Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Анзор Музаев: Всплыл ряд проблемных моментов, и мы много чего в едином госэкзамене поменяли

Гости

Анзор Музаевзаместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. В наше время в России происходят процессы радикальных преобразований в этом сегменте и формирование новой образовательной системы. Рособрнадзор – это федеральный орган, который отвечает за качество образования на всех уровнях, в том числе за проведение ЕГЭ, ГИА, всероссийских проверочных работ, а также осуществляет контроль за профессиональной подготовкой учителей. Несмотря на то, что еще не подошло время сдачи экзаменов, изменения, которые планируют внести в ЕГЭ на 2017 год, уже сегодня волнуют будущих выпускников: ведь только от тщательной подготовки к экзаменам зависят итоговые результаты и будущее поступление в престижный вуз.

Анзор Музаев: Это экзамен. К нему надо готовиться. К нему надо готовиться правильно. Но экзамен – это не какой-то конец жизни. На экзамене только все начинается. Здесь он должен показать те знания, которые он нарабатывал вместе с учителями, с родителями в течение 11 лет, подтвердить их и сделать правильный выбор профессии, которая будет. Может быть, посоветоваться с семьей, но все-таки слушать свое сердце.

Экзамен – это не какой-то конец жизни. На экзамене только все начинается. Здесь ученик должен показать те знания, которые он нарабатывал вместе с учителями, с родителями в течение 11 лет, подтвердить их и сделать правильный выбор профессии.

К сожалению, у нас есть много случаев, когда родители совершенно неправильно мотивируют ребят и создают такую нервозность и для себя, и для своего ребенка, а потом начинают искать виноватых. Надо четко понимать, что мы любим своих детей не за результат, не за средний балл или не за балл по какому-то предмету. Это осознание каждый родитель должен передать своему ребенку. Выпускник должен знать, что эта любовь не связана с оценкой по тому или иному предмету.

Анзор Ахмедович Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, кандидат технических наук. Его трудовая деятельность началась с должности преподавателя Грозненского государственного нефтяного института. Затем пост заместителя председателя комитета правительства Чеченской республики по делам молодежи. С 2006 года – ректор Чеченского государственного университета. С 2008 года – министр образования и науки Чеченской республики. В сентябре 2013 года приказом министра образования и науки Российской Федерации назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Анзор Музаев: Начиная с 1990-х годов, все учителя, директора школ, вообще работники образования все время говорят о реформах, где-то чувствуется усталость от этих реформ. Хотелось от некой стабильности выйти в такое ровное русло. Все-таки система образования – это достаточно огромный корабль, маневрировать которым очень тяжело. Поэтому хотелось какой-то стабильности, чтобы получить и посмотреть результаты тех реформ, к чему мы идем вообще и какие есть результаты. В первую очередь, чтобы понять, какие есть результаты, надо проводить какие-то оценочные процедуры, собственно говоря, чем мы и в службе занимаемся и на что мы делаем ставку последние 3 года.

Что является элементами этой системы? В первую очередь всем известен единый государственный экзамен, который был введен в штатный режим, когда все регионы и все выпускники сдавали его в обязательном порядке в 2009 году.

За 7 лет всплыл ряд проблемных моментов. Это и тестовая часть (во всех предметах она была), отсутствие возможности сдавать устно, были вопросы, связанные с объективностью проведения экзамена, у нас было много скандальных историй, мы это все помним. Пик всего этого безобразия был в 2013 году, после чего были приняты кардинальные меры. До этого мы собрали всю информацию, пожелания всех экспертов. И в течение 3 лет мы много чего в экзамене поменяли. В первую очередь мы постепенно отказывались и к 2017 году приходим к тому, что у нас не остается практически предметов с тестовой частью с выбором одного ответа. Мы ввели устную часть по иностранным языкам.

У нас была также серьезная озабоченность не подготовкой учащихся, а позволяет ли существующий парк оборудования в пунктах проведения экзамена проводить качественно, без сбоев, без создания в пунктах проведения какой-то нервной, напряженной обстановки этот экзамен. Да, в первый год были определенные трудности. В ряде пунктов у нас возникли очереди там, где ребятам приходилось ждать по несколько часов.

Когда мы разбирались с этим моментом, время, когда они должны были прийти, было условно в час. Но мы же все любопытные. Поэтому многие пришли заранее. В этом ожидании они утомились. Вот такие жалобы у нас возникли. В этом году мы все эти моменты учли, увеличили количество пунктов проведения, и по городу Москве очередей у нас не наблюдалось.

Были вопросы о многократной сдаче. У нас есть сейчас волна сдачи ЕГЭ в апреле для ребят, у которых есть соревнования (спортсмены), для тех ребят, у которых есть проблемы со здоровьем, и для выпускников прошлых лет.

В сентябре мы сделали волну и сдаем уже второй год подряд русский язык и математику, для тех ребят, которые провалили экзамен, не получили аттестат. В планах введение устной части по русскому языку. Здесь вопрос даже не в технологии, не в разработке контрольно-измерительных материалов, а вопрос, как и в иностранных языках – это оборудование в регионах.

Следующая составляющая общероссийской системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация в 9 классах (ОГЭ), сейчас называется экзамен. Здесь напряжения у нас поменьше, так как экзамен в 9-х классах – это ответственность региональная. Мы здесь просто даем рекомендации, разрабатываем контрольно-измерительные материалы на федеральном уровне. Но экзамен полностью на совести регионов. И объективность проведения напоминает единый государственный экзамен, потому что и у нас, и у регионов есть уже статистика и есть, с чем сравнивать.

Кроме того, мы в течение 3 лет провели в штатный режим еще ряд оценочных процедур, которые являются новшеством, в первую очередь национальные исследования качества образования, когда мы берем по тому или иному предмету, начиная с 4-х классов, выборку 500 школ. Нам важно выявить не оценку конкретного учащегося, а нам важно понять температуру в том или ином предмете. Первое исследование у нас было по математике, 5-7 класс. Продуктивность этих исследований говорит о том, что мы многие проблемы начали выявлять.

К моменту Государственной итоговой аттестации в 9-х классах появляется мотивация на сдачу экзамена, есть какой-то рост, но этот рост незначительный, потому что момент тех базовых знаний, которые им пригодятся в 9 и 11 классе, он упущен, и вот это была серьезная проблема.

Если брать математику, то уровень математического образования до 4 класса по всей стране у ребят растет. Но от 5 по 7 класс уровень начинает снижаться, вместо того чтобы этот уровень рос. К моменту Государственной итоговой аттестации в 9-х классах появляется мотивация на сдачу экзамена, есть какой-то рост, но этот рост незначительный, потому что момент тех базовых знаний, которые им пригодятся в 9 и 11 классе, он упущен, и вот это была серьезная проблема.

И наконец всероссийские проверочные работы. Это контрольная работа. По русскому языку это был диктант. То есть никаких контрольно-измерительных материалов, которые готовят для выпускников на ЕГЭ или ГИА-9, данные работы не предусматривали. Да, где-то были похожие бланки ответов, но это была обычная контрольная работа, которая проходит фактически в течение года много раз в школах. Единственное отличие заключалось в том, что контрольная работа разрабатывалась на федеральном уровне. Результаты работ проверялись учителями, загружались в общее хранилище, что нам позволяло впервые в истории российского образования делать анализ, например, по тому или иному предмету в 4 классах. А раньше это были только выборки, которые были похожи на национальные исследования качества образования.

Конечно, были у нас вопросы к объективности. Конечно, у нас были школы, которые пытались, думая, что все-таки будет какое-то наказание за слабые оценки, понаставить пятерок и так далее. Некоторое искажение по ряду муниципалитетов и по ряду школ по стране у нас было. Но эта контрольная работа позволяла выявить и эти приписки.

В этом году в ноябре месяце мы уже будем писать проверочные работы во вторых классах, проверочные работы будут в пятых классах. Мы сделаем тоже добровольное участие. И планируется апробация проверочных работ в 11 классе по необязательным предметам. Делаем выводы и смотрим со стороны потенциального нарушителя, а где бы можно было еще что-то придумать. Посвящаем этому следующее полугодие перед новым экзаменом. И все эти лазейки, слабые места пытаемся усовершенствовать, их практически уже сейчас нет. Есть какие-то технические моменты. Для нас самое главное, чтобы наши выпускники надеялись не на мобильные телефоны, не на шпаргалки, не на помощь взрослого, а шли и сдавали экзамен.

В Южной Корее есть случаи, когда ребята подавали заявление в суд на то, что им учитель пытался помочь. Мы не настаиваем на том, что у нас должен быть такой ученик. Я сейчас привожу пример о самосознании. Объективность проведения должна быть самосознание всех участников процесса: родителя, учителя и ученика. Ученика в первую очередь, потому что эти объективные знания нужны ему по жизни. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Вера Калгашкина председатель городского Совета ветеранов педагогического труда
  • ГОСТИ

  • Антонина Ефремова ветеран Великой Отечественной войны
  • ГОСТИ

  • Лариса Бибик заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой"
  • ГОСТИ

  • Сергей Филатов российский государственный, общественный и политический деятель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ
  • ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • Показать еще
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    час назад
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    час назад
    2 часа назад
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    вчера
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    вчера
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    вчера
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    вчера
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    вчера
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    вчера
    Столицу России предложили перенести за Урал Это поможет справиться с "гиперцентрализованностью" страны
    вчера
    вчера
    В Ставрополе китайская делегация присоединилась к занятиям йогой с местными жителями Китайцы внимательно изучили опыт ставропольских мастеров
    вчера
    В Сургуте неизвестный ранил ножом восемь прохожих Нападавший был застрелен на месте преступления
    вчера
    В Крыму сошел селевой поток и унес десятки машин Происшествие произошло под Судаком
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments