Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Андрей Сарабьянов: Споры вокруг "Черного квадрата" появились сразу, как только он был создан

Есть произведения искусства, которые делят историю на "до" и "после". К их числу как раз и относится знаменитый "Черный квадрат" Казимира Малевича. Мы отмечаем вот уже 100 лет с момента создания полотна, а споры и бурные дискуссии вокруг него не прекращаются до сегодняшнего дня. В чем заключается истинный смысл и ценность этого произведения? Как полагают эксперты, "Черный квадрат" – это не только философия и мистика, но и художественное решение. В руках художника черный цвет становится предметом искусства и приобретает свое особое значение, а зритель, пристально вглядываясь в картину, продолжает думать и искать свой смысл. Возможно ли вообще разгадать эту тайну? Неизвестно.

Андрей Сарабьянов: Когда вы видите впервые "Черный квадрат" Малевича, надо погасить в себе все негативные реакции, постараться просто всмотреться в это произведение. Потому что, во-первых, этот квадрат – неровный. У него все углы кривые. То есть это форма немножко искаженного квадрата. Это первое. Потом, если вы посмотрите близко, насколько в музее, конечно, можно близко смотреть на эту картину, вы увидите, как она создавалась, вы увидите мазок кисти, как он строит форму. Это не только такое механическое закрашивание поверхности, а это очень разнообразные мазки: горизонтальные, вертикальные. Одни длинные, другие короткие. То есть эта форма начинает перед вашими глазами жить какой-то своей жизнью.

Если кто читал книгу Стругацких "Солярис", там есть такой живой океан. Вот это в какой-то мере живой океан, который живет своей отдельной жизнью, и даже как будто там движется что-то внутри, какая-то необыкновенная энергия. И вот это постепенно как-то вас захватывает.

Андрей Сарабьянов, главный редактор "Энциклопедии русского авангарда", искусствовед и эксперт по русскому искусству XX века, автор ряда статей и монографий, член Союза художников России, кандидат искусствоведения.

Андрей Сарабьянов: Начну с того, что понять картину Малевича "Черный квадрат" довольно трудно. И так прийти в Третьяковскую галерею, увидеть ее впервые и сразу сказать: да, я все понял, я знаю, что это такое – практически невозможно. И именно из-за того, что эта картина имеет какой-то загадочный смысл, не сразу читаемое содержание – это вызывает часто у зрителя негативную реакцию. И люди говорят: ну что такое? "Черный квадрат" – это элементарная картинка. Любой человек может так нарисовать.

Обычно возражают "нарисуйте первый". Это очень важно – придумать первому такое. Но это поверхностное утверждение. А за этим стоит гораздо более сложное содержание. Например, "Черный квадрат" – это же не вещь, которая возникла на пустом месте. Малевич к этому шел, это эволюция его художественной формы, эволюция его мысли. Потому что он вообще был не просто художник, рисующий окружающий мир, а он был человеком очень думающим, он был философом, он был мыслителем, я бы сказал, и довольно мощным человеком в этом отношении. Поэтому за "Черным квадратом" целый пласт культуры не только самого Малевича, но и целой эпохи авангарда.

Для Малевича "Черный квадрат" вообще был символом всего его искусства. Я думаю, что поначалу, когда он создал "Черный квадрат", это было какое-то озарение, конечно. Хотя, как я уже сказал, это была эволюция, с одной стороны. Но в этой эволюции был какой-то необыкновенный творческий всплеск. И это было создание "Черного квадрата". И он его создал спонтанно. Даже потом он рассказывал своим ученикам, и это зафиксировано в воспоминаниях, "когда я писал "квадрат", вокруг меня какие-то необыкновенные молнии появились". А когда "Черный квадрат" уже был создан, то вокруг него сразу же  появились всякие споры, сразу же буквально. Очень интересно, что Малевич его показал, конечно, не в тот же момент, когда он его написал. В конце 1915 – начале 1916 года в Петербурге была открыта выставка, которая называлась "010". Это знаменитая выставка. И Малевич в этой выставке участвовал. И он там показал "Черный квадрат". Но не один "Черный квадрат", а целую серию супрематических работ, которые он к этому моменту создал. И до выставки он его всячески прятал, никому не показывал, закрывал занавески на окнах, никого в мастерскую не пускал. И, в общем, как-то так произошло, что к нему пришел один из его коллег и увидел эти работы. И тут ему невольно пришлось их продемонстрировать, потому что он вообще не хотел. Видимо, еще ждал какого-то другого случая. Но тут уж узнал один – значит, узнают все. И эффект разорвавшейся бомбы будет утрачен. И вот он тогда отдал их на выставку, и это был действительно эффект разорвавшейся бомбы, потому что это было совершенно новое слово в живописи.

Зрители, конечно, как, впрочем, и на всех выставках авангарда того времени – они были всегда недовольны, кричали, смеялись, плевались, издевались и так далее. Но художники авангарда отчасти на это и рассчитывали. В их картинах был определенный элемент эпатажа. Они к этому даже стремились. Хотя это не было главной целью все-таки. И вот "Черный квадрат" тогда зажил уже своей уже отдельной жизнью. И Малевич, когда он делал экспозицию своего зала на этой выставке, он "Черный квадрат" повесил в так называемый красный угол, там, всегда обычно в русских домах висят иконы. Но это не было богохульским шагом. Он это не имел в виду. Он просто этим заявлял, что "Черный квадрат" – такое особенное произведение, самое важное. Он даже его называл иконой своего времени. И там эта жизнь "Черного квадрата" уже независимо от Малевича продолжалась. Когда он уехал в Витебск в 2018 году, у него там была целая школа, учеников было много, он преподавал живопись, учил их рисовать в разных стилях от кубизма до супрематизма. И значком этого училища был черный квадрат. И ученики носили обычно на рукаве или на пиджаке такое маленькое изображение черного квадрата.

В советское время, когда была создана такая структура в самом начале 1918 года, некая структура – музейное бюро, которое закупало у художников картины для разных музеев, которые в будущем должны были быть созданы в разных городах, ну и в частности пополнение Третьяковской галереи и Русского музея. И этот первый "Черный квадрат" тут же был куплен у Малевича. Действительно, это была ему помощь, потому что денег тогда у художников не было. Получил свои триллионы по тем деньгам. Не знаю, что он на это купил, но, в общем, "Квадрат" забрали, и он лежал в Третьяковской галерее. И у Малевича уже не было "Квадрата", а значение "Квадрата" он понимал и решил воссоздать эту форму. И тогда был создан второй "Квадрат". Правда, он был написан не одним Малевичем, а его учениками плюс самим Малевичем. Это был такой триптих - "Квадрат, круг и крест", основные формы супрематизма. Они были написаны для Венецианской выставки 1924 года, Венецианского бьеннале, где Россия участвовала очень большим количеством картин. И это был второй "Черный квадрат". Все эти вещи хранятся в Русском музее сейчас. Первый в "Третьяковке", второй в "Русском музее".

Третий "квадрат" был написан к персональной выставке в Третьяковской галерее 1929 года. Он тоже хранится в Русском музее. И есть четвертый "квадрат", который найден относительно недавно, где-то лет 10 назад. Он хранился у родственников последней жены Малевича. Там был не только "Черный квадрат" в этом собрании, там были еще какие-то другие работы. Все это было куплено Инкомбанком у родственников Малевича. Потом Инкомбанк прогорел. И тогда был аукцион, где за миллион долларов Потанин купил этот последний "Черный квадрат" и подарил его Эрмитажу. Вот такая история четырех "Черных квадратов". Но помимо этого у Малевича еще были другие квадраты, не черные. У него было два "Красных квадрата" и один "Белый". Так что разнообразие этого супрематизма и этих форм даже здесь есть. "Квадраты" у него разные.

Вообще все его поиски были направлены на развитие этого супрематизма. Что такое супрематизм, грубо говоря? Это некие геометрические формы, цветовые плоскости, их взаимоотношение друг с другом, их взаимоотношение с фоном. Фон обычно всегда белый у него. Это как бы нейтральный цвет, но белый при этом – это цвет, в котором есть все цвета. Тут открывается целая сложная система цветовых каких-то отношений в картине. За этим стоит целая теория. И Малевич не был изобретателем своей теории. Просто теория цвета вообще появилась в искусстве задолго до Малевича, как бы теоретическое осмысление. Сам цвет, конечно, воспринимался художником всегда. Это изначально дано. А вот теоретическое осмысление цвета, ассоциации цвета с какими-то чувствами, мыслями, ощущениями – еще Гете этим занимался, понимаете? А в России этим очень серьезно занимался Кандинский, до Малевича еще, и он создал свою теорию цвета, у него это очень связано с музыкой, с какими-то музыкальными впечатлениями, с нотами. Тут Малевич не был первооткрывателем. Но он это развивал. У него была такая геометрия цвета. И он экспериментировал, двигался в этом направлении на протяжении нескольких лет.

И, в общем, у него был супрематизм: сначала "Черный квадрат", потом цветной супрематизм, потом он перешел к белому цвету и написал несколько картин "Белое на белом". Это довольно большие картины, там тоже супрематические формы, но более изощренные. Там уже какой-то крест иногда появляется, овал и полуовалы.

И иногда там даже не видно изображения. Настолько тонко все сделано. И он, дойдя до этого "Белое на белом", сказал, что живопись кончена. Он сказал, что больше не будет заниматься живописью, что это все, он достиг того, за чем уже нет живописи.

И тут он начал заниматься теорией. Это как раз совпало с его приездом в Витебск, у него были всякие теоретические книги. Он очень много написал. Малевич совершил такой шаг куда-то очень сильно вперед, он обогнал свое время, когда он создавал некие знаки своего творчества. Я не думаю, чтоб современники понимали все значение того, что он сделал тогда. Да и сейчас немногие понимают. Он был, конечно, необыкновенный новатор и художник, который смотрел очень далеко вперед.

 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Вера Калгашкина председатель городского Совета ветеранов педагогического труда
  • ГОСТИ

  • Антонина Ефремова ветеран Великой Отечественной войны
  • ГОСТИ

  • Лариса Бибик заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой"
  • ГОСТИ

  • Сергей Филатов российский государственный, общественный и политический деятель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ
  • ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • Показать еще
    Программа "Наедине со всеми" на Первом канале будет закрыта Программу закрыли по инициативе ведущей Юлии Меньшовой
    48 минут назад
    Сергей Шнуров вызвал на баттл Владимира Познера Телеведущий назвал предложение "пиаровской акцией"
    час назад

    ГОСТИ

  • Ольга Башмачникова заместитель директора Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств России (АККОР)
  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • Самолет S7 вынужденно сел в Перми из-за пьяного дебошира Полиция возбудило уголовное дело по статье "хулиганство"
    час назад
    Под Читой появился новый зоопитомник Там лечат и разводят редких животных
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Валентина Сляднева оператор машинного доения
  • ГОСТИ

  • Евгений Ким ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, Центр корейских исследований
  • ФАС возбудила дела в отношении "Магнита" и "Дикси" Ритейлеров обвиняют в дискриминации поставщиков
    5 часов назад
    Скончалась актриса Вера Глаголева Причиной смерти могло стать онкологическое заболевание
    6 часов назад
    Суд оштрафовал координатора "Последнего адреса" за установку мемориальной таблички Штраф выписали за вред, причиненный объекту культурного наследия
    6 часов назад
    Сергей Шнуров вызвал на баттл Владимира Познера Телеведущий назвал предложение "пиаровской акцией"
    7 часов назад
    8 часов назад
    Написавшего о проблемах с банками сотрудника "Альфа-капитала" вызвали в ЦБ Ранее информацию из сообщения назвали "частным мнением"
    8 часов назад
    СМИ: Минздрав призвал увеличить расходы на препараты для ВИЧ-инфицированных Всего на борьбу с ВИЧ ведомству требуется 21,6 миллиарда рублей
    9 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments