80 лет с начала блокады Ленинграда

Гости
Сергей Ильченко
профессор СПбГУ, доктор филологических наук

Ольга Арсланова: Среди городов, которые стали символами мужества в годы Великой Отечественной, особое место, конечно, у Ленинграда. Почти 900 дней его жители провели в блокаде, кольцо которой замкнулось 8 сентября 41-го. На этой неделе исполнилось 80 лет с того трагического дня. В Санкт-Петербурге прошло много памятных мероприятий, в том числе и поминальные чтения, люди зачитывали имена своих погибших родных. Сейчас в городе осталось чуть больше 60 тысяч человек, которые пережили блокаду.

Наталья Писарева, жительница блокадного Ленинграда: Самое первое воспитание меня преследует всю жизнь. Бабушка откуда-то принесли горсточку зерна, пшена. И там было больше грязи, чем пшена. Вот высыпали его… У нас был питерский концертный рояль. Вот на него высыпали. А рядом столик такой был. И стали перебирать. И вот одно зернышко упало… Я помню, как я лазила под этим столом, искала это зернышко.

Маме мне оставляла кусочек хлеба под подушкой и говорила: «Часики вот покажут столько – ты этот хлебушек съешь». Мама уходила – и я сразу же хватал этот хлеб, совпала его в рот, съедала. А потом мне показалось, что еще же там есть. И вот я все искала под подушкой, я всюду искала еще крошечек хлеба. Вот это в памяти очень ярко осталось…

– Место захоронения – неизвестно.

– Место захоронения – неизвестно.

– Место захоронения – неизвестно.

– Дата смерти – 1942-й. Место захоронения – неизвестно.

Ольга Арсланова: После блокады стойкость и мужество стали генетическими свойствами петербуржцев. В этом уверен профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Ильченко. Его реплика.

Сергей Ильченко, профессор СПбГУ, доктор филологических наук: Понятие битвы за Ленинград. И вот это очень важно. Не пассивное страдание, не пассивное ожидание своей судьбы, а сражение за себя, как за людей, за город и за страну. Поэтому это очень важно, именно как пример того, как каждый человек – независимо от того, военный или гражданский, взрослый, старик или подросток, – мог проявить себя и свои лучшие человеческие качества.

Внутри вот этот стержень ленинградца-блокадника. Даже те, кто уезжал в эвакуацию, все равно у кого-то родные оставались здесь, близкие, знакомые, и все равно вот этот блокадный стержень позволяет какие-то вещи переносить – ну как бы вам сказать? – с меньшими переживаниями, потому что, что называется, и не такое терпели.

И это генетически передается из поколения в поколение. И для молодого поколения, я сужу по своим студентам, по школьникам (возвращаясь к вопросу о том, почему это важно), эти примеры – это наглядное подтверждение того, что может человек вынести, что может человек перенести и при этом сохранить чувство собственного достоинства.