В четверг Россия отметила День защитника Отечества

В четверг Россия отметила День защитника Отечества — праздник, который касается всех, кто служил или служит. И в широком смысле — день настоящих мужчин. За последние годы этот праздник, можно сказать, повысил свой статус. Не потому что стал выходным днём, а поскольку задачи перед армией теперь более глобальные. А ситуация в мире и вокруг нашей страны говорит о том, что России как никогда нужна сильная, боеспособная армия. 

Владимир Путин: "Безопасность России, защита её граждан, безусловно, в надёжных руках. Наши Вооружённые Силы имеют огромный боевой потенциал, находятся в постоянной готовности, способны действовать чётко и согласованно и уверенно отражать любую агрессию".

Накануне Дня защитника Отечества, в среду, в Госдуму приехал министр обороны России Сергей Шойгу. Он выступил с отчётом о состоянии наших вооружённых сил и о задачах, которые сегодня стоят перед армией.

Вот некоторые цифры из доклада министра. Российские вооруженные силы сейчас насчитывают 930 тысяч человек. Из них почти 400 тысяч — контрактники. Больше половины всего оружия в армии — это новые, современные образцы. Сергей Шойгу также сказал, что впервые в истории наши радиолокационные станции контролируют воздушное пространство по всему периметру границ. Теперь расчеты ПВО способны отслеживать любые типы ракет.

Выступление министра закончилось признанием, которого никто не ожидал. Уже прощаясь с депутатами, он "приоткрыл" одну военную тайну. Вот как Шойгу прокомментировал реплику лидера ЛДПР Владимира Жириновского о необходимости восстановить седьмое управление советского Генштаба. Во времена СССР оно занималось пропагандой и контрпропагандой. 

"Четыре года как создано. Правда, оно не седьмое называется, а немножко по-другому. Плюс к этому за это время созданы войска информационных операций, что гораздо эффективнее и сильнее всего того, что вы здесь называли, направления, которое называлось контрпропагандой. Потому что пропаганда должна быть тоже такой: умной, грамотной и эффективной".

Никаких других подробностей министр, естественно, не раскрывал. Экспертам остаётся только гадать — отличаются ли "войска информационных операций" от так называемых "кибервойск". Их создание Россия до сих пор официально не подтверждала.

У военного термина "информационные операции" есть узкое и широкое определения. В первом случае это кампания по дезинформации и пропаганде, в том числе в соцсетях. Цель — повлиять на общественное мнение в той или иной стране. Одновременно проводится кампания по контрпропаганде, чтобы не дать определенным иностранным силам повлиять на наше общество и через него — на руководство Вооруженных Сил.

В широком значении "информационные операции" — это также радиоэлектронная борьба, защита своих автоматизированных систем управления, компьютерных сетей и военных секретов, плюс кибератаки против таких же систем противника.

Для чего конкретно России нужны "информационные войска", нам рассказал консультант по кибербезопасности . Он уверен, что в этих подразделениях служат высоко_квалифицированные контрактники либо гражданские лица.

Олег Демидов, консультант исследовательской организации "ПИР-центр" по кибербезопасности: "Если у нас предполагается или уже создана какая-то единая структура, которая совмещает у себя компетенции и функции операций информационной поддержки и киберопераций, то это интересный опыт. Это нестандартное решение для международной практики. Таким образом можно будет пытаться осуществлять, скажем так, гибридные операции, когда сначала или параллельно идет кибероперация, то есть вторжение в чужие информационные системы, либо наоборот эффективная защита от чужой кибероперации в своих сетях и системах, и всё это сопровождается параллельно информационной операцией поддержки".

Наличие у себя кибервойск официально признали всего несколько стран. Это США, Китай, Италия и Великобритания. Во Франции они только-только должны появиться. Уже известно, что Объединенное киберкомандование будет насчитывать 2,5 тысячи военнослужащих. И потратит Париж на эти цели миллиард евро.

Вызовы перед нашими вооруженными силами — не только внешние, но и внутренние, и справиться с ними уже много лет не удаётся. Речь о преступности. По данным главного военного управления Следственного комитета России, только за первые 6 месяцев прошлого года поступило 18 тысяч сообщений о правонарушениях. И это больше чем было. Чаще всего военнослужащие жалуются на вымогательство и коррупцию. Таких случаев стало почти на 40 процентов больше. Опрошенные нами эксперты подтвердили, неуставные взаимоотношения теперь не сводятся к классической дедовщине. Как правило, речь идёт о вымогательстве денег у подчиненных.

Сергей Владимирович Кривенко, член Совета по правам человека при Президенте России: "Армия все-таки закрытая структура. Ребята там находятся год вот сейчас. Фактически сейчас нет ни увольнительных, ну, очень мало увольнительных, нет никаких отпусков, и тем не менее следить, а случаи нарушения присутствуют — и вымогательства, и насилия случаются, поэтому вот общество за этим должно следить. Это как раз надо создавать. Принимать специальный закон об общественном контроле над Вооруженными Силами и воинскими частями. Я не сравниваю армию с местами лишения свободы, но по крайней мере видно, что для мест лишения свободы существует закон и существуют общественно-наблюдательные комиссии, которые регулярно ходят, проверяют и смотрят. Что-то подобное надо сделать и здесь".