Это "Сухой Супер Джет 100". Максимальная дальность его полета — 4 с половиной тысячи километров. То есть, Суперджет не может обслуживать рейсы из Москвы во Владивосток. А его небольшая вместимость, 108 человек, делает лайнер нерентабельным на самых популярных маршрутах, как правило, зарубежных.

В результате этот самолёт пока есть в парке только одной из пяти крупнейших авиакомпаний России. Это "Аэрофлот", который использует всего 30 лайнеров "Сухой Суперджет". А 84% парка "Аэрофлота" составляют европейские "Аэробусы" и американские "Боинги".

Магомед Толбоев, заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой РФ

"Суперджет" — эта программа была создана для отмыва денег, для огромного количества. Миллиарды. Вы поймите. Он должен был еще в 2014 году выйти на уровень 160 самолетов и оправдать вложенные 11 миллиардов. Они запросили еще 3 миллиарда. Дали. После этого ничего не изменилось. Стоит у забора. Какой это "суперджет"? Назовите "Джет". "Супер" пусть назовут через 25 лет, когда он войдет в эксплуатацию, получит оценку пассажиров, оценку летчиков".

За последние 6 лет компания "Гражданские самолеты Сухого" произвела всего 113 "Суперджетов". Примерно столько же "Эйрбас" выпускает за два месяца. И тут даже не важно, что это лайнеры разного типа.

Эксперты говорят, что в мире за год продается около ста самолетов того же класса, что и "Сухой Суперджет 100". Выпускать больше, с точки зрения рынка, не имеет смысла. При этом не будем забывать, что "Суперджет" — не такой уж российский. Две трети его комплектующих производятся за границей. Из-за падения рубля и антироссийских санкций себестоимость этой машины выросла, а темпы производства упали почти в два раза. Тем не менее в этом году холдинг планирует вернуться на рекордный для себя уровень 2014 года. Тогда выпустили 34 самолета.