Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Георгий Натансон: Как-то раз на лекции Сергея Эйзенштейна я заснул...

Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Несомненно, над созданием таких картин работали целые творческие коллективы. Но, бесспорно, если бы во главе всего процесса не стоял человек талантливый и гениальный, такого бы успеха добиться не удалось.

На фильмах этого режиссера выросло не одно поколение зрителей. Ведь его жизнь всегда шла в ногу с историей советского кинематографа. Его картины открыли дорогу в киноискусство многим известным и ныне прославленным артистам.

Георгий Григорьевич Натансон, выдающийся мастер неореализма. Его фильмы призывают к добру, учат человеческому достоинству, милосердию, справедливости, уважению и преклонению перед женщиной.

Георгию Григорьевичу всегда приходилось бороться за свое кино. Да и сама его жизнь могла бы послужить основой для захватывающей киноповести. Однако, несмотря на все трудности и неприятности, Георгий Натансон в свои 95 лет по-прежнему влюблен в кино и готов снимать и дарить новые фильмы своим зрителям.

Георгий Натансон: Я думаю, что здесь только одно – делать хорошие фильмы, которые полюбили простые зрители. Ведь наше крестьянство не видит фильмов. Ведь в советское время были передвижки. "Кино приехало!", - кричали мальчишки и девчонки. И я никогда не забуду, как картина "Валентин и Валентина" была показана на родине Лермонтова. Не забуду, потому что был небольшой зал. И мальчишки, и девчонки, лежа на эстраде, смотрели картину в 2-3 метрах от экрана. Я только могу пожелать нынешним режиссерам, чтоб такое было.

Георгий Григорьевич Натансон, советский, российский кинорежиссер. Сценарист и драматург. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств, лауреат государственной премии СССР. За большой вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Георгий Натансон: В жизни все очень неожиданно. Я учился в школе, которая была рядом с кинотеатром "Ударник". Все премьеры я старался посещать. И мне посчастливилось, что я посетил премьеру "Веселых ребят". Я решил поступать во ВГИК. Во ВГИК был прием только на актерские. Я все выучил, басню, стихотворение, прозу. Вошел в аудиторию, где сидел великий Сергей Михайлович Эйзенштейн, а рядом с ним – Лев Владимирович Кулешов, а рядом с ним – Хохлова, его жена и великолепная актриса. Прочел очень бодро. И когда на следующий день я приехал узнать результаты, посмотрел на список, и в списке меня не было.

И вдруг идет Лев Владимирович Кулешов. И почему-то обратил на меня внимание и сказал: "Что, расстроился?". Я говорю: "Очень. Но я хотел на режиссерский поступать". – Да, у нас не было приема. – А когда будет? – Не знаю.

И через полгода я получаю открыточку за подписью Льва Владимировича Кулешова "Приходите на экзамены. У нас прием на режиссерский факультет". И я сдал экзамен. И стал учиться. И мастером моим был Лев Владимирович Кулешов. Но занятия Георгию Григорьевичу пришлось прервать в связи с призывом в Красную Армию. Началась Вторая мировая война. После одного учения заболел двухсторонним воспалением легких. После выздоровления дважды проходил военно-врачебную комиссию. Заключение - "К воинской службе не пригоден". И Георгию Натансону пришлось продолжить учебу уже в Алма-Ате, куда был эвакуирован ВГИК в ноябре 1941 года. Алма-Ата очаровала. Город у подножия Алатау, покрытый снегом. Какие-то военные действия. Нас не отвлекали от учебы. И вот так я решил пойти работать. И я попал к режиссеру Дзигану, который снимал картину "Секретарь райкома". Эпизод не понравился худсовету. И передали эту картину Ивану Александровичу Пырьеву. И вот вошел Иван Саныч, ко мне: "А вы кто такой?". Я говорю: "Иван Саныч, я студент 3 курса режиссерского факультета ВГИКа". – Ну и что, будете работать? А учиться? Я говорю: "Я буду совмещать, потому что мне надо помогать маме, сестре, которые здесь тоже в эвакуации". – Кем вы хотите быть? – Я хочу быть вашим ассистентом по актерам и выполнять ваши режиссерские задания на съемках. - У нас будет много пиротехники, картина военная. Будете у меня ассистентом по пиротехнике.

Пырьев кричал: "Жора, правее!". Конечно, я бежал налево. И вертелся, все – невпопад

Начались съемки. И мне выдали палку, на конце был гвоздь, на гвоздь надевали немецкую дымовую шашку. Шашка горела черным дымом. И Пырьев кричал: "Жора, правее!". Конечно, я бежал налево. И вертелся, все – невпопад. Но Пырьев как-то ко мне очень стал хорошо относиться из-за моего старания. Часто мы снимали ночью. Потому что днем все алматинское электричество шло на заводы, фабрики. Как-то раз, придя утром на лекцию Эйзенштейна, а на его лекцию пришла не только режиссура, а и сценаристы, и художники, потому что все знали, что это великий режиссер. И вот на этой лекции я заснул. И Сергей Михайлович, когда увидел, что меня расталкивают, сказал: "Не будите Натансона. Он с Пырьевым всю ночь снимал". Я ему отдельно расскажу о вертикальном монтаже. Вот, какие были эпизоды.

В 1944 году ВГИК вернулся в Москву. Молодому режиссеру Георгию Натансону пришло время защищать диплом. Это был фильм по расскажу О. Генри "Гроза". Комиссия под председательством Пудовкина принимала дипломную работу. После добрых высказываний Эйзенштейна, Хохловой и Кулешова Георгию Григорьевичу поставили пятерку. Итак, он стал дипломированным режиссером.

Георгий Натансон: Я как молодой режиссер мечтал о самостоятельной работе. Тогда еще из моего поколения или даже младше, из молодых никто не ставил. И я пришел к Пырьеву, поскольку у нас были такие добрые отношения. Я говорю: "Иван Саныч, у меня есть заявка на фильм "Все остается людям". Написал это хороший драматург Самуил Алешин". – Оставь сценарий. Через несколько дней худсовет.

Мне, тогда еще совсем юноше, посчастливилось работать с великим Черкасовым. Работа была безумно интересной 

И выступал первый такой режиссер… и сказал: "Ну какая из этого может быть картина? Многословная пьеса". А следующим выступил Пырьев: "Жора, - он всегда говорил сначала тихо, а потом доходил до крика. - Жора. Жорочка. Георгий Григорьевич! Как же вы могли мне подсунуть эту многословную пьесу? Здесь одна болтовня!". И вот счастье, что Алешин был в Ленинграде, пришел к директору Ленфильма Киселеву, дал нам почитать, и Киселеву понравилось. И меня вызвали на постановку. И мне, еще тогда совсем юноше, посчастливилось работать с великим Черкасовым. Работа была безумно интересной. И Черкасов ко мне относился как к тем мастерам, с которыми он работал – Эйзенштейном, Александровым. Это была его последняя роль в кино.

С Дорониной я решил снимать. Прочел пьесу "Старшая сестра" и обратился к Володину. Его еще никто до меня не экранизировал. И он дал согласие. И я стал подбирать актеров. И первое, что я сделал – поехал в Ленинград в БДТ. И все с Таней Дорониной, конечно, посмотрел. И решил ее пригласить. Так родилась кандидатура Тани. А потом я в Театре ленинского комсомола увидел Наташу Тенякову, которая мне очень понравилась. Из-за кулис пришел к ней и предложил сняться в роли младшей сестры. Худсовет "Мосфильма" – Таню Доронину никто не утверждает. "Этой девочке кино противопоказано". И утвердили Тенякову. Я горевал. И пошел к Романову, министру кино. Он меня принял очень быстро. Это было советское время. Сейчас демократическое время. К министру или председателю департамента кино не попадешь. И вдруг мне Роман говорит: знаете, что, Георгий Григорьевич, у нас через неделю съезд всех министров кино всех союзных республик. Приносите свою пленочку-пробу.

Когда я принес коробочку, в зале, где происходит смотр, были все министры. И вышел Романов первый. Улыбается, говорит: "У вас прекрасные пробы. Наше высокое собрание, все министры, его утвердили".

В Риме Доронину сравнивали с Монро и Мазиной, а сам фильм "Старшая сестра" – с работами великих итальянских режиссеров  

И я ее показываю Романову. И Романов говорит: "Какую вы замечательную сделали картину. Мы вас посылаем в Италию на декаду советского кино в Рим и Милан". Так что картина впервые была в Италии. И был безумны успех. Татьяну Васильевну сравнивали с Мэрилин Монро, с Джульеттой Мазиной, а фильм – с великими итальянскими режиссерами. Я уже даже боюсь называть их фамилии. Потому что скажут: "Ну заврался Натансон". И когда пошла картина уже в России, очереди были в кассы на улицах. Родилась новая Татьяна Доронина – звезда.

А потом возникла картина "Еще раз про любовь". И на эту картину впервые я пригласил Татьяну Васильевну, конечно, и Высоцкого. И были хорошие пробы. Но как-то не очень монтировался Высоцкий с Таней. И тогда возник Сашка Лазарев. И снялась картина, в которой впервые была сцена любви в кровати.

Эта картина пользуется грандиозным успехом. И Татьяна Доронина стала любимицей. Одевались под Доронину, причесывались под Доронину. Вот такая была ее судьба. И она никогда не забывала, что, в общем, я ей открыл кино.

Мы снимали в Швеции в Стокгольме. Это картина о Коллонтай. Там Юлечка Борисова изумительно сыграла. А какой Кторов! И Романов сказал, когда кончилась картина: "Замечательная картина. Только, Георгий Григорьевич, езжайте на "Мосфильм" и вырезайте финал – Парад Победы". Я говорю: "Как?!". – Георгий Григорьевич, Жуков – бонапартист. Он хотел свергнуть советское правительство. Я говорю: "Я этого не сделаю. Жукова все безумно любят как героя победы". – Я у вас картину не приму.

Какая-то толика восстановления "Парада Победы" лежит и на мне 

И прошло почти два месяца. И меня вызывает Романов, улыбается: "Вы знаете, в ЦК картина понравилась. И Жукова решили оставить". Так что какая-то толика восстановления Парада Победы лежит и на мне.

Мне важно, что мои картины в основном были сделаны по пьесам, и никакой в этом хитрости не было. Я просто выбрал себе такой жанр. Любой режиссер, бери, снимай - и получай миллионы зрителей. Не потому что я старик. Но я хочу просто нынешним режиссерам, которые даже получают премии на международных фестивалях, задать только один вопрос с вышины своей старости: "Где ваши зрители? Где ваши миллионы зрителей, которые смотрели советские картины?". 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Вера Калгашкина председатель городского Совета ветеранов педагогического труда
  • ГОСТИ

  • Антонина Ефремова ветеран Великой Отечественной войны
  • ГОСТИ

  • Лариса Бибик заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой"
  • ГОСТИ

  • Сергей Филатов российский государственный, общественный и политический деятель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ
  • ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • Показать еще
    Минприроды опровергло слухи о застройке парка "Лосиный остров" Продажа части парка невозможна по закону
    вчера
    Мединский назвал "Оскар" перепиаренной премией Он призвал не придавать большого значения претенденту из России на премию
    вчера
    Премьера фильма "Матильда" Алексея Учителя состоится 23 октября в Мариинском театре В Москве фильм покажут 24 октября в кинотеатре "Октябрь"
    вчера

    ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • Россия выплатила последний долг СССР Деньги были перечислены Боснии и Герцеговине
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • вчера
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • Алексей Седой: Терроризм, как вирус, постоянно мутирует Как выжить при теракте: советы профессионального инструктора
    вчера

    У нас 800 млрд должны за ЖКХ неотключаемые потребители и бюджетники. Вот на них надо обратить внимание Минстрою

    Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
    В Красноярске власти окажут помощь пострадавшим от аномального ливня Прежде всего речь идет о 40 семьях из частного сектора
    вчера
    ФАС получила ходатайство от Uber и "Яндекса" об объединении бизнесов Ходатайство будет рассмотрено в течение 30 дней после его подачи
    вчера
    Анатолий Антонов стал новым послом России в США Также он занимает должность замминистра иностранных дел РФ
    вчера
    Жители Приамурья массово выкладывают в сеть фотографии и видео с богомолами Распространение богомолов связано с теплым и дождливым летом
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments