Торговцы отправились в администрацию Калуги на переговоры из-за закрытия крупнейшего рынка в городе

В Калуге без средств к существованию могут остаться 6 тысяч человек. На этой неделе власти закрыли крупнейший рынок, который занимал площадь в три гектара. После этого его работники отправились в мэрию на переговоры.

Внезапный визит торговцев центрального рынка в администрацию Калуги областные издания сгоряча обзовут "захватом". Хотя слово "базар" тут будет уместнее.

К работникам рынка вышли чиновники из управления имущественных отношений и глава города.

Роман Евстратов, заместитель начальника управления экономики и имущественных отношений управы г.  Калуги: “Они пришли задать вопросы властям города на интересующие их вопросы, мы постарались на них ответить”.

Ответ простой: рынок сносят, к первому ноября здесь не должно быть ни одного продавца, на освободившемся месте будет парк, об этом администрацию рынка предупреждали заранее.

Центральный рынок, где можно купить и хомячка, и пульт для телевизора, и валенки занимает два квартала в центре. Делится на так называемый "верхний" - с крытым помещением, в народе "куполом", и "нижний", где торгуют на улице и в небольших постройках и где как раз начали снос. Продавцу сотовых телефонов Михаилу Поленову вроде уже и нечего делать на рынке, но пришёл по привычке.

Михаил Поленов, продавец сотовых телефонов: “(Объявления вы повесили, что закрыто?) Да, я. А что делать-то?”.

Алексей Кожемякин со своим компаньоном развешивает товар в рядах, которые ещё не сломали.

Алексей Кожемякин, продавец: “Мы сейчас вне закона тут находимся как бы”.

Вне закона, потому что договор с администрацией рынка истёк шестнадцатого октября, за свое место продавцы не платят, стараются быстрее сбыть все, нервно реагируют на камеру, мол, отпугивает покупателей.

Алексей Кожемякин, продавец: "Честные штаны за честные деньги, я вам так скажу...Ну, самые дешёвые вот они, китайского производителя. (Сколько стоит?). Ну, это идёт где-то полторы тысячи рублей. Все швы закрыты, видите, это нормальный фабричный производитель, сертифицированный товар, никакой не левый, ничего”.

Алексей прикинул, что уйдёт в такси. Прошлой зимой, когда не было спроса, он бомбил, чтоб поддержать штаны. Конечно, торговцам предлагают перейти на новые рынки. Один прямо рядом - "Панорама", другой - "Калуга" - на окраине. Но они привыкли, даже прикипели к старому месту.

Михаил Поленов, продавец сотовых телефонов: “Рынок здесь находится более четырёхсот лет. На этом месте, здесь были мясные ряды”.

Не по душе закрытие рынка и покупательнице Галине Николаевне.

“Практически невозможно, чтобы продовольственный рынок был у черта на куличках”, - сказала она.

Под вечер на рынок нагрянула спецтехника, которая рвала на части стальные прилавки, а продавцы тихо смотрели на это. На их глазах завершилась целая эпоха. Рынки - это памятник вхождения страны в рыночную экономику. Торговцы, отстоявшие здесь на ногах четверть века, уже стали осознавать себя как класс.

Закрытие таких малоприглядных рынков, конечно, неизбежный процесс, и нигде он не проходит безболезненно.

Роман Евстратов, заместитель начальника управления экономики и имущественных отношений управы г. Калуги: “Торговая деятельность по закону там осуществляться не может, поэтому, наверное, правильно говорить, что это уже бывший рынок”.

Управа Калуги объявила конкурс проектов на обустройство парка и весной следующего года уже планирует приступить к его возведению.

За десять лет рынков в России стало меньше почти в четыре с половиной раза. Активно бороться с базарной торговлей власти начали в нулевых. А в 2006-ом приняли закон, по которому рынки могут располагаться только в капитальных строениях. Все остальное -портит внешний облик городов, увеличивает антисанитарию и подлежит сносу. Члены фермерской Ассоциации России тогда заявили, что это приведет к большой проблеме - мелким производителям негде будет торговать, причем из-за прилавков их выбьют вместе с демократичными ценами.