В Ростове-на-Дону при строительстве подъезда к новому аэропорту уничтожили дорогу к жилому микрорайону
Доступность медицины не в последнюю очередь зависит и от того, есть ли дорога между домом и больницей.
Выступая перед Федеральным собранием, президент призвал буквально "прошить территорию России современными транспортными коммуникациями".
"Федеральные трассы действительно в значительной степени приведены в порядок. Чуть хуже дело обстоит с региональными. А местные – это вообще никуда не годится. Обращаюсь к руководителям регионов и городов: состояние дорог должно быть постоянно в центре вашего внимания. Нужно наращивать качество и объёмы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла", - наставлял Путин.
Президент пообещал за шесть лет "практически удвоить" расходы на автодороги.
Потратят более 11 триллионов рублей. Правда, 2018 из графика, который подготовили к выступлению главы государства, почему-то выпал.
Президент также пообещал в ближайшие шесть лет реконструировать и расширить сеть аэропортов в регионах. Половина рейсов между ними станет прямыми. То есть, людям реже придется летать из одной области в соседнюю через Москву.
Но бывает и так, что дороги не строят, а уничтожают. Около сотни жителей хутора Каменный Брод, это всего 40 километров от Ростова-на-Дону, добираются до Большой Земли, рискуя жизнью. Каждый снегопад или оттепель – и часть поселка отрезана от мира. При строительстве автодороги в аэропорт "Платов" рабочие уничтожили подъезды к жилому району. Люди обратились к федеральным властям, а те выяснили, что муниципалитет просто забыл о проблеме. Репортаж Дмитрия Андреянова.
У Вячеслава Бережного самый подходящий транспорт для проезда по Каменному броду – УАЗ "Патриот". Но и мощный внедорожник с трудом преодолевает раскисшее от зимних осадков месиво из чернозема и глины. Съезда с новой дороги в хутор нет.
Из салона внедорожника, Вячеслав Бережной съезжает на улицу Аксайскую, машину кидает, она буксует, он комментирует: "Самое интересное здесь, вот этот спуск. Видите, как сделали интересно? Малейший гололед – машину несет туда. И говорят, пользуйтесь – дорогу мы вам сделали!".
Недавняя оттепель превратила спуск в трассу для скоростного слалома: пара машин не справились, оказались в реке. Чудом обошлось без пострадавших. А при подъеме в этом месте недавно на несколько дней застрял большегрузный КамАЗ. Когда-то на улицу Аксайскую вела проселочная дорога, которую отсыпали сами хуторяне. Ее уничтожили строители магистрали в новый аэропорт. Теперь слободка из трех десятков дворов отрезана от остальной части Брода.
Надежда Тихонова, жительница хутора Каменный Брод: "Мы уже затариваемся на месяц, как европейцы - мука, соль, вода. Что-то заболело, в боку закололо, и думаешь: тысяча рублей лежит – это на "газ отключат", это – на "свет отключат". А это – пять тысяч! - на скорую помощь, сюда никто не приедет!".
Около сотни домовладельцев с улицы Ясная Поляна на левом берегу реки Тузлов сообщаются с Большой землей по мосту. Недавно переправу признали аварийной: по ней больше года ходили 60-тонные самосвалы с материалами для строительства дороги до Платова. В результате треснули несущие опоры моста.
Вячеслав Бережной, житель хутора Каменный Брод: "Месяца два назад подремотировала дорожная служба - сделали полумеры, отписали. Это опасная времянка! Ни ограждений, ничего нет! Скользкая дорога – что-то случится, будет трагедия с человеческими жертвами!".
В переписке с властью жители Брода дошли до федерального уровня. После этого в ситуации по указанию из Москвы разбиралась комиссия регионального Минтранса: плохое, а местами аварийное состояние сельской дорожной инфраструктуры признали, но вину в этом строителей "Платова" не установили. Поэтому поводов для жалоб в Москву нет, решила комиссия. Районной управе нужно всего лишь подать заявку на финансирование ремонта дорог, деньги в областном бюджете на это есть.
Маргос Тшлангян, начальник управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта Ростовской области: "Основанием для помощи является наличие проектно-сметной документации. Когда муниципалитет за счет собственных средств разработает проектно-сметную документацию, будь это на капремонт моста или капремонт дорог, может обратиться к нам и такую финансовую помощь получить".
В Минтрансе говорят, глав муниципалитетов, через которые прошла дорога в аэропорт, приглашали к обсуждению проекта строительства, тогда и надо было планировать съезды и развязки, и "межпоселенческие" проезды под скоростным шоссе, и даже прогоны для скота.
Проезды под "платовской" автотрассой есть. Их два. Как видно, они хорошо асфальтированы и оборудованы полным комплектом дорожных знаков: "Ограничение скорости 40 километров в час", с другой стороны - "Конец всех ограничений". Однако машины по ним не ездят. Асфальт доходит до ближайших кустов и там обрывается без продолжения. И пешеходная лестница как-то повисла на склоне.
Жители Каменного Брода называют эти отрезки "фейковыми". По их мнению, они нужны, чтобы радовать глаз высокого руководства, которое поедет по этой дороге на открытие нового аэропорта. На самом же деле, по плану строителей, именно к этим отрезкам муниципальные власти теперь должны подвести сельские дороги.
Мы спросили экспертов, почему же из года в год наши дороги не становятся качественнее и безопаснее?
Сейчас половина всех региональных трасс в плохом состоянии. Система привлечения частных инвесторов к строительству дорог не работает. А государству проще самому контролировать эту сферу, и ежегодно тратить на неё гигантские суммы, считают специалисты.
Олег Бадера, председатель комитета "Деловой России" по развитию транспортной инфраструктуры: "Если эти триллионы разворуют и они так же вот разойдутся, и из этого не будет вынесено никакой по сути выгоды, ну, да, разово построят, отремонтируют разово дороги, но через пять лет они их снова разобьют. Структура государственной машины не приспособлена внедрять новые технологии. А бизнес, который с удовольствием бы это внедрял, приходил бы это делал, бизнес сталкивается с тем, что его усилия не нужны".
Деловые круги признают: альтернативы плану Путина – быстро развивать наземный транспорт и вкладывать в это гигантские деньги, - нет. Вот только всю систему дорожного строительства нужно менять как можно быстрее. Убрать из нее коррупционную составляющую и создать условия для участия бизнеса. Обо всем этом власти говорят много лет.