В Свердловской области по решению суда сносят единственный на Урале буддистский монастырь

В Свердловской области судебные приставы на этой неделе уведомили членов буддистской общины, что их монастырь на горе Качканар все-таки должен быть снесен - до 1 августа. Основатель храма Лама Докшит от добровольного сноса отказывается - не хочет портить карму. Любое перемещение священных камней чревато проблемами, считают буддисты.

На гору в монастырь Шад Тчуп Линг подъездных дорог нет. Три километра судебные приставы идут пешком.

Уведомление о сносе монастыря его основателю Ламе Докшиту - по паспорту Михаилу Санникову - вручают повторно. Первоначальное, о сносе до 1 мая, он не исполнил. Срок продлили еще на три месяца. За это время сотрудники ведомства планируют найти подрядчика, который сможет выполнить работы по демонтажу.  

"Он уведомлен, что в связи с тем, что решение суда им добровольно не исполняется, возможен снос за счет федерального бюджета с последующим взысканием расходов с него, как с должника", - говорит Сергей Помещенко, начальник Качканарского районного отдела судебных приставов.  

Буддийский монастырь на горе Качканар построен незаконно. Земля, на которой он стоит - федеральная собственность. Выяснилось это, когда местный горно-обогатительного комбинат запланировал разработку нового месторождения железной руды и храмовые постройки оказались в предполагаемой зоне взрывных работ.

"Метод добычи руды - метод взрывания, вывоза породы на фабрику. Нахождение в этой зоне опасно для жизни, переезд необходим для безопасности людей, которые находятся на горе Качканар", - говорит Владислав Жуков, управляющий директор "Евразкачнакарский ГОК".

Руководство комбината требует освободить территорию. Если вовремя не начать разработку месторождения, комбинат встанет. А это - градообразующее предприятие города Качканар. На нем работают больше шести тысяч человек. Городские власти предложили буддистам переехать на соседнюю гору - Мохнатку - и даже присмотрели там участок. Оказать общине посильную помощь при переезде готов и комбинат: например, прорубить просеку под новые постройки и выделить нужную технику. Но в общине не теряют надежды найти компромиссное решение.

"Скорректировать границу реально, три улицы Качканар попадают в санитарную зону, половина поселка Валерьянов находятся в производственной зоне, их никто не переселяет, так почему нельзя нас оставить в покое?", - говорит Михаил Санников, основатель буддистского монастыря.  

В общине живут девять человек. Есть библиотека, мастерская, баня и столовая. Едят, в основном, то, что приносят туристы. Электричество - от солнечных батарей, связь с внешним миром - по интернету. О переезде не хотят даже думать. Три священные ступы из камней и хвороста, рядом с которыми члены общины молятся, нельзя не только ломать, но даже перемещать с места на место. Тот, кто это сделает, нанесет серьезный вред своей карме, считают последователи учения Будды.

Решение о сносе монастыря сделало буддистской общине хорошую рекламу, турпоток сюда увеличился, каждый месяц приезжает порядка двухсот человек, чтобы успеть посмотреть первый храм на Урале для буддистов. На входе установлен ящик для пожертвований, собирают деньги на строительство.

Строить члены общины собираются еще одну священную ступу. Еще до объявления о сносе они подготовили для нее место. И со временем планируют установить рядом статую Будды из гипса.