Вера Викулова: Гоголь всегда оттачивал свое мастерство и стремился к идеальному тексту... Он хотел, чтобы его известность была оправдана высокой планкой в творчестве

Гости
Вера Викулова
директор Московского дома Н.В. Гоголя

Ангелина Грохольская: В центрах двух столиц – Санкт-Петербурга и Москвы – стоят памятники Николаю Васильевичу Гоголю. И оба города претендуют на имя писателя. Петербург сыграл в жизни Гоголя особую роль, там были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба», «Невский проспект», «Ревизор», задумана и напечатана поэма «Мёртвые души». Но «Москва больше расположена ко мне», – писал Гоголь, именно она стала местом его вечного приюта. Гоголь петербургский или московский писатель? Вот об этом поговорим сегодня гостьей студии – директором Московского дома Н. В. Гоголя Верой Викуловой.

Вера Павловна, здравствуйте!

Вера Викулова: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Спорный вопрос, наверное, сложный вопрос, потому что и тот и другой город, безусловно, может себя так называть – «городом Гоголя». И всё-таки, если бы предположить, что Николай Васильевич сейчас был бы с нами, он что бы ответил на этот вопрос?

Вера Викулова: Спасибо, действительно, это интересный очень подход. Но я бы назвала это, скорее, не борьбой, а некоторой ревностью середины XIX века между двумя столицами. Сам Гоголь тоже в своих произведениях сравнивал Москву и Петербург в своих «Петербургских повестях», и он говорил, например, что «Москва – старая домоседка, печёт блины», а Питер он называл «вытянулся в струну щёголь-Петербург». Он подчёркивал, что Москва женского рода, Петербург мужского рода, что в Москве невесты, а в Петербурге, естественно, женихи. В Петербург Гоголь приехал в 1828 году, и он мечтал увидеть эту столицу ещё в Нежине, где он учился. Какой студент не мечтает быть в столице? Он хотел жить в удобной квартирке с видом на Невский проспект, общаться с друзьями, он мечтал о государственной службе, о карьере в юриспруденции. Он поступил в департамент государственного хозяйства. Но нужно сказать, что такой первый визит в Петербург писателю не очень удался, и он не был очень удачным. Он понимал, что служба не приносит должной отдачи. И первое его произведение, которое он написал ещё в Нежине и издал в 29-м году в Питере, называлось «Ганц Кюхельгартен». Оно было создано в подражании идиллии Иоганна Фосса, тогда все увлекались немецкой литературой. И вот что интересно, настолько ревнительно Гоголь относился к качеству созданных произведений в течение всей своей жизни, он скупает весь тираж и уничтожает его. Но всё-таки Гоголь нашёл в себе силы справиться с трудностями и в 31-м году он издаёт «Вечера на хуторе близ Диканьки» и, я бы сказала, просто врывается в литературу. А что же Москва? В Москву Гоголь приезжает в 32-м году, и он был прекрасно встречен здесь литературным сообществом. Комфортно было Гоголю в Москве, и климат здесь ему больше подходил. Он знакомится со славянофилами, с семейством Аксакова. И в 48-м году он попадает сюда, на Никитский бульвар, его приглашает Александр Петрович Толстой, где он живёт до самой кончины.

Ангелина Грохольская: А правда говорят, что Гоголь когда-то пообещал приехать в Москву, только уже став знаменитым?

Вера Викулова: Вы знаете, у Гоголя была эта черта, он оттачивал свои произведения, он понимал, он стремился к идеальному тексту. Он явился преемником русского литературного языка от Пушкина, и, конечно, он хотел, чтобы всё было идеально и чтобы его известность была оправдана его высокой планкой в творчестве.

Ангелина Грохольская: Мы вернёмся в Москву Гоголя через несколько минут, сейчас не переключайтесь, оставайтесь с нами.

Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». Сегодня говорим о местах, которые сыграли знаковую роль в жизни знаменитых писателей. И с нами на связи Вера Викулова – директор Московского Дома Николая Васильевича Гоголя.

Гоголь хоть и жил в Москве, это был последний город в его жизни, но в этом городе он никогда не имел даже съёмной квартиры, не говоря уже о собственном жилье. Вера Павловна, скажите, пожалуйста, у вас Музей Гоголя, а есть ли какие-то мемориальные вещи, которые принадлежали писателю?

Вера Викулова: Список очень малозначительный. В описи Дурылина после смерти Гоголя было всего очень немного, и то, когда обозом это отправили в его имение, всё это было потеряно. Поэтому те крупицы, которые сейчас находятся, сосредоточены в крупных музеях – в Пушкинском доме, Литературном музее, Историческом музее. Вы знаете, я вас хочу познакомить с сенсационным фактом, который случился с нами. Два года назад поступил к нам от потомков сестры Гоголя финифть образок святого Николая Чудотворца, и мы решили, что этот образок Гоголь купил на Святой земле, и потомки передали нам его на хранение. Изучая переписку, мы совершенно конкретно видим интереснейшие факты. Когда летом 1850 года Николай Васильевич Гоголь путешествовал с Михаилом Максимовичем в Оптину пустынь, он заночевал в Малоярославце. После молебна в Малоярославецком Николаевском монастыре они познакомились с настоятелем обители игуменом Антоничем. Он приглашает друзей на чай и благословляет каждого финифтяным образком святителя Николая Чудотворца. Уже позже, после смерти Гоголя в 1853 году, эту историю Михаил Максимович рассказывает биографу Гоголя Пантелеймону Александровичу Кулишу, в которой подробнейше описывает, как происходило и чаепитие, и передача этого образка. И фактически анонс такой уникальной вещи на телевидении впервые происходит.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам, что именно нам рассказали и поделились этот историей. Действительно, Гоголь очень много путешествовал.

Вера Викулова: Дело в том, что Гоголю очень хорошо думалось в дороге. Он любил смену впечатлений, и он во многих был городах, он был и в Калуге, и в Торжке, и в Подмосковье во многих усадьбах. Гоголя всё время тянуло к перемене мест, потому то именно это оживляло его и давало толчок для того, чтобы писать. Он делал в дороге наброски, потом объединял это в стройные произведения, по многу раз их переписывал, и ему нравилось путешествовать.

Ангелина Грохольская: И в завершение нашего разговора снова хочу вернуться в Москву, музей находится в Москве. У Гоголя очень много мест, которые связаны с его присутствием здесь, но всё-таки было у него любимое место, любимый дом, может быть, любимый парк?

Вера Викулова: Я думаю, что у Гоголя было достаточное количество мест в Москве, которые он любил. И прежде всего это храмы, потому что у нас даже есть экскурсия «Храмы, в которых молился Гоголь». Безусловно, это бульвар, сейчас он называется Гоголевским бульваром, потому что Гоголь работал в первой половине дня, во второй половине дня он предпринимал прогулку. Место, где Николай Васильевич проживал самое длительное время, – это дом на Никитском бульваре. Я думаю, что это можно смело назвать его любимым местом, здесь ему хорошо работалось, здесь он писал «Выбранные места», здесь он работал над вторым томом «Мёртвых душ». И это был, действительно, гостеприимный дом, он дружил с хозяевами и, в частности, с хозяйкой дома Анной Георгиевной Толстой. Гоголя привлекала и религиозность этих людей, и некоторый, так скажем, аскетизм, то есть Гоголю здесь жилось хорошо.

Ангелина Грохольская: Были какие-нибудь истории, связанные с проживанием в Москве у друзей, у знакомых? Может быть, курьёзные какие-то, может быть, необычные?

Вера Викулова: Конечно, истории такие бывали. Гоголь здесь встречался со своими друзьями, с Аксаковыми. Например, Гоголь любил после итальянских поездок угостить друзей макаронами. И Аксаков отмечал, что они были недоварены, а, на самом деле, Гоголь говорил, что они должны быть альденте, они должны быть немного недоваренными. И, конечно, это нельзя назвать курьёзным, но одно из знаковых событий, когда в 50-м году он читал пьесу «Ревизор» артистам Малого театра. Они собрались здесь, в гостиной, в доме, и Гоголь решил показать, как правильно играть те или иные образы. Он был прекрасным чтецом, это все отмечали: и Щепкин, и Тургенев, которые были на прочтении. Но нужно сказать, что многие артисты не пришли, они пожалели об этом, они решили: «Что же писатель будет учить нас, как играть?». Но тем не менее исполнитель роли Хлестакова Шумский уже в последующей постановке в октябре наиболее точно сыграл эту роль именно потому, что он слушал, как Гоголь читает свою пьесу.

Ангелина Грохольская: К писателям надо прислушиваться, к авторам. Вера Павловна, спасибо вам огромное! Я понимаю, что вам есть что рассказать про Николая Васильевича Гоголя, но сегодня мы, пожалуй, остановимся на этих историях. Спасибо вам большое!

Вера Викулова: Спасибо вам!