От сумы и тюрьмы... История возникновения Ухты. Трагедии и судьбы

Гости
Роман Романов
директор государственного Музея истории ГУЛАГа

Ангелина Грохольская: «Великие стройки коммунизма» – этот термин появился при Сталине и обозначал все самые значимые объекты строительства в СССР. В 50-е годы даже был такой плакат, карта, на которой изображены мощные гидроэлектростанции и главные республиканские каналы. О великих стройках сочиняли песни, снимали фильмы, но никто и нигде не писал, что их история – это судьбы тысяч заключённых, узников исправительных лагерей. До сих пор многие дела хранятся под грифом «Секретно» и это настоящая территория тайн, на которую мы сегодня проникнем. И прямо сейчас отправимся в Ухту – наряду с Воркутой, Дудинкой, Комсомольском-на-Амуре этот город тоже построил зэк.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: А сейчас с нами на связи директор Государственного музея истории ГУЛАГа Роман Романов. Роман, здравствуйте!

Роман Романов: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, вот с 30-го по 53-й год прошлого века сколько всего заключённых в системе ГУЛАГа находилось?

Роман Романов: Последние исследования наших коллег, которые занимаются этой темой, говорят о том, что 20 миллионов человек прошло через лагеря, тюрьмы.

Ангелина Грохольская: А какой контингент был этих лагерей?

Роман Романов: Это, конечно, были и уголовники и военные преступники, но люди, которые могли бы сделать для нашей страны, которые вообще были гордостью нашей страны, и военные, и писатели, и поэты: Георгий Жжёнов, Чижевский, Королёв, Туполев. Лев Сергеевич Термен, например, изобретатель терменвокса, но помимо терменвокса у него ещё огромное количество было исследований, но, собственно, он выжил, а есть люди, которые не выжили и были оставлены в лагере навсегда, и 2 миллиона человек погибли в лагере – это тоже документально подтверждено и нужно понимать, что лагерям, например, не было выгодно показывать высокую смертность, её скрывали, и там были разные технологии скрытия смертности в лагерях.

Ангелина Грохольская: 20 миллионов – это шокирующая цифра!

Роман Романов: Помимо этого есть, например, документы о нормах питания заключённых во время войны и эти документы часто используют, показывают, что заключённым выдавали рыбу, мясо, масло и так далее, и, конечно, сегодня мы знаем, что происходило в блокадном Ленинграде, мы знаем, что происходило с нашими родственниками во время войны, как люди голодали и, видя такие документы, может возникнуть мысль, что вот заключённые там отсиживались, ели рыбу и мясо, на самом деле, это только на бумаге и годы войны – это самая высокая смертность в лагерях и, собственно, смертность от голода.

Ангелина Грохольская: Роман, скажите, пожалуйста, экономически это действительно было выгодно – использовать труд заключённых на так называемых главных стройках коммунизма?

Роман Романов: Есть мнение о том, что это было выгодно, но есть исследования полноценные, большие, которые подтверждают, используя, собственно, всю отчётную документацию ГУЛАГа, что это было невыгодно, что это было дотационно, что привлекались и производили работы неквалифицированные рабочие, но на которых нужно было затратить такое количество средств на охрану, на питание, на организацию лагеря, на содержание. Вот один, наверно, пример, который сразу эту систему открывает и разговор о выгодности: после смерти Сталина сворачиваются уже в марте, в апреле, в мае сворачиваются самые большие проекты, которые были инициированы и курировались лично Сталиным, они сворачиваются всем его окружением, и строительство железной дороги Салехард-Игарка, урановые рудники закрываются даже… в тех местах, в тех лагерях, в которых я бывал, я просто, будучи, находясь в 2015 году, я вижу, что лагерь брошен, даже не ожидая конца рабочей смены, то есть в шахтах стоят отбойные молотки, на складах лежат шкуры, и это было брошено в один момент.

Ангелина Грохольская: А сколько объектов было построено?

Роман Романов: Здание МГУ и первый уран был добыт заключёнными и закрытые города, которые сегодня существуют и занимаются обогащением урана, они были построены заключёнными, то есть можно называть Магадан, Воркута, Норильск, Ухта, Инта, Печора, то есть этот список просто городов, которые появились благодаря ГУЛАГу, можно долго перечислять. Помимо городов – Колымская трасса, которой и сегодня пользуются, железные дороги, просто дороги, Минское шоссе и так далее, то есть перечислить это всё, кажется, невозможно, но если посмотреть на карте, и открытие месторождений, добыча золота, нефти, угля, то есть всё это не просто имеет отношение к ГУЛАГу, а оно, собственно, и зарождалось и как-то формировалось, вся эта инфраструктура и база, благодаря труду заключённых и невольных людей.

Ангелина Грохольская: Да, и тут надо понимать, конечно, какой ценой это всё было построено.

Роман Романов: Кто-то утверждал, что по-другому было нельзя – это мнение мы можем сегодня слышать, что по-другому было нельзя, только таким образом, что принудительный труд, и кто поедет на Колыму вот так добровольно строить? На самом деле, мне кажется, эти рассуждения нас приводят просто в тупик, и это ещё как-то идёт ещё, наверно, с советского времени о том, что цель оправдывает средства, но здесь средство – это человек, здесь, мне кажется, вся политика государства должна быть направлена на благо человека, а не то, что есть какие-то масштабные проекты, и мы не жалеем людей и бросаем их и стираем их в лагерную пыль, то есть вот это словосочетание, «лагерная пыль», оно, собственно, приветствовало в советское время и использовалось очень часто сотрудниками, которые и в Кремле в том числе. Никакие человеческие жертвы не стоят железных дорог, заводов и то наследие, которое мы сейчас имеем, есть действительно эти добывающие предприятия, инфраструктурные, которые были построены залучёнными, а есть действительно заброшенные места, то есть где добывали уран на Чукотке, добыча варварская полезных ископаемых и на Колыме, и в Республике Коми, и в Сибири, то, что было сделано тогда, сейчас ты приезжаешь и у меня чёткое ощущение, что это ничего не оправдывает, это никуда не ведёт, то есть здесь не просто за державу обидно, а действительно разрывается сердце от того, какие люди были загублены и говорить, что они были загублены для того, чтобы построить эту железную дорогу или вот эту дорогу или вот этот завод, а многие объекты сейчас находятся в забвении и не используются.

Ангелина Грохольская: Да, Роман, спасибо вам огромное за эту беседу, за этот комментарий, эта информация нужна, конечно, и нам и нашим будущим поколениям, безусловно.