Учить по-новому. Что ждет школьников с 1 сентября?

Гости
Дмитрий Казаков
учитель истории и обществознания, член Совета профсоюза «Учитель» (г. Нижний Новгород)
Арслан Хасавов
главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ
Алихан Динаев
учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018»

Марианна Ожерельева: Как я сказала в начале, действительно очень многое меняется, потому что вступают в силу с сегодняшнего дня новые правила, новые законодательные меры, и теперь по-новому будут учить.

С этого года в российских школах меняется многое. Значит, школьный день начинаться будет с поднятия флага и исполнения гимна. (Это, кстати, к вопросу о патриотическом воспитании в нашей стране.) Будет урок «Разговоры о важном». Ждем выступления Владимира Путина в Калининграде с его открытым уроком о важном. Он будет в школах проходить в рамках внеурочной деятельности, т. н. внеклассные часы.

Также из нововведений обучение финансовой грамотности, и вот, вы представляете, учить этому будут с 1-го по 9-е классы включительно. Ну и еще одна мера: второй иностранный как обязательный отменяется. Нужен он или нет, будет решать каждая школа в России самостоятельно, но опираясь на мнение родителей.

Теперь давайте обо всем подробнее. Будьте с нами на связи, давайте еще раз обозначу формы связи с нами: это SMS-портал 5445, бесплатные SMS, ждем, что вы думаете об этих нововведениях. Ну и, конечно, звоните, очень важно, чтобы вы и в прямом эфире рассказывали, что вы думаете, – 8-800-222-00-14, будем рады вас услышать.

Со мной в студии сейчас Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. Здравствуйте.

Арслан Хасавов: Здравствуйте, Марианна, здравствуйте, уважаемые телезрители. Рад сегодня...

Марианна Ожерельева: С Днем знаний вас!

Арслан Хасавов: ...быть здесь, да. Как раз хотел бы, чтобы мы начали с того, чтобы я мог поздравить, пользуясь случаем, учителей, педагогических работников, ветеранов педагогического труда, непосредственно учащихся, их родителей и всех-всех-всех. Потому что сегодняшний праздник – он поистине всенародный.

Марианна Ожерельева: Конечно!

Арслан Хасавов: И нет никого, кто был бы к нему равнодушен. Это фактически Новый год.

Марианна Ожерельева: Давайте особенно первоклашек.

Арслан Хасавов: Безусловно.

Марианна Ожерельева: Они еще не знают, что их ждет, но все будет точно хорошо. В добрый путь, чтобы все сложилось.

Арслан Хасавов: Конечно. Первоклассники, одиннадцатиклассники, для которых сегодня прозвучал последний первый звонок, и все, кто связан так или иначе с системой образования, а, я повторюсь, с ней связана вся страна и все те люди, которые здесь живут и работают.

Марианна Ожерельева: Давайте об этой системе образования, потому что многое меняется. Сейчас покажем графику, поэтапно прямо все проговорим, потому что пока все цепляются за то, что будем хором петь гимн, значит, и наконец-то вообще узнаем его слова всей вот большой страной огромной и учащиеся будут это помнить.

А еще что важно – вот это патриотическое воспитание. Значит, видим на экранах: поднятие флага, исполнение гимна; также «Разговоры о важном», много вопросов, что же такое будет важно, и про семью, и о ценностях, уважение к старшим... Вот, кстати, это все те проблемы, комплекс проблем, которые мы часто в эфире обсуждаем: старшее поколение недовольно и говорит, что надо по-новому воспитывать.

Как вы считаете, вот эти все изменения можно вот так взять прямо и с нового учебного года научить этому всему? Сколько времени потребуется?

Арслан Хасавов: Ну конечно, безусловно, что-то нужно было делать. Исследования показывают, что родители, особенно отцы, очень мало общаются со своими детьми, то есть...

Марианна Ожерельева: Работают.

Арслан Хасавов: Работают, да, и все общение, по сути, нередко сводится, к сожалению, к тому, чтобы просто поздороваться, спросить, как дела, и, собственно, на этом все. Конечно, есть осознанное отцовство и все прочее, когда люди побольше времени проводят вместе, но тем не менее долгие годы, на протяжении, даже можно сказать, десятилетий воспитательная деятельность в школе велась очень эпизодически, если вообще велась.

Марианна Ожерельева: Давайте как будет сейчас, вот о том, что сейчас изменится.

Арслан Хасавов: Теперь «Разговоры о важном», да...

Марианна Ожерельева: Что это?

Арслан Хасавов: Это еженедельный разговор на ключевые темы. Есть уже календарные планы, методические рекомендации, даты привязаны к праздникам, к памятным датам: например, это юбилей Циолковского в сентябре или, значит, День пожилого человека, или День отца, или День матери, разные-разные даты, которые имеют большое значение в том, чтобы, обсудив их, т. е., собственно, оттолкнувшись от этих, как мы говорим, информационных поводов...

Марианна Ожерельева: Конечно.

Арслан Хасавов: ...мы могли, собственно, понять, в какой стране мы живем, чтобы школьники могли это понять.

Марианна Ожерельева: То есть узнать историю своей страны, узнать важные лица, кто эти люди, что они сделали? Тот же Циолковский – чтобы не просто фамилия, название улицы...

Арслан Хасавов: Конечно.

Марианна Ожерельева: ...а чтобы ты понимал, что он сделал для страны.

Арслан Хасавов: Безусловно. Узнать историю своего родного края, своей страны, место нашего государства на карте мира и от частного перейти к каким-то общим выводам. Потому что до сегодняшнего дня, я, наверное, повторюсь, так немножко радикализирую, может быть, свою мысль, школьники, особенно старшеклассники, нередко оставались один на один со своими вопросами. Потому что, собственно...

Марианна Ожерельева: Какими вопросами? Что их волновало?

Арслан Хасавов: Социального характера, политического свойства; может быть, в какой-то степени бытового плана. То есть школьников, особенно старшеклассников, всегда интересует, как они могут самореализоваться, в какой стране они живут, какие социальные лифты, собственно, есть для того, чтобы их талант и способности были востребованы, и т. д. И, выходя, собственно, от этих ключевых точек, которые мы обсудили, которые есть в графике «Разговоров о важном», дальше педагог обсуждает и отвечает на некоторые вопросы учащихся.

Марианна Ожерельева: Тут еще важно понимать, чтобы это и педагог тоже осознавал и у него была некая методичка, понимание, как об этих важных вопросах говорить. То, о чем вы сказали, процитирую спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, она сегодня тоже выступила на одной из линеек в московских колледжах: «Церемония поднятия государственного флага в учебных заведениях России должна стать доброй традицией, которая напоминает учащимся, в какой великой стране они живут».

Арслан Дагирович, как вы считаете, величие страны можно вот таким способом действительно продвигать, указывать на то, что у тебя большая страна, которая многого достигла, не только космос, много что было сделано, и есть к чему двигаться? Потому что много уже сообщений: а зачем, а для чего? Поясните, а зачем гимн и флаг?

Арслан Хасавов: Вы знаете, вы правильно задаете вопрос – достаточно ли этого? Нет, недостаточно. Это комплексная работа, когда и внешняя политика страны, и внутренняя политика, и образование, и воспитание, и все на свете в комплексе, собственно, образуют некую картину мира, некую картину реальности, которая затем обсуждается, прививается, если это слово подойдет, школьникам. Поэтому поднятие флага или исполнение гимна – это, в общем-то, назревшая необходимость...

Марианна Ожерельева: Назревшая.

Арслан Хасавов: Да, безусловно. Во многих, кстати, штатах США также есть эта традиция, в европейских некоторых государствах. Странно, вообще-то говоря, что никому раньше это в голову не пришло, что нужно это делать систематически.

Марианна Ожерельева: Но в школах же портрет президента, флаг и слова гимна, т. е. это уже давно было, сама наблюдала.

Арслан Хасавов: Да-да. Но, понимаете, эти символы власти, школьники нередко их...

Марианна Ожерельева: Особенно, наверное, младшие классы.

Арслан Хасавов: Да, просто не видят, проходят мимо и т. д., еще что-то. Здесь же это все-таки некоторая системная работа, которая позволит помочь школьникам в понимании всех тех процессов, о которых вы сказали.

Марианна Ожерельева: Ага.

Давайте ряд сообщений зачитаем. Значит, из Амурской области нам пишут: «Ура, правильно! Но Библию тоже надо включать в программу, и китайский учить надо». Дальше из Брянской области: «Очень хорошие нововведения». Смоленская область: «Учить надо не по-новому, а по-старому, как было в Советском Союзе». Ленинградская область: «Изучение истории с 1-го класса – это глупость».

Давайте проговорим про историю, ваше мнение хочется понять, и вот эта финансовая грамотность. Потому что Банк России опубликовал очень такую замечательную инфографику, где показал: с 1-го по 4-й это будет в рамках предмета «Математика», чему мы учим в рамках предмета «География», чтобы показать, какие регионы чего достигли в сельском хозяйстве, в автомобилестроении и как это влияет на уровень жизни граждан. Это же здорово! Вот еще бы реализовать это как-то по-хорошему, правильно.

Арслан Хасавов: Нет, ну смотрите, уже есть достаточно хороший опыт предпрофильных и профильных программ тех же самых предпринимательских классов, медицинских классов, теперь уже медиаклассов и многих других. И собственно, вот эта профилизация, возможность получать практико-ориентированное образование, она вот снижается по учебным программам вниз, к начальной школе. Собственно, и уроки финансовой грамотности, о которых вы сказали, они помогут учащимся любого практически возраста в понимании вообще, как строится экономика, даже на бытовом уровне, я не говорю про какие-то сложные теоретические модели.

Марианна Ожерельева: А в начальной школе зачем уроки истории и вот уроки финансовой грамотности? Можно для малышей и каким языком это донести учителю?

Арслан Хасавов: Ну, конечно, программы для младшей школы, естественно, отличаются от средней и старшей школы, и, конечно, они учитывают специфику восприятия школьниками той или иной информации, тот диапазон, собственно, временно́й внимания, который они могут сосредоточить на той или иной теме. И к слову сказать, возвращаясь к «Разговорам о важном», для младшей школы некоторые образовательные организации снижают время проведения, т. е. это будет не 45 минут, а 20, у школы есть на это право.

Марианна Ожерельева: Есть право.

Арслан Хасавов: Конечно.

Марианна Ожерельева: По поводу второго иностранного языка – как считаете, так сложились сейчас звезды, мы к этому пришли, что отходим от него, обязательного изучения, или в принципе действительно пусть? Пишут нам, что перегружена программа уже школьная, надо убирать какие-то предметы. Может быть, и надо опираться на мнение родителей, им виднее, куда их ребенок будет поступать потом?

Арслан Хасавов: Вы знаете, программа действительно перегружена.

Марианна Ожерельева: Да.

Арслан Хасавов: Это проблема, которая звучит из года в год. И различные общественные, политические деятели нередко, предлагая какие-то изменения в общественной жизни страны, говорят о том, что нужно ввести в школьную программу тот или иной предмет, но не рассчитывают, что называется, силы педагогических кадров, самих школьников и т. д. И когда мы говорим о том, что какой-то предмет, например, из актуального, литература, перечень необходимых к прочтению произведений нужно расширить, мы вместе с экспертным сообществом в «Учительской газете» всегда ставим это под сомнение.

Марианна Ожерельева: Почему?

Арслан Хасавов: Ну потому что и так много всего, много всего.

Марианна Ожерельева: Много?

Арслан Хасавов: Давайте думать, может быть, от чего избавиться.

Но что касается второго иностранного языка, то здесь проблема лежит, на мой взгляд, не столько в том, что нужно это или нет: чем больше языков знает человек, тем лучше. Но есть проблема с педагогическими кадрами в части изучения иностранных языков, и учителя нередко английского языка, немецкого, французского, некоторых других языков, им чаще выгоднее, особенно в регионах, работать, прийти в школу, и здесь есть эта проблема. Дай бог, чтобы российские школьники в образовательных государственных школах неплохо изучали английский язык к выпускному классу. Второй иностранный все-таки может быть факультативным, на мой взгляд, в т. ч. для тех, кто собирается затем поступать на определенные специальности в вузы.

Но то, что второй иностранный как обязательный отменяется, не отрицает того факта, что отдельные образовательные организации по запросу родителей и по решению управляющего совета вводят изучение других иностранных языков. Да, факультативно, но это могут быть и иврит, и китайский, и арабский, и какие-то другие языки. Собственно, проблем с этим нет – главное, чтобы внутри школы, внутри образовательной организации был запрос на изучение этого предмета.

Марианна Ожерельева: Нам пишут, что надо хорошо учить русский язык в школах, вот над этим надо работать.

Большинство сообщений пока о том, что действительно очень хорошие нововведения, например из Брянской области. Интересно, по каким параметрам. Позвоните, уважаемые телезрители: 8-800-222-00-14. Вот почему вы считаете, что нынешние нововведения очень хороши?

А мы к нашему эфиру сейчас подключаем Дмитрия Казакова, учителя истории и обществознания, члена совета профсоюза «Учитель». Здравствуйте.

Дмитрий Казаков: Здравствуйте.

Марианна Ожерельева: С Днем знаний вас в первую очередь, конечно, с этим праздником!

Как вы считаете? Мы сегодня обсуждаем те нововведения, которые начинаются в российских школах. Конечно, больше сообщений от наших телезрителей по поводу исполнения гимна и поднятия флага. А как вы считаете, что самое важное в этом году случилось в российских школах?

Дмитрий Казаков: Ну, пока еще ничего не случилось, только-только начинается все.

Марианна Ожерельева: Так.

Дмитрий Казаков: В общем-то, поднятие флага, гимн не так сильно поменяло, собственно, 1 сентября. То есть да, год предстоит, видимо, с изменениями, да и «Разговоры о важном», уже идут обсуждения того, как это будет происходить, т. е. идут рекомендации. Соответственно, да, изменения нас ждут, будем смотреть.

Марианна Ожерельева: Давайте вот про «Разговоры о важном». Дмитрий Васильевич, как вы это видите? Нам сказал в студии как раз эксперт, что есть уже методички, соответствующие рекомендации. Вот ребенок что-то задает, какой-то вопрос, спрашивает, а в рекомендации этого нет – как это будет выстроено? Потому что много сообщений от родителей, а что это будет, не будет ли некой такой пропаганды, опасаются очень, что вот какой-то такой ура-патриотизм с несколько другим оттенком, а не с любовью к Родине.

Дмитрий Казаков: Ну, всякое может быть, и всегда есть какой-то субъективный фактор. Но все-таки нужно думать, что учителя – это образованные люди, имеющие высшее образование, и донести до детей важные мысли на уроке, это они, наверное, смогут, даже если в методических рекомендациях ничего нет. То есть педагог, как я уже сказал, – это человек с образованием, поэтому я думаю, что таких серьезных трудностей при ответе на вопросы не будет.

А что про ура-патриотизм... Ну, может быть такое, да, но я опять же не думаю, что это будет повально. То есть все прекрасно понимают, как донести в т. ч. патриотическое воспитание до детей.

Марианна Ожерельева: Дмитрий Васильевич, как учитель истории расскажите нам, уж сколько мы выслушали, значит, от тех, кто за или против ЕГЭ, что историю не знаем, русский язык не знаем. Историю современные школьники знают или нет? И что поменяется с этого года, будут какие-то определенные даты, события больше изучать, больше часов будет отводиться? Какие-то изменения грядут или нет?

Дмитрий Казаков: Больше, мне кажется, разговоров. Дело в том, что учебники в большинстве своем, насколько мне известно, не меняются, они остаются те же. Опять же, да, возможны какие-то рекомендации от вышестоящих органов, которые могут быть среди года, но они в принципе каждый год есть. То есть, мне кажется, больше повлияет на воспитательный процесс непосредственно, нежели на преподавание истории. Ну, история – это наука, это объективный процесс становления настоящего, поэтому ну как можно что-то поменять, изменить? История – наука. А уж если что-то и включается, то это в большей степени все-таки на воспитательный процесс идет.

Марианна Ожерельева: Уровень знаний по истории у школьников как оцениваете лично? Понятно, что субъективная точка зрения, но все-таки как учитель истории. Есть ли вообще у них интерес к истории, так скажем?

Дмитрий Казаков: Да, конечно есть. Нельзя сказать, что это повальный интерес, т. е. я не могу сказать, что он падает или возрастает, от класса к классу бывает по-разному. Есть некоторые, мне кажется, такие моменты к тому, что дети стремятся сдавать ЕГЭ по истории, это не означает, что им прямо нравится история, они ее любят, но это есть, наблюдается. Но уровень... Да, я не могу сказать, что уровень знания истории, каких-то дат и т. д., очень высокий, но все-таки я и не могу сказать, что он совсем низкий. То есть дети все-таки интересуются историей.

Марианна Ожерельева: Ну вы нас порадовали.

И последнее. Значит, нам пишут: «Пусть ваш эксперт расскажет о том, какие события надо лучше изучать». Как историк поясните, вот родители волнуются и, может быть, хотели бы говорить вот эти «Уроки о важном» еще и дома, что, может быть, они тоже бы что-то читали, какую-то историческую литературу.

Дмитрий Казаков: Ну, вообще в истории изучать можно любые факты, и «История России», и «Всеобщая история», то, что нравится непосредственно конкретному учащемуся, ребенку, родителю. Все события в истории важны, абсолютно все. Да, конечно, наверное, я бы посоветовал больше знать и изучать историю страны в целом, хотя в принципе и в целом историю мира тоже.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое! Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, член совета профсоюза «Учитель».

Мы продолжаем обсуждать как раз-таки, что же меняется в российских школах с этого учебного года. Пишут нам: «Поздравляем учителей и школьников с Днем знаний! Учите и учитесь по совести, знания везде пригодятся независимо от должности».

Как вы считаете, сегодня есть понимание у современных школьников, современных, и у их родителей, что действительно знания пригодятся? В школу ходим не потому, что вот надо, обязаны и без школы ты никуда, а потому, что вот знания нужны.

Арслан Хасавов: Да, безусловно, понимание и запрос этот есть. Собственно, Россия, вступая в т. ч. в международные сравнительные исследования, немножко переформатировала процесс обучения. Вот с 1 сентября среди тех изменений, о которых стоит сказать, это обновленные федеральные государственные образовательные стандарты вступили в силу, и, собственно, там делается акцент, среди прочих важных нюансов, на практико-ориентированное обучение.

Потому что долгие годы у наших школьников была проблема: хорошая сравнительно даже с представителями других государств предметная база, т. е. хорошие знания предметов отдельных, но сложности в применении на практике. Условно, человек хорошо знает геометрию и алгебру, но посчитать количество плиток, чтобы, собственно, выложить пол в помещении определенных размеров...

Марианна Ожерельева: А это связано, да.

Арслан Хасавов: ...ему сложно, да. И сейчас как раз российская школа старается и вообще система образования перенастраивается на то, чтобы чуть больше практики, практико-ориентированность, что знания не ради знания, а ради его применения, собственно.

Марианна Ожерельева: Звонок у нас из Карелии. Светлана, здравствуйте.

Зритель: Алло, добрый день, здравствуйте!

Марианна Ожерельева: Здравствуйте!

Зритель: Я слушаю вашу передачу. Я очень рада, что теперь в школах будет введено это патриотическое воспитание, что будет звучать гимн России. Я хочу выразить огромную благодарность Никите Михалкову, который поднял вопрос о патриотическом воспитании.

Марианна Ожерельева: Ага. Ой, спасибо вам огромное, Светлана, спасибо. Вы такая не одна, вот много действительно сообщений ожидаемых и неожиданных одновременно о том, что действительно люди рады этим всем нововведениям. Но давайте все-таки не только про гимн, его исполнение, которое с этого 1 сентября у нас начинается. Что еще пишут? «Век живи – век учись», что обязательно необходимо нам это помнить.

А еще говорят: «Все меняется в лучшую сторону». А какие могут быть здесь закавыки? Вот много говорим, может быть, действительно о хорошем – давайте какую-то ложку дегтя. Вот что? Готовы ли сегодня учителя? Потому что накануне как раз читала тоже в «Ведомостях» комментарии, писали, что у нас большая проблема с тем, кто учит учителей, очень мало диссертаций по воспитательным процессам, методичек каких-либо. Больше защищаются как раз-таки по истории, по географии, аспирантура переполнена, а вот как с детьми разговаривать, то, о чем вы говорили... Методические объединения практически же разрушены.

Арслан Хасавов: Вы абсолютно правы в этом отношении. Вот Российская академия образования сейчас, например, старается, что называется, во-первых, стряхнуть пыль с тех научных педагогических разработок, которые были, собственно, основой советской школы, с одной стороны...

Марианна Ожерельева: Так.

Арслан Хасавов: С другой стороны, собрать и проанализировать все те научные работы в области педагогики, которые защищались в разные годы, и понять, почему качество этих работ может быть, с одной стороны, не соответствует нашим ожиданиям и потребностям, а с другой – как их использовать уже в дальнейшей работе. Понятно, что нам нужно дальше, российской системе образования, базироваться, т. е. и в дальнейшем, на лучших образцах советской, российской педагогики, с учетом международной общественно-политической ситуации, т. е. очевидно, что меньше будет сотрудничества какого-то и взаимной поддержки.

Поэтому педагогическая наука сейчас, очевидно, будет переживать определенный ренессанс с точки зрения того, что, во-первых, в вузы идут более мотивированные абитуриенты на педагогические специальности (вчера как раз министр просвещения докладывал президенту в процентном соотношении). У этих поступающих выше средний балл ЕГЭ, чем был в предыдущие годы. Все это говорит о том, что профессия педагога становится более престижной среди молодежи.

Собственно, дальше задача, которую нужно решить и которую осознает система, в том, чтобы выпускники педагогических вузов не уходили на другие какие-то рабочие места, а все-таки приходили в школу. И конечно, не в последнюю очередь здесь играет вопрос экономического свойства, вопрос зарплат и т. д. Если в Москве и некоторых других регионах страны с этим проблем, скажем так, нет, действительно большой конкурс на те вакансии, которые объявляются, много очень желающих из других регионов и непосредственно из Москвы, но есть, к сожалению, все еще регионы, где уровень заработной платы педагога пока достаточно...

Марианна Ожерельева: И их большинство, как оказалось.

Арслан Хасавов: ...не так динамично меняется, растет, как нам бы хотелось.

Марианна Ожерельева: К нашей беседе подключается Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Алихан Мавладиевич, здравствуйте.

Алихан Динаев: Здравствуйте.

Марианна Ожерельева: А мы и вас поздравляем с Днем знаний, чтобы отличным был этот учебный год. А как вы как педагог, как учитель оцениваете те нововведения, которые уже можно считать свершившимися?

Алихан Динаев: Дорогие коллеги, как я их оцениваю? В целом, безусловно, положительно. В ходе этого эфира вы обсудили уже многие из них. Я бы хотел сделать дополнительный акцент на введении обязательных уроков финансовой грамотности. Как учитель обществознания я осознаю важность и значимость того, чтобы наши дети были финансово грамотными, разбирались в финансовых терминах, умели не только считать деньги и налоги, но и разбираться в случаях финансового мошенничества и не попадаться на многочисленные уловки аферистов, которых, к сожалению, сейчас очень много, и это колоссальная проблема для нашей страны.

Марианна Ожерельева: Уже понятно, как учить этой финансовой грамотности, или запустили, что называется, с колес, а потом это будет дорабатываться? Или это уже какая-то выработанная система, которая будет апробирована с этого года?

Алихан Динаев: Я думаю, в целом учителя готовы к тому, чтобы преподавать финансовую грамотность в качестве обязательного курса, потому что ее вводят не просто с сегодняшнего дня – так или иначе, в большей или меньшей степени она уже существовала в рамках других курсов на разных уровнях образования и в разных классах. Сегодня же мы можем говорить о том, что у нас есть методические пособия, есть и учебники, есть интересные разработки, в т. ч. авторские разработки, я сам активно этим занимаюсь и просто влюблен в эту тему, в рамках которой мы с детьми рассматриваем очень много интересного и полезного.

Марианна Ожерельева: Пара сообщений. Москва: «Важно научить детей и мыслить, и анализировать информацию». Из Крыма пишут: «Привязывать образование к жизненным ситуациям». Как вы считаете, вот эта финансовая грамотность, раз уж вы сделали акцент как раз-таки на этом нововведении, как ее привязать? Одна история, можно политэкономию прочитать, можно зарубежный учебник по экономике, а можно отечественный, но что это даст? Как на примерах, особенно учащимся 1–4-х классов, объяснить, что важно именно в рамках их экономической деятельности?

Алихан Динаев: В 1–2-м классах об этом говорят, конечно, в меньшей степени, и говорят, как правило, в контексте семейного бюджета, доходов и расходов семьи.

Марианна Ожерельева: А-а-а...

Алихан Динаев: Я могу привести конкретный пример, который я использовал со своими учениками 10-го класса. На свою почту я получил письмо, которое я сразу идентифицировал как письмо от финансовых спамеров, в котором была картинка якобы от одного из операторов «большой тройки», где мне предложили оформить кредитную карту под очень выгодный процент, под очень выгодные условия. Эту картинку и, собственно, текст письма я использовал в классе и предложил ее рассмотреть моим детям и сказать... И задал, в общем-то, простой вопрос: «Посмотрите текст, проанализируйте картинку и поймите, что здесь не так. А может быть, все так? Есть ли какие-то проблемы здесь?»

И они нашли, начиная от того, что мне письмо прислали в 5 утра, что уважающая себя компания, скорее всего, делать не будет, заканчивая тем, что в тексте этой картинки были найдены орфографические и, скажем так, стилистические ошибки. Очень интересное задание, когда мы даем конкретные примеры, которые рассылают нам спамеры на электронную почту, и дети оценивают их и разбирают их на предмет достоверности. Это такой фактчекинг, это одновременно и работа с фейкньюс, и фейковыми сайтами, статьями, новостями и т. д.

Марианна Ожерельева: А это ученики какого класса были?

Алихан Динаев: Десятиклассники.

Марианна Ожерельева: Это уже взрослые ребята, практически на выходе уже.

Как вы оцениваете изменения по патриотическому воспитанию, точнее усиление? У нас просто на SMS-портале очень много сообщений как раз-таки на эту тему: кто-то говорит, что в школах должно быть обязательно, другие говорят, опасаются, что это будет, пока непонятно, учителям вроде как все ясно, а как это будет на деле, родителям пока не ясно.

Алихан Динаев: Прежде всего, я хотел бы отметить, что фраза «патриотическое воспитание возвращается в школу», мягко говоря, некорректна.

Марианна Ожерельева: Так.

Алихан Динаев: Все учителя этим активно занимались на протяжении многих лет, это всегда было и в федеральных государственных образовательных стандартах. Действительно речь может идти только об усилении патриотического воспитания. Мы все понимаем, что это важно, нужно и необходимо нашей стране. Но, разумеется, мы не должны превращать патриотическое воспитание в какую-то политическую пропаганду.

Мы должны говорить о примерах, достойных примерах, о ролевых моделях, говорить о том, что у нашей страны есть герои, есть люди и достижения, которыми мы гордимся, что, разумеется, не отменяет того факта, что есть и многочисленные проблемы. И как раз настоящий патриот не только гордится достижениями, но и понимает проблемы и прикладывает усилия, для того чтобы эти проблемы решить на благо страны, народа и каждого отдельного человека.

Марианна Ожерельева: Алихан Мавладиевич, еще сообщение: «Учить по-старому, но с введением современных дисциплин, а методика обучения в Советском Союзе была одна из лучших». Методикой обучения в современной России можем похвастаться, или только вот сейчас как раз-таки она у нас и запускается?

Алихан Динаев: Вы знаете, говорить о методике обучения во всей России в целом довольно сложно. Учителей огромное количество, школы очень разные, предметы разные, и говорить о единой методике сложно. Поэтому у хорошего учителя есть своя, авторская методика, которую он реализует. Я полностью согласен с мнением автора этого комментария, что нам нужно использовать успешный, эффективный, интересный советский опыт, применять современные цифровые образовательные ресурсы и понимать, что советская система образования была эффективна, но прежде всего эффективна для того индустриального мира 1970–1980-х гг. Наш мир меняется, и те компетенции, те знания, навыки, умения, которые нужны современным детям, тоже меняются. Я не буду сейчас рассказывать про известную концепцию soft skills и hard skills, но, конечно, мы должны учить детей по-новому и новым вещам, новым компетенциям.

Марианна Ожерельева: Ну вот, раз вы готовы учить по-новому, уже потом отпущу, еще один вопросик. Ваш «Разговор о важном», вот начинается учебный год, ваш урок, и вам говорят: «Пожалуйста, а сегодня вы». О чем бы вы рассказали? У вас буквально полторы минуты.

Алихан Динаев: Очень интересный вопрос. Я бы рассказал о том, что... Я бы рассказал про учителей. Знаете, я...

Марианна Ожерельева: Ну расскажите нам, расскажите.

Алихан Динаев: Да. Я настоящий пропагандист того, чтобы молодежь шла в школы. Я бы рассказал, что есть очень интересные, яркие, замечательные учителя; что профессия учителя – это модная и востребованная профессия; что современный учитель может добиваться успеха, быть интересным, ярким, успешным, богатым в т. ч. человеком; что у современного выпускника педагогического вуза есть множество возможностей для развития, роста – он может работать и в школе, он может создавать и свою частную школу, может работать и в кванториумах, он может участвовать в форумах, конференциях, конкурсах, путешествовать по России, добиваться успеха.

Я бы рассказал ученикам про интересных учителей и рассказал бы о том, что у каждого из них сегодня есть множество возможностей для роста и развития. И закончил бы этот разговор, наверное, тем, что профессия учителя самая лучшая и самая замечательная профессия в мире, потому что столько свободы и столько творчества, как у современного учителя, наверное, нет ни у одного представителя любой другой профессии. Поэтому идите в школу...

Марианна Ожерельева: Хочется встать и поаплодировать вам. Спасибо огромное! А мы ждем вас в студии. Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018».

Действительно, вот такая пламенная речь, но наши телезрители, они имеют не только хорошее чувство юмора, они еще за всем следят и правильно говорят. Учить надо учителей, это все хорошие примеры, конечно, вот эта мотивация, как вы ранее сказали про зарплаты и т. д. Из Нижегородской области: «Да отстаньте уже от детей со всеми своими нововведениями». Конечно, праздник, конечно, хочется говорить о хорошем, но не надо прикрывать те проблемы, которые есть, давайте мы о них поговорим.

Значит, из Нижегородской опять же области: «Огласите зарплаты рядового учителя. Чем гордиться?» – тоже очень важно. Вот сейчас как раз, да, учитель нам сказал: тем, что учитель – это достойный работник этой большой страны.

Как вы считаете, что надо делать, для того чтобы в сознании не только самих учителей, а общества изменилось отношение к школе? У большинства какая-то детская травма, школьный процесс, т. е. вуз еще ладно, а вот «школу не люблю, не любил, не ходила, пыталась болеть» – почему так?

Арслан Хасавов: Мне кажется, отношение к школе меняется в зависимости от возраста того человека...

Марианна Ожерельева: А не от учителя?

Арслан Хасавов: ...который вспоминает о ней.

Марианна Ожерельева: Так.

Арслан Хасавов: То есть люди уже пожилые, скажем так, с большой ностальгией вспоминают, как правило, о школе...

Марианна Ожерельева: То есть у них все хорошо было, да?

Арслан Хасавов: Да. Люди, может быть, нашего с вами возраста еще как-то так вот...

Марианна Ожерельева: Хорошо было.

Арслан Хасавов: ...с некоторыми шероховатостями и т. д. Понятно, что у каждого свой личный опыт и школы действительно, вот предыдущий спикер сказал, очень разные...

Марианна Ожерельева: Конечно.

Арслан Хасавов: Бывают определенные, то, что принято называть «перекосы на местах», многое зависит от личности учителя. Но тем не менее, в целом, на мой взгляд, я тут не соглашусь, может быть, с вами, отношение к школе скорее позитивное. Во-первых, это связано с тем, что люди получили первый опыт социализации, первые знания и т. д., и нередко школа позволила учащимся, которые сегодня уже влияют на развитие страны в разных отраслях, сделать какой-то свой выбор, понять, что ему или ей интересно, и, собственно, дальше двигаться уже в таком индивидуальном карьерном треке. Поэтому... И, уже финализируя, скажу, что в целом, на мой взгляд, последние годы отношение общества к школе, к образовательной системе и, наконец, к учителю меняется в лучшую сторону.

Марианна Ожерельева: Почему? Из-за чего меняется?

Арслан Хасавов: Потому что предпринимаются шаги самые разные, которые меняют саму школу. Строятся новые школы, проводится капремонт старых школ, приглашаются интересные молодые учителя, меняются подходы, меняется оборудование. Школа становится не островком таким архаики, как это было раньше, что школьник заходит с современным мобильным телефоном, а у него класс из середины XX века, а все-таки школа максимально приближается сегодня, даже в отдаленных уголках нашей страны, к тому времени, в котором мы с вами находимся, к информационному обществу и т. д.

И учителя, собственно, получая новые квалификации с точки зрения работы с электронными в т. ч. образовательными ресурсами, с электронными дневниками, с другими возможностями, которые позволили в т. ч. в период пандемии удержать систему образования на плаву, они тоже, собственно, соответствуют уже веяниям времени.

И общество видит, что, собственно, меняется отношение к педагогу, меняется отношение к школе. Это пронизывает, мне кажется, постепенно, это нельзя сделать за один день, но постепенно, шаг за шагом это происходит. И неслучайно 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника – это еще один очень серьезный шаг к тому, чтобы привлечь внимание общества к тому, какое значение имеют сегодня учитель и наставник.

Марианна Ожерельева: Еще важно, нам пишут как раз-таки на бесплатный SMS-портал 5445, что не только этот патриотизм должен быть в школе, а семьи, вот наши современные российские семьи, дети которых пойдут в школу, уже пошли, – они тоже сегодня этим духом как-то пронизаны?

Потому что много сообщений: от того, что, значит, вы будете петь гимн и поднимать флаг в школах, ничего не поменяется особо – необходима интернет-среда, телевидение, радио, чтобы, как говорится, со всех сторон было какое-то выверенное понимание того, куда мы все идем, какая у нас идеология. Вот мы пришли к очень большому такому слову многосоставному, что есть такая идеология, определена ли она сегодня, тождественна ли она некоему патриотизму?

Арслан Хасавов: Понимаете, в чем дело, поднятие флага и исполнение гимна – это не отражение той или иной политической позиции или каких-то вкусов в политике. У нас, напомню, и в парламенте несколько оппозиционных партий существует, и для нас, для граждан Российской Федерации, для всех, неважно, каких политических взглядов мы придерживаемся, религиозных конфессий и т. д., к каким религиозным конфессиям мы относимся и т. д., у нас единый флаг, единый гимн.

И поднятие флага, вот здесь вот понимаю те сообщения, которые приходят вам на горячую линию, не означает, не уравнивает, собственно, исполнение гимна и поднятие флага не приближают нас к какой-то определенной политической позиции. Мы говорим о Родине в самом широком смысле этого слова, о стране в самом широком смысле этого слова в разные периоды ее истории, а, собственно, понятно, что она была очень драматична и разные, собственно, и исторические персонажи, и события в ней имеют место.

Поэтому если переходить к идеологии, то школа, в общем-то, у нас оторвана от политики и каких-то идеологических установок. Школа должна быть, пока еще у нас такой консенсус, может быть, он со временем изменится, – консенсус в том, что школа должна быть в стороне от политических дебатов, от каких-то радикальных взглядов с двух сторон, я не говорю про какую-то одну отдельную, про...

Марианна Ожерельева: Несколько мнений чтобы хотя бы.

Арслан Хасавов: Да, чтобы всегда... Нужно показывать определенную палитру мнений, возможностей, и, собственно, так, чтобы обучающиеся, школьники делали, собственно, свои выводы самостоятельно.

Марианна Ожерельева: О чем мы говорили, да, анализировать могли.

Арслан Хасавов: Возвращаясь к родителям – у родителей тоже могут быть разные мнения на происходящее вокруг, и, к слову, это мнение может меняться с течением, с ходом их уже семейной истории. Но при этом флаг и гимн у нас останутся одни и те же.

Марианна Ожерельева: Фотографии я просила присылать на WhatsApp, номер +7-925-762-44-48, сейчас мы их покажем на экранах, потому что, конечно, такая красота, не знаю, какой-то особый пиетет перед девочками, перед их платьицами. Ну посмотрите, какая замечательная! Видимо, с мамой пришла в 1-й класс. Ну замечательно же, да? Вот как трогательно!

Еще у меня есть тут достаточно. Вот уже, видимо, девочки уже не в 1-м классе, такие вот такие какие они. Все нарядные, все такие праздничные.

Ну и давайте, не обойти мальчишек надо стороной, вот третьеклассника такого замечательного покажем. Ну посмотрите, какой он серьезный, вот какой.

Арслан Хасавов: Слушайте, такими фотографиями можно любоваться целую вечность.

Марианна Ожерельева: Да, да, и правильно, вот надо их показывать.

Арслан Хасавов: Конечно-конечно.

Марианна Ожерельева: Потому что, когда говорят о том, как же все это плохо и как было холодно, в частности в Москве, ну а что поделать, вот такая была погода.

Давайте еще, пожалуйста, покажем вот как раз-таки 1-й класс с учителем. Какая красивая учитель, какие замечательные ребята! Так, и сейчас мы... Второй класс, написано: «Москва, веселый 2-й класс». Ну, как хорошо, когда ты веселый идешь во 2-й класс.

Арслан Хасавов: Я сам сегодня с утра был на двух линейках, я даже на три собирался, но, к сожалению, не успел, потому что еще сюда нужно было доехать...

Марианна Ожерельева: Вот какая атмосферная линейка.

Арслан Хасавов: Конечно, несмотря на погодные условия, которые резко... Вот если нас смотрят наши сограждане из регионов, резко снизилась температура в Москве, радикально, в 2 раза практически...

Марианна Ожерельева: Осень, осень.

Арслан Хасавов: Но при этом это не помешало празднику. Были запущены и шары, воздушные шарики, и, собственно, белые голуби, которые парили в этом небе, и прозвучал, естественно, первый звонок, были речи, были слова, выступления. Собственно, это действительно такой праздник, с одной стороны, с другой стороны, смотр талантов, с третьей стороны, возможность встретиться спустя такой продолжительный отрезок времени, как летние каникулы, и вновь вернуться вот в ту школьную атмосферу, конечно, у каждого она своя, но в целом это очень важно для развития любого человека.

Марианна Ожерельева: Звонок послушаем из Мурманска. Валентина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Слушаем вас.

Зритель: Скажите, пожалуйста, вот этот вот подняли вопрос о патриотическом воспитании, только говоря о педагогах, об учителях. А о воспитателях? Это очень много значит. Я воспитывалась сама в детском доме 5 лет, потом сама себя я учила благодаря именно вот этому направлению, что это воспитывалось тогда в детских домах, это 1957–1958-е гг. И тогда уже везде и всюду звучало патриотическое воспитание. Ведь оно начинается именно с родителей, как они сами мыслят и как мыслят они потом уже взрослыми, профессионалами, или родителями, или кем-то. Понимаете, все начинается от взрослых, не только...

Марианна Ожерельева: То есть, Валентина, вы считаете, и в детских садах даже, да, можно об этом как-то говорить?

Зритель: Скажите, пожалуйста, любовь к маме – разве это не патриотическое воспитание?

Марианна Ожерельева: Конечно.

Зритель: Любовь мамы к ребенку, родителей, не именно мамы...

Марианна Ожерельева: Тогда давайте иначе – это надо проговаривать, вербально именно, или эта любовь безусловна и ты об этом не говоришь?

Зритель: ...идет в мыслях, как он передает своему ребенку. Он любит Родину, он любит школу, он любит детский сад, он любит людей, он любит животных – вот идет откуда патриотическое воспитание. И это идет постепенно... Я работала в детском саду с 3-х лет кроме воспитания в детском доме, я работала в детском саду, я работала воспитателем. Я филолог, но я работала воспитателем по всем возрастам вплоть до 60 лет. И этот вот вывод, вывод, что самое главное зависит еще и от администрации, от заведующей, от директора, от завучей, не только от учителя и воспитателя, как поведется привить это.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам, Валентина, спасибо за вашу позицию, такую яркую тоже. Вот приятно такие звонки принимать, потому что, когда люди четко осознают, что они хотели бы, они сравнивают, как было, и понимают, как необходимо.

Несколько сообщений зачитаю, потому что их очень много. Значит, из Саратовской области пишут нам, что по сути никто не может внятно сегодня сказать, как и что надо делать, родителям, включая их тоже, как-то им неясно. Из Кемеровской области: «Здравствуйте. К сожалению, не идут учителя в школы. Почему нельзя ввести обязательную отработку после окончания вуза, как это было в советское время?» Мы эту тему обсуждали – чтобы будущий учитель понимал, с какой реальностью он столкнется.

И здесь нам еще пишут, что все-таки «дайте детям те знания, чтобы им было понятно, а не в интернете постоянно просиживать». Вот то, что убрали телефоны, тоже очень такая яркая примета нового времени. А все-таки раньше разве можно было? Это будет первая часть вопроса. И какие-то родители, определенной категории, говорят, что нет, так нельзя, если с Васей, Колей, Петей что-то случится, телефон здесь на помощь, или все-таки администрация школы всегда поможет ребенку, даже если он без телефона оказался?

Арслан Хасавов: Вы знаете, здесь важно сказать, что никаких радикальных изменений с этого учебного года в этом отношении не произошло. Эти СанПиНы действовали и в прошлом учебном году. Просто никто не акцентировал на этом такое внимание. Сегодня...

Марианна Ожерельева: То есть у всех школьников забирали?

Арслан Хасавов: Нет, их не забирали, и сейчас не должны их забирать. Каждая школа прописывает положения, собственно, об использовании тех или иных гаджетов, и, более того, чаще всего, в 99% случаев, прописано, что учитель не имеет права силой забрать личные вещи, в т. ч. гаджеты, телефоны и т. д. Сегодня просто четко сказали: телефонам и разного рода гаджетам не место на уроках.

Марианна Ожерельева: Ну не место же, правда, ну вот ваша позиция?

Арслан Хасавов: Не место, да.

Марианна Ожерельева: Зачем? Ты учиться пришел.

Арслан Хасавов: Конечно. То есть если они не используются в образовательных целях, то им не место. Но сегодня, как я ранее говорил уже, школы оборудованы в достаточной степени и нет необходимости приносить из дома, не знаю, ноутбуки, планшеты, телефоны, еще что-то. Понимаю тех родителей, которые, собственно, привыкли к тому, что всегда могли позвонить, собственно, своему ребенку и узнать, как у него дела, но и сегодня эта возможность сохранится, ведь они всегда сверяют, хочется надеяться, время звонка так, чтобы не попасть на время проведения урока.

И собственно, телефоны, здесь уже никто не станет, мне кажется, отрицать, даже те, кто очень бы хотел оставить телефон чуть ли не на школьной парте, они действительно отвлекают учеников. Очень редко, это, мне кажется, в рамках статистической погрешности, когда обучающийся использует телефон на уроке для целей обучения, чтобы что-то перепроверить, чтобы что-то найти и т. д. Чаще всего все-таки это фактор, который отвлекает, т. е. какие-то там чаты, переписки, соцсети...

Марианна Ожерельева: Конечно.

Арслан Хасавов: ...интересные видео. Дальше, отвлекаясь сам, он отвлекает остальных. И я думаю, что в текущей ситуации как некий такой шаг к тому, чтобы попробовать то, о чем давно говорят «а давайте попробуем, а давайте уберем телефоны из класса», это, мне кажется, своевременная попытка. Как это будет реализовано по факту, здесь мы еще посмотрим. Но что касается безопасности детей, которые находятся в общеобразовательной организации, то здесь не должно быть каких-то сомнений с точки зрения того, что если у ребенка нет телефона, то он не находится в безопасности. Он так же находится в безопасности, и так же, если вдруг что-то не дай бог произойдет, не знаю, закружится голова, станет плохо, еще что-то, безусловно, ему окажут помощь и в самой школе, и проинформируют в ту же секунду, в ту же минуту родителей.

Марианна Ожерельева: По поводу еще школьников давайте продолжим, что ноль, не будет никаких тетрадей электронных, никаких вам учебников электронных. И спрашивают нас по поводу учебников вообще по истории и другим предметам – мы движемся в сторону одного учебника, или все-таки остается история, в которой не то чтобы каждая школа, а еще есть дополнительная литература, пожалуйста, почитайте это? Или это вот такая узкая колея?

Арслан Хасавов: Фактически, из года в год, если говорить про федеральный перечень учебников, он постепенно сокращался, это надо признать. Становилось все больше издательств, которые выпускали учебную литературу, и т. д.

Собственно, летом текущего года как раз были обнародованы результаты очередной экспертизы учебников и новый федеральный перечень учебников – он радикально в очередной раз сократился. Если ранее в нем было порядка 1 200 наименований, по всем предметам я имею в виду, то на сегодняшний день порядка 350 осталось. Еще 90 учебников, чуть больше, отправлены на дополнительную экспертизу, и неизвестно еще, войдут они в результате или нет. И действительно, выбор именно с точки зрения вариативности в работе учителя с учебниками, она, безусловно, сокращается.

Плохо это или хорошо? Давайте... С одной стороны, это плохо с точки зрения конкуренции на рынке учебников, если мы говорим об этой сфере как о бизнесе. Но, с другой стороны, если государство заявляет о том, что оно хочет самостоятельно в какой-то степени устанавливать законы, по которым будет существовать система образования в силу долгоиграющих последствий, которые связаны с ее деятельностью, то, может быть, вот это вот многообразие чрезмерное...

Я не говорю, что должен быть один учебник или пол-учебника по каждому предмету, но чрезмерное многообразие порой приводит к достаточно тяжелым последствиям. Не нужно далеко ходить за примерами: к сожалению, мы видели некоторые отдельные учебники в соседней стране, когда печатали учебники все кто угодно, серьезной экспертизы они не проходили, содержание их отличается между собой, и, собственно, акценты могут быть расставлены как угодно.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное!

Последнее – форма должна быть единой или нет?

Арслан Хасавов: Мне кажется, это красиво как минимум.

Марианна Ожерельева: Наличие именно формы.

Арслан Хасавов: Главное, чтобы она была по карману.

Марианна Ожерельева: Спасибо большое! Очень важно.

Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации, был сейчас в студии. Мы говорили о тех изменениях, которые начинаются в этом учебном году в наших школах. Еще раз поздравляем всех, особенно первоклассников, естественно, с тем, что они пошли в школу в этом году, всех учителей, учеников и их родителей.

Оставайтесь с нами, потому что далее будет не менее интересный час: поговорим о том, как меняется система образования в наших вузах.