Почему российские коммунальщики не справляются со своей работой?

Жители новосибирского города, где в яме утонули двое детей, потребовали отставки руководства города

 

История, которая, я не знаю, вызывает приступ бешенства. В понедельник весь новосибирский поселок Колывань  вышел на митинг. 2 февраля в яме, которую выкопали коммунальщики, погибли дети - два брата - Костя и Коля.

Подробнее расскажет наш корреспондент Тамара Шорникова.

Это требование скандирует тысячная толпа, но то там, то здесь звучит и другое. Более жесткое. Его выкрикивают сначала по одному, потому дружнее. Не всем участникам народного схода отставка районного главы или главы поселка кажется справедливой ответственностью чиновников за случившееся. Жители поселка рассказывают о том, как лично отправляли письма в администрацию, у которой теперь митингуют. Просили засыпать ямы, продырявившие всю Колывань: мол, страшно, как бы чего не вышло.

Татьяна Ким, житель Колывани: "Приходила несколько раз с подписями с двумя улицами. А нам говорят: ну не утонул же никто! Представляете?".

Трагедия, после которой терпеливые жители Колывани вышли на улицы и начали перекрывать дороги, произошла второго февраля. В тот день Людмила Кузьмина, как обычно, работала допоздна. Отец детей с семьей не живет. Поэтому она попросила старшего сына забрать брата из детского сада. Разрешение на этой заранее получила у руководства дошкольного учреждения - там работающей матери пошли на встречу

Людмила Кузьмина, мать погибших детей: "С садика всегда забирал старший, и они шли к своей тете домой. А оттуда Леля вызывала такси, и они ехали домой. И вот они не знаю, как они там попали. Они шли всегда по другой тропинке. Почему они там оказались, я не знаю".

Двое сыновей Людмилы Кузьминой – шестилетний Костя и одиннадцатилетний Коля – утонули в ледяной воде. По дороге из детского сада домой упали в глубокую яму. Ее, по данным следствия, вырыли сотрудники муниципального предприятия "Коммунальное хозяйство". Больше двух месяцев назад здесь ремонтировали водопровод. После окончания работ котлован не засыпали и не огородили должным образом. Почему - объясняют уже бывший глава поселка - после этой встречи с жителями он ушел в отставку по собственному желанию – и действующий глава Колыванского района.

Алексей Дорофеев, глава рабочего поселка Колывань в 2017 - 2018 гг: "Уже зима была, грунт завести откуда-то не было возможности".

Виктор Аверин, глава Колыванского района: "Нерадивость работников коммунального хозяйства - "русский авось", честно говоря. Потому что казалось, эта яма в 30-градусные морозы должна была так застыть, что там ничего и не сделается".

В нарушении правил безопасности обвиняют директора коммунального предприятия - суд арестовал его на два месяца.

В Колывани засыпают ямы и ставят вокруг них ограждения - таких немало. Поселок получил деньги на ремонт прогнившего водопровода - рыли и латали на многих улицах.

Илья Исып, житель Колывани:  "Обмотают веревочкой и все, вот до осени были, потом видать воду пустили, завалили колодец. А так вся Колывань была изрытая, нигде ни проехать, ни пройти".

В Колывани рассказывают, что эта трагедия в поселке – не первая. В октябре прошлого года в одной из таких ям утонул тридцатичетырехлетний мужчина, но тогда, по словам жителей, "дело замяли".

Валентина Дмитриченко, жительница Колывани: "Вы понимаете, настолько назрел нарыв в обществе. Никому ведь ни до чего нет дела. Полная безответственность и полнейшая безнаказанность. Освещения нет, дороги не чистятся. Ямы - это же… у меня слов даже нет!"

Колывань собирает подписи под требованием отправить в отставку главу района и под петицией в защиту воспитателя детского сада Анны Калашниковой, которая отпустила детей без сопровождения взрослого. Сначала появилась информация, что ее отстранили от работы на время следствия, позже, что отправили в отпуск. Люди рассказывают: многим приходится ломать голову, как вовремя забрать ребенка из детского сада. В небольшом поселке работы на всех не хватает. Приходится зарабатывать в Новосибирске, а дома - выживать в шаге от беды. Может, после нее их услышат

Евгения Сваровская, жительница Колывани: "Мы маленькие. Если мы не объединимся - у всех у нас есть дети. Есть ребятишки. Ну невозможно это терпеть!"

При нашем ЖКХ - подобные случаи могут происходить где угодно. Это могут быть: яма, люк, сосулька. Или можно сесть за руль. И в кого-нибудь врезаться, если не расчистили дорогу.

Претензии к работе коммунальных служб на этой неделе массово предъявляли жители десятка регионов страны. Везде, где шел снег, автомобилисты и прохожие жаловались на нечищенные дороги, занесенные тротуары и заторы из-за метровых сугробов вдоль обочин.

В Москве только за пару дней выпало столько снега, сколько за месяц не выпадает. Всю неделю нас старательно убеждали через СМИ, что прошедший снегопад – рекордный за всю историю метеонаблюдений в столице. Очень может быть. Но такое впечатление, что об этих рекордах трубили специально, чтобы было алиби перед горожанами, почему улицы и дворы не убраны

По данным столичной мэрии, все как раз наоборот: в метель коммунальщики работали, не покладая рук. Каждый день вывозили больше миллиона кубометров снега. Куда? На снегоплавильные пункты – звучит очень солидно. Но есть мнение, что это самый дорогой и самый неэффективный способ уборки.

Петр Шкуматов, координатор движения "Общество синих ведерок": "Чтобы переместить один кубометр снега на снегоплавильный пункт, тратится порядка ста рублей. Можно умножить на те миллионы, которые заявляют московские власти и мы поймем, что один снегопад, банальный снегопад в Москве, может обходиться в миллиард рублей. Если вот прям гулять по-московски, то всего бюджета Екатеринбурга хватит на то, чтобы убрать последствия 34 снегопадов по-московски. Ну, конечно же, это абсурдно".

Из-за снегопада с перебоями на этой неделе работали аэропорты и общественный транспорт. Без света остались десятки тысяч человек в разных населенных пунктах страны. Всего замело 13 регионов Центральной России. Поволжью тоже досталось.

Сейчас узнаем, как Казань и Ярославль боролись с последствиями.

Штормовое предупреждение в Казани было объявлено за сутки до начала снегопада, и город готовился к стихии. Но снега выпало очень много.

Больше всего казанцы жаловались властям на плохую уборку снега во дворах. К концу рабочей недели в порядок успели привести лишь 73 процента придворовых территорий.

Дмитрий Лесной, дворник, студент: "Очень трудно было, потому что в детские сады техники не выделяется, все ручным трудом, хорошо что родители помогли".

Многие автовладельцы оказались заблокироваными во дворах. На дорогах в начале недели пробки доходили по 9 баллов.

Альберт Сабиров, водитель: "Был просто ужас, сначала откапывал гараж, потом на дорогах, там где было 2-3 колеи осталась одна, техники пока шел снег не видно было".

Власти Казани говорят, что в уборке снега был задействован весь парк дорожной техники - почти тысяча машин. Коммунальные службы работали круглосуточно.

Ильсур Метшин, мэр Казани: "Даже если снега не будет, вся неделя предстоит на уборку".

Все шесть снегоплавильных станций тоже работали в авральном режиме. К концу недели с улиц Казани убрали больше 50-ти тонн снега. С временных площадок складирования его все еще продолжают вывозить.

Ахат Галяутдинов, житель Казани: "Везде идет уборка, но транспорта не хватает".

Некоторые казанцы смогли извлечь выгоду из стихийного бедствия. В интернете появились предложения по расчистке снега. Например, чтобы откопать свой автомобиль, надо было заплатить либо 300, либо 500 рублей.

В Ярославле из-за снегопада в два раза взвинтили цены таксисты. Зато многие простые автовладельцы, кто все-таки смог откопать свою машину и выехать со двора, подвозили попутчиков бесплатно.

На улицы вышло 150 уборочных машин – весь городской парк. И его явно не хватало. Несколько сотен коммунальщиков с лопатами и ледоколами вручную чистили дороги. Работа шла круглосуточно.

Алик Тариев, дорожный мастер: "Мы только уберем, а через минут 20, через час снег снова навалит. Чистим ее вручную, потому что сюда техника не залезает".

Иван Бешляга, машинист погрузчика: "По дороге мешают машины возле обочины - наставят частники, бросают, где попало. Нам между ними тяжело маневрировать и убирать этот снег".

Мэр Ярославля призвал ярославцев помочь в уборке снега и сам взялся за лопату.

- Присоединяйтесь, поможем нашим дворникам.

Кстати, лопаты в магазинах в эти дни можно купить со скидкой. Крупные магазины, воспользовавшись огромным спросом, массово распродают сезонный товар.

Александр Свирин: "О, ничего себе - 119 рублей, подешевела хорошо, придется брать, а то моя сломалась".

Снегоплавильных станций в Ярославле нет. Поэтому снег вывозят - на специальные полигоны.

Под Ярославлем их всего два. А вот таких вот куч снега в городе на обочинах, перекрестках и во дворах еще очень много. Справятся ли полигоны - большой вопрос.

В среду Федеральная таможенная служба опубликовала отчет о российском экспорте по итогам прошлого года. Он увеличился примерно на четверть.  И вроде радоваться надо, но экспорт, в основном, сырьевой.

63 процента приходится на нефть, нефтепродукты, газ и уголь. А если сравнивать с 2016 годом, доля углеводородов увеличилась еще на процент. То есть "нефтегазовая игла" стала толще.

Среди отдельных товаров лидирует зерно. Его поставки за границу в прошлом году увеличились на треть. Вот только главный мировой производитель муки, почему-то, Турция. Она контролирует 40 процентов рынка, а всю муку делает из российского зерна.

По экспорту рыбы мы тоже выросли - плюс 12 процентов. Это при том, что для большинства россиян рыба - дорогой деликатес.

Сейчас несколько сюжетов – о ресурсах, которые успешно вывозят из России. Обратите внимание на дальневосточную креветку. Мы ее ловим, продаем в Китай. А Китай ее чистит и перепродает нам.

Из нашего региона экспортируется уголь и лес, но больше всего – рыба. Приморские рыбаки вылавливают больше семисот тысяч тонн в год. Почти весь этот улов уходит в Китай, Японию и Южную Корею. В Приморье остается не больше пятидесяти тысяч тонн.

Во Владивостоке рыба стоит дорого: самая дешевая – минтай – 150 рублей за килограмм. Нерка или краб – 650 рублей. Большинству жителей региона это не по карману.

Денис Шевцов, житель Владивостока: "У нас если ловят здесь, то должна рыба стоить дешевле".

Дальяра, жительница Владивостока: "Я очень редко беру, меня цены не устраивают".

Рыбодобытчики говорят, продать рыбу за рубеж выгоднее, чем реализовывать в России. Платят иностранцы в долларах и по хорошему курсу, а везти в Китай или Корею намного дешевле: транспортировка занимает максимум три дня. До центральных районов России рыба едет больше двух недель.

Добывают в Приморье и дальневосточную креветку. Но в регионе нет предприятий по ее переработке.

Андрей Павлюк, старший менеджер по продажам логистической компании: "Банальный случай: берут креветку дальневосточную, допустим, отправляют в Китай, где ее чистят, отбеливают, а потом отправляют в Россию, чтобы она попала в готовую продукцию. Это экспорт, это импорт, это дополнительные затраты на переработку этой продукции за границей -- и все это ложится на конечного потребителя".

Улов, который приморские рыбаки привозят во Владивосток, приходит в порт в глубокой заморозке. Но со следующего года их обяжут доставлять морепродукты из прибрежной зоны на берег либо в живом, либо в охлажденном виде.

Власти рассчитывают, что в магазины региона будет попадать больше рыбы -- рыбопромышленникам придется продавать продукцию быстро, чтобы она не успела испортиться. Мест для ее хранения в портовых холодильниках может не хватить.

Приангарье отправляет на экспорт нефть, алюминий и древесину. Металл у нашего региона покупают США, Швейцария, Япония и Турция. Нефть - азиатские страны. Лес мы экспортируем в основном в Китай.

Жители Иркутской области имеют право купить сто пятьдесят кубометров древесины дешевле ее себестоимости. Льготу предоставляют тем, кто нуждается в жилье и имеет земельный участок под строительство. Но получить законные кубометры не так просто. Сын Зои Ильиницкой за четыре года так и не добился, чтобы лесничество выделило ему делянку под вырубку.

Зоя Ильиницкая, житель поселка Маркова: "Леса нет, и не будет. Приезжайте через два года, может быть появится. Так ему сказали. Он еще приехал, возмущается: лес везут, самосвалами, все в Китай, а я здесь родился, я родилась, он, дети мои, а леса нет".

Такая ситуация – во всех отдаленных районах. Кроме делянок под строительство, лесничества обязаны каждый год выделять 25 кубометров дров сотрудникам бюджетных организаций. Но и для них леса нет. Зато "черным" лесорубам всегда есть, что предложить китайским партнерам.

Алексей Белизов, консультант по охране окружающей среды, экологии и местным ресурсам администрации Куйтунского района: "Едем час и картина одна и та же. Это все незаконные рубки".

По статистике, 60 процентов леса, который уходит из Иркутской области в Китай, вырублен нелегально. Схема простая: черные лесорубы получают официальные разрешения на санитарную вырубку. Но вместо больных и слабых деревьев вырубают хорошие и крепкие,  которые охотно покупают китайские оптовики.

Эксперты ОНФ подсчитали: еще несколько лет назад лес составлял до сорока процентов доходов области. Сегодня при экспорте в десять миллионов тонн древесины ежегодно, официальный доход региона от этих продаж - всего три процента.

На экспорт из Якутии идут лес, уголь, нефть, газ, алмазы. Основные покупатели - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша республика богата и залежами мамонтовой кости. Каждый год только по официальным данным у нас добывают около ста тонн бивней мамонта.

Китайцы готовы платить за целый бивень до полутора миллионов рублей. Якутским косторезам это не по карману.

Константин Мамонтов, косторез, профессор Арктического института культуры и искусств: "Иногда, конечно, мы покупаем только килограмм, два-три килограмма не покупаем. Это слишком дорого".

Константин Мамонтов - известный на всю республику мастер резки костей.

Ему в последнее время приходится работать с дешевыми костями других животных. Или с неликвидом: поврежденными или ветхими фрагментами бивней. Все лучшее скупают китайцы.

Константин Мамонтов, косторез, профессор Арктического института культуры и искусств: "Высший сорт - это нигде трещины нет. А если где трещина есть, если материал сырой, это всегда трещину даст".

Всего в Якутии только пять-шесть компаний, которые занимаются легальной добычей бивней. Большинство - "черные копатели". Объемы нелегального экспорта в сто двадцать раз превышают уровень легальных продаж.

 Николай Кириллин, заместитель председателя государственного комитета по геологии и недропользованию республики Саха (Якутия):  "Сегодня этот бизнес контролируется криминалом, так будем говорить. Потому что там, когда люди работают без лицензии, соответственно, они могут попасть под их влияние. Китайцы уже проникли в арктические районы. Это очень опасно".

На нелегальной торговле с Китаем регион теряет порядка трех миллиардов рублей ежегодно. Областное правительство предлагает приравнять бивни мамонта к полезным ископаемым и выбрать для Якутии единого оператора, который будет принимать у старателей и экспортировать ценный материал.

Тогда, возможно, говорят мастера-костерезы, в регионе будет оставаться хотя бы половина всех добытых бивней и по более доступной цене. Но пока это только предложения властей.

В продолжение темы экспорта. Одна из важных статей для России это поставки электроэнергии за рубеж.  Наш главный партнер здесь все тот же Китай. Причем за киловатт он платит три с половиной рубля - это меньше, чем платят некоторые регионы России. Я имею в виду частных потребителей. Конечно, это не совсем корректно сравнивать оптовые цены и розничные, но факт остается фактом.

На этой неделе в нашем проекте "Реальные цифры" мы узнавали, во сколько обходится россиянам свет.

Средние ежемесячные расходы на одну семью  составляют 1,3 тысячи рублей. Перед вами сейчас регионы, где набегают самые низкие суммы.  Потом увидите, у кого расходов больше. Здесь как раз интереснее смотреть на тариф. Санкт-Петербург: киловатт час стоит 4,3 рубля. Петербуржцам он обходится дороже, чем нашим китайским партнерам.

Примерно то же самое можно сказать о регионах-лидерах по ежемесячным тратам на свет. Это Ненецкий округ, Ивановская область, Новгородская и Астраханская.

Подробные результаты этого и предыдущих исследований проекта "Реальные цифры" выложены на нашем официальном сайте ОТР.