Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Георгий Исаакян: Детский театр ни на секунду не может взрослеть, стареть. Он должен быть на одной волне со своим зрителем

Ровно полвека назад на свет появился уникальный театр. Его идейным вдохновителем, создателем и руководителем стала легендарная личность – Наталья Ильинична Сац, известный театральный деятель, первая в мире женщина – оперный режиссёр. И театр она создала тоже первый в мире – Государственный академический детский музыкальный, где всё было по-взрослому: и симфонический оркестр, и оперные певцы, и большая балетная труппа. А вот зрители на эти, казалось бы, совсем взрослые жанры потянулись совершенно юные.

Сегодня здание с парящей синей птицей на проспекте Вернадского в Москве стало символом просвещения, театром, открывающим молодому поколению россиян выдающиеся образцы мировой музыкальной культуры.

Георгий Исаакян: 50 лет – это дата. Для детского театра это солидная дата. С другой стороны, понятно, что театр – это дело абсолютно живое. А детский театр вообще ни на секунду не может взрослеть, стареть. Он всегда должен быть на одной волне со своим зрителем. И поэтому для нас это такой экзамен. И мы даже решили усложнить его себе, потому что 21 ноября театр распахнёт свои двери рано утром, и весь день до позднего вечера по всему театру будут путешествовать юные зрители вместе со своими родители в сопровождении наших артистов, и проникать абсолютно во все уголки театра.

Георгий Георгиевич Исаакян, известный российский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств, дважды обладатель главной театральной премии страны "Золотая маска". Почти 10 лет осуществлял художественное руководство Пермским академическим театром оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского. А с 2010 года – художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Натальи Сац.

Георгий Исаакян: 21 ноября ровно 50 лет назад родился первый и по сей день, наверное, единственный, притом, что сегодня мы уже знаем музыкальные театры, посвящённые детям, работающие с детьми. Но такого грандиозного оперно-балетно-симфонического организма, чья деятельность целиком направлена только на детскую аудиторию, так в мире и не создано. Сегодня он называется Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Натальи Сац, имени великой основательницы этого театра, имени великой женщины, которой принадлежит идея создания театров для детей. И нынешний РАМТ, а до этого он назывался Центральный детский театр – год Наталья Ильинична потратила на то, чтобы добиться формирования нормальной труппы. Она собирала молодых артистов, она учила их, она передавала им своё ощущение того, что такое этот единственный неповторимый театр. А потом возник "Морозко", и потом уже был сыгран первый спектакль.

Дальше действительно начались годы странствия, потому что театр возник, но дома у него не было. И театр показывал свои спектакли на разных сценах Москвы и на разных сценах страны. Он много ездил. Потому что, конечно, такой уникальный театр сразу стал востребован. А потом возникла грандиозная идея Натальи Ильиничны построить этот фантастический театр на Ленинских Горах, теперь на Воробьёвых Горах, на проспекте Вернадского. И, конечно, только женщина такой фантастической энергии и убеждённости могла добиться строительства отдельного оперного театра для детей. Она считала, что с первого мгновения входа в этот театр ребёнок должен погружаться в атмосферу искусства, начиная с дверных ручек в форме нотных ключей, начиная с фигур, персонажей сказок и опер на фронтоне театра и внутри в интерьере.

Это же единственный театр, где есть огромный штат педагогов, которые приветствуют каждого ребёнка у входа. И ребёнок чувствует, что его здесь ждут. И знаменитые мостки, на которых персонажи из спектаклей, тоже приветствуют каждого входящего ребёнка. И гардеробщики, которые успеют пообщаться с каждым из вас. И зимний сад, в котором ты можешь передохнуть, если ты устал. И ротонда, в которой ты можешь послушать пение птиц. И палехская комната, где тебе расскажут немножечко о том, что такое музыка, что такое музыкальный спектакль, и ты будешь окружён единственным в своём роде гигантским палехом, посвящённым детским сказкам.

Нет ни одной случайной детали в театре. Расположение кресел в зале – чтобы с каждого кресла одинаково удобно было смотреть спектакль. А зал, извините, огромный – 1100 мест.

И, конечно, эта абсолютная подробность и влюблённость в каждую деталь Натальи Ильиничны до сих пор потрясает. Абсолютная продуманность всего, что она делала. Обязательно должна быть большая сцена и малая сцена. Потому что есть разные формы, есть разные аудитории, разные произведения. Нужно отдельное пространство для образовательных программ, отдельное пространство для огромных спектаклей. Поэтому до сих пор каждый приходящий сюда, и ребёнок, и взрослый, конечно же, бывает в первые секунды, если это первый визит, потрясён просто масштабами того театра, с которым он впервые сталкивается. А уж наши постоянные зрители, конечно, чувствуют себя здесь и уютно, и при этом вольготно, потому что эти гигантские пространства в фойе, где можно и побегать в антракте, и передохнуть, и какие-то уголки тихие, где можно просто посидеть, сосредоточиться, подумать и обсудить что-то. Это такой театр-мир. И я думаю, что Наталья Ильинична представляла его как свой мир, внутри которого течёт какая-то отдельная жизнь, выходя из которого ты уже немножко другой.

Недаром классик сказал: в театр приходит толпа, а уходит народ. Эта трансформация толпы в народ, я думаю, это одна из главных функций, главных миссий этого театра.

Недавно мы принимали в Москве Европейскую конференцию оперных театров. Надо было видеть потрясённые лица директоров крупнейших театров Европы, которые уж всякое повидали в своей жизни, которые ходили по нашему зданию и говорили: мы хотели бы уточнить, вы заявляете, что это специально построено государством только для детей, и вот этот оркестр работает только для вашей публики? И вот эта труппа только… То есть они не могли поверить в то, что какая-то страна в мире может позволить себе такую роскошь. И я должен сказать, что нас в этот момент охватывало чувство гордости. Потому что это уникальное здание, это уникальный театр. И было открытие в преддверие Московской Олимпиады, и было паломничество сюда и театральных деятелей со всей страны, и театральных деятелей со всего мира. Театр этот был лучшим по технологиям в то время. Сюда приезжали учиться тому, что такое современный театр с тремя сценами, с фантастической механикой, с фантастическим оборудованием. Здесь была впервые установлена телетрансляция со спектаклей. Потом, к сожалению, произошло то, что произошло со страной, и совпало это ещё и с уходом из жизни Натальи Ильиничны. И театр, получается, вдвойне осиротел. Потому что он потерял и свою создательницу, своего автора, своего лидера. И он потерял, собственно говоря, свою среду обитания. Потому что понятно, что в 1990-е годы все были заняты только выживанием. И уж точно никому не было дело до какого-то там детского оперного театра. И, конечно, честь и хвала всем тем, кто отстоял тогда этот театр, кто не дал ему трансформироваться в торговый центр, в автосалон. Мы знаем, как много мы потеряли в это время.

И теперь у театра некий новый этап в биографии, потому что мы пришли в себя, мы осознали себя в этом новом мире и в новом обществе. И в театре работают знаменитые постановщики. Я очень рад, что за последние годы в числе авторов театра появились Владимир Викторович Васильев, легенда мирового балета, Николай Цискаридзе, Андрис Лиепа, Дмитрий Бергман. У нас ставили австрийцы, немцы, англичане. И я каждый раз говорю: да, для детей только самое лучшее. Хватит об этом говорить. Это надо делать. Да, наш зритель должен видеть только выдающиеся работы на нашей сцене, только выдающихся мастеров, только лучшие произведения. Поэтому с нами работают лучшие композиторы страны и мира.

Каждая наша премьера – это нечто, чего больше нигде увидеть нельзя. Есть всегда такое лёгкое недоверие к теме детского оперного театра: "ребёнок всё-таки не готов к такому сложному жанру". Неправда. Ребёнок готов к самым невероятным приключениям в театре. Надо было видеть, какой был фурор на премьере "Петрушки" Стравинского. Хотя была огромная дискуссия в театре. Стравинский, сложнейший композитор, "Петрушка" – один из самых знаменитых балетов Нижинского. Какое это имеет отношение? Надо было видеть, как они, отрываясь, смотрели, как они страдали вместе с Петрушкой.

У ребёнка душа и мозг устроены гораздо тоньше, чем мы, родители, хотели бы этого. Мы часто недооцениваем то, насколько сложное существо ребёнок и насколько сложные темы его волнуют, и о чём он будет с нами говорить. И я безумно рад, что моё счастье – возглавлять этот театр и делать то абсолютно невероятное, миссионерское, конечно, но, тем не менее, прекрасное дело, которым я занимаюсь вместе со своими коллегами. 

Написать комментарий

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • ГОСТИ

  • Всеволод Овчинников журналист-международник, ведущий передачи "Международная панорама"
  • ГОСТИ

  • Владимир Вагин руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, кандидат философских наук
  • ГОСТИ

  • Анатолий Аксаков депутат ГД РФ, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей
  • ГОСТИ

  • Алексей Гвишиани академик РАН, директор Геофизического центра РАН, внук Алексея Косыгина
  • ГОСТИ

  • Елена Дегтярева главный врач Детской инфекционной клинической больницы №6 департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
  • ГОСТИ

  • Владимир Малышев ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея Герасимова
  • ГОСТИ

  • Протоиерей Константин настоятель храма Крестовоздвижения в селе Дарна (Московская обл.), член епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  • ГОСТИ

  • Анзор Музаев заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
  • Показать еще
    В Башкортостане полицейскому дали условный срок за пытку подростка электрошокером Он пытался заставить 16-летнего подростка сознаться в краже
    час назад

    Долголетие политика – в его состоятельности. Нельзя обещать невыполнимое

    Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
    20 января: Всемирный день объятий, гастрономическая карта России и коллекция самоваров А также интересные события и важные даты ближайших выходных
    4 часа назад

    ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Бертман художественный руководитель московского музыкального театра "Геликон-опера", народный артист РФ
  • Пока не будут бесплатно заменять старое газовое оборудование в домах малоимущих, трагедии неизбежны

    Галина Хованская депутат Госдумы, председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ

    ГОСТИ

  • Светлана Хоркина двукратная олимпийская чемпионка
  • Светлана Хоркина: Я очень люблю зимнюю рыбалку! Это так классно – поморозить нос Знаменитая гимнастка рассказывает о Крещении, зимней рыбалке и своей работе в ЦСКА
    вчера

    ГОСТИ

  • Тимур Сафин член Общественной палаты Татарстана, руководитель благотворительного проекта "Мечтай со мной"
  • Елена Соколова и ее чемпионы Как тренер по плаванию из Бийска готовит будущих паралимпийцев
    вчера
    В Кемеровской области начался месяц помощи животным из приютов Жители региона могут помочь приютам кормами, ненужной одеждой на подстилки животным, стройматериалами, лекарствами или деньгами
    вчера

    ГОСТИ

  • Александр Баженов профессор Финансового университета
  • Андрей Бажутин представитель дальнобойщиков
  • Сергей Канаев руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра безопасности движения
  • Олег Нилов член комитета ГД РФ по транспорту и строительству
  • Павел Чистяков вице-президент Центра экономики инфраструктуры
  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • Плати или не проедешь Перспектива развития платных автомагистралей неизбежна? И за что и сколько сегодня должен платить автолюбитель?
    вчера

    ГОСТИ

  • Виталий Недельский президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники
  • Дмитрий Судаков автор атласа "100 будущих профессий"
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные