Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Денис Фомин-Нилов: Надо развивать нашу историческую память, чтобы обеспечить себе будущее

Денис Фомин-Нилов: Несколько лет по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина разрабатывался историко-культурный стандарт, который был положен в основу новой концепции преподавания истории в школе. Работа шла в 2013-2014 годах, а основной костяк авторов-разработчиков историко-культурного стандарта работает в системе Академии наук и Академии образования, внёс свой существенный вклад в эту работу. В результате историко-культурный стандарт был одобрен и утверждён в Российском историческом обществе. И таким образом он становится неким ГОСТом, рекомендующим авторам, издателям, учителям истории и администрации в школах преподавать историю по общим единым стандартам, единым требованиям и критериям.

Однако оказалось, что одно дело – разработать историко-культурный стандарт, но внедрить его не так просто. Наши социологические исследования, которые мы проводим, показывают, что очень много учителей истории как-то услышали и пропустили, видимо, мимо ушей и не задумываются над этим вопросом. А ещё меньше учителей истории потратили своё время, чтобы почитать этот историко-культурный стандарт и творчески осмыслить предстоящие перемены. И это нас беспокоит.

Денис Фомин-Нилов – ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, доктор исторических наук, специалист в области социально-политической истории XX века и международных отношений. В период 2001 по 2010 год участвовал в ряде научно-исследовательских проектов, направленных на изучение мирового опыта по разработке учебных материалов и экспертизе научно-методического содержания учебников по истории, автор ряда учебников и учебных пособий по истории России для образовательных учреждений Российской Федерации.

Денис Фомин-Нилов: Начиная с начала 1990-х годов, внедрялась практика и идеология так называемых консентров, когда историю России изучали два раза: с 5 по 9 класс, а потом в 10-11 с меньшим количеством часов всё то же самое, но уже получалось галопом по Европам. И многим учителям на самом деле такое подход и нравился, нравится, но много учителей как раз возмущались и просили вернуться к так называемой линейной системе преподавания истории, чтобы не распылять и силы, и время, а концентрироваться и более внимательно подходить к вопросам преподавания истории.

В сентябре прошлого года по инициативе Российского исторического общества и Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания было принято решение провести некое большое всероссийское исследование профессионального сообщества учителей истории. Это делается впервые в нашей стране. Заниматься таким самообследованием для учительства исключительно важно, для того чтобы можно было понять, какие у нас есть болевые точки, или наоборот где у нас есть, как сейчас модно говорить, точки роста, какие перспективы. Дело в том, что сейчас, когда идёт работа по тому, как улучшить и повысить качество исторического образования, чаще всего мы опираемся исключительно на экспертные точки зрения. Однако такое большое исследование, которое запланировано и которое осуществляется при поддержке Рособрнадзора, позволит нам увидеть реальную картину и сформировать портрет учителя истории.

Перед этим исследованием поставлена задача посмотреть в целом, какие у нас учителя истории сейчас, что они хотят, какие у них есть, может быть, предложения, рекомендации, и это исследование предполагается провести уже в конце апреля, потому что, собственно, методика разработана, анкеты подготовлены. Сейчас идёт работа по согласованию, координации с представителями регионов, которые будут курировать эту работу, проведём анализ полученных данных. Надеемся к 15 июня, когда будет ЕГЭ по истории сдаваться в целом по стране, у нас уже будут первые результаты. И по итогам этого исследования мы предполагаем сделать аналитический доклад, который можно будет использовать как в педагогических университетах на истфаках, так и в системе повышения квалификации, так и для издателей и авторов учебной литературы по истории, потому что мы понимаем, что качество исторического образования в первую очередь зависит именно от учителя, того, какой он, какими компетенциями обладает, очень многое зависит.

На основе аналитики, которую мы проведём, можно будет разрабатывать какие-то конкретные предложения, рекомендации для разных целевых аудиторий. Мы, конечно, как эксперты, как слепые котята в этом сложном океане исторической науки и образования находимся. У каждого есть свои ощущения, свои какие-то смутные догадки и представления, какие-то гипотезы. Но само исследование нам даст первичный материал, мощную источниковую базу, чтобы либо какие-то гипотезы опровергнуть, либо какие-то гипотезы подтвердить, и тогда уже расставить эти маячки, чтобы было легче осуществлять навигацию всем: и учителям, может быть, и родителям даже, и детям, и авторам учебников, и даже учёным-историкам, которые пишут те или иные научные статьи по истории, которые, может быть, на самом деле вообще обществу не интересны и не востребованы.

Это не тестирование. Это широкопрофильное социологическое исследование, где есть блок вопросов чисто социологического плана об уровне образования, о родителях, о каких-то таких проблемах социального плана. А второй блок вопросов направлен именно на профессиональный портрет. Не проставляется никаких баллов, никаких оценок. Это исключительно вопросы, предназначенные, чтобы понять, насколько человек знаком или не знаком с историко-культурным стандартом, каких научных взглядов и научных школ он придерживается, насколько он знаком с современной историографией, умеет ли он работать с историческими источниками, и на каком уровне у него эти навыки.

Исследование анонимное. Поэтому нельзя сказать, что по результатам этого исследования будут предприниматься какие-то конкретные меры по отношению к учителям. Это именно социологическое исследование. По законам социологии, собственно, сформирована выборка, 6000 учителей, хотя в стране предполагается, что порядка 50-60 тысяч учителей истории, причём, как из сельских школ, так и из городских. По каждому из регионов, соответственно, сформирована такая выборка. В каждом из регионов сейчас мы формируем небольшую команду, местную команду специалистов-историков, специалистов в области проведения социсследований, умеющих обрабатывать эти анкеты. Сейчас, к сожалению, мы ещё не все 85 регионов охватили. Но уже около 80. То есть в самое ближайшее время мы уже выйдем в регионы с некими инструкциями, рекомендациями, проведём небольшие такие совещания, онлайн-совещания. И в конце апреля в течение нескольких дней начнётся сбор этой информации, сбор учителей из этих школ, сформированный по выборке, предложению учителю заполнить ответы на вопросы в анкетах, причём, мы надеемся, чем честнее будет человек отвечать, тем объективнее будут результаты нашего исследования. Как раз надеемся, что учителя истории не будут пытаться что-то приукрасить, будут говорить, как есть. Потому что нет ничего лучше, чем горькая, но правда, чем какая-нибудь приукрашенная ложь.

Поэтому мы надеемся, что учителя истории как люди образованные, квалифицированные, ответственно относящиеся, собственно, к исторической информации, отнесутся с должной ответственностью к этому делу и ответят, как есть.

Углублённо историю хотят изучать и изучают максимум 50-60 тысяч детей. Это нормально. Историческое образование для меня лично очень важно, потому что позволяет нам оценивать то, что происходило в ретроспективе. И чем глубже этот период, чем дальше, тем у нас больше прогноз планирования на будущее. Трагедия нашей страны как раз в том и заключается, что наша историческая память стала очень короткой по ряду объективных причин. Мы меряем историю 10-15 лет, 20 лет кажется уже ужасное, что-то такое древнее. И поэтому в результате прогноз нашего планирования – 1-3 года, ну, 5, а для развития не только страны, но и успешного развития человека, его семьи, его даже карьеры, в конце концов это очень короткий горизонт прогнозирования.

А если мы возьмём англосаксонский мир, где совершенно спокойно профессор, да и не только профессор истории может рассказать о том, на чьей стороне воевали его предки в Войне алой и белой розы, для нас это вообще кажется что-то запредельно древнее, а совершенно нормально люди из рабоче-крестьянских семей прекрасно знают, чем занимались их предки в XVIII-XIX веке. Для нас это тоже очень-очень давно. Поэтому благодаря тому, что у них такая историческая память, у них и горизонты планирования на будущее намного больше. Они в этом плане более конкурентоспособны становятся, более успешны, не говоря уже о китайской цивилизации, где историческая память меряется тысячелетиями. И, соответственно, горизонт планирования у них тоже ого-го.

И здесь надо что-то менять, потому что XX век со всем его драматизмом, конечно, очень сильно переломал наш русский мир, сделал его, конечно, во многом хаотичным, разнонаправленным, у нас кого только, каких взглядов мы только можем ни найти. Но в результате все старались забыть о прошлом о своей семьи или о своих дедушках, бабушках, чтобы обезопаситься от каких-либо радикальных, репрессивных или каких-то других мер со стороны не только государства, но иногда и общества, потому что общество иногда бьёт больнее государства. И нам надо, конечно, эту традицию оставить в XX веке и всё-таки развивать нашу историческую память, чтобы обеспечить себе будущее. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Вера Калгашкина председатель городского Совета ветеранов педагогического труда
  • ГОСТИ

  • Антонина Ефремова ветеран Великой Отечественной войны
  • ГОСТИ

  • Лариса Бибик заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой"
  • ГОСТИ

  • Сергей Филатов российский государственный, общественный и политический деятель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ
  • ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • Показать еще
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    вчера
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    вчера
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    вчера
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    вчера
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    вчера
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    вчера
    Столицу России предложили перенести за Урал Это поможет справиться с "гиперцентрализованностью" страны
    вчера
    вчера
    В Ставрополе китайская делегация присоединилась к занятиям йогой с местными жителями Китайцы внимательно изучили опыт ставропольских мастеров
    вчера
    В Сургуте неизвестный ранил ножом восемь прохожих Нападавший был застрелен на месте преступления
    вчера
    В Крыму сошел селевой поток и унес десятки машин Происшествие произошло под Судаком
    вчера
    Глава Генштаба РФ вручил сирийскому генералу наградное оружие Он получил оружие за высадку в тыл террористов
    вчера
    В Европе произошли сразу два случая нападения с ножом на прохожих Нападения произошли в финском Турку и немецком городе Вупперталь
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments