Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Людмила Чурсина: Я обожаю, когда зал замирает в какие-то моменты на спектакле

Гости

Людмила Чурсинаактриса театра и кино, народная артистка Советского Союза

Людмила Чурсина – актриса, любимая миллионами российских зрителей, звезда советского кинематографа, необыкновенная красавица, женщина-загадка. На нее хочется смотреть, слушать, восхищаться. Кто бы мог подумать, что девочка, родившаяся в самом начале войны, вырастет в леди с королевской статью. Быть актрисой Людмила вовсе не собиралась: хотела поступить в технический ВУЗ, но после школы с подругой за компанию отправилась в Москву и рискнула подать документы в театральный. Поступив в училище имени Щукина, Людмила Чурсина окунулась с головой в учебу. Еще будучи студенткой в 1961 г. она дебютировала в киноленте "Когда деревья были большими". Первая серьезная роль для молодой актрисы – фильм "Донская повесть". Картина имела огромный успех. На Чурсину сразу обратили внимание и критики, и зрители. Дальше были не менее знаковые работы Людмилы в фильмах "Виринея", "Журавушка", "Угрюм-река", "Любовь Яровая". Это роли сильных, красивых, гордых русских женщин.

Яркая и талантливая Чурсина никогда не испытывала недостатка в ролях. Актрисе, вписавшей свои неповторимые строки в летопись отечественного кинематографа и драматического искусства, и по сей день способствует огромный успех и искренняя любовь зрителей, которые ценят ее мастерство, истинную интеллигентность и внутреннее достоинство.

Людмила Чурсина: Вы знаете, я не люблю высоких слов "великая", "легендарная". История разберется с этим. Комплименты должны быть очень редкими, потому что когда много бриллиантов, они обесцениваются. А потом лучше их за спиной пускай говорят о человеке, нежели в лицо. "Ой, какая вы талантливая, вы гениальная, вы великая!" – хочется оглянуться и спросить: "Вы к кому обращаетесь?"

Людмила Алексеевна Чурсина – актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза, обладательница Гран-при за женскую роль в фильме "Журавушка" на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1969 г. Ее замечательные героини по праву занимают место в золотом фонде отечественного кинематографа. Людмила Алексеевна награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, является академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Людмила Чурсина: Вы знаете, такая длинная жизнь. И вспомнить всех тех, благодаря кому я стала актрисой – какая есть – очень сложно. Ну, первой, наверное, была Тарасова Алла Константиновна, потому что я смотрела фильмы в детстве. Это и педагоги – Борис Евгеньевич Захава, ректор Щукинского, это Цецилия Львовна Мансурова, Владимир Этуш и вообще замечательная галерея вахтанговских актеров.

Профессия, наверное, наша требует того, чтобы мы все время учились, с кем бы мы ни общались: будь то жилконтора, будь то вне даже нашей профессии – все равно это все в копилочку складывается.

В кинематографе это Владимир Александрович Фетин. Знаете, как все впервые в жизни? – первый звонок, первый урок в школе, первый ребенок в семье, первая влюбленность. Вот для меня "Донская повесть", Дарья и фильм подарил мне встречу с уникальными партнерами: с Евгением Павловичем Леоновым, Алексеем Смирновым (такой большой, добрый, талантливейший артист). Огромная галерея, которым я бесконечно благодарна.

Единственно, однажды случилось до спазма – наверное, года четыре или три назад – звонят из Дома кино и говорят: "Вы знаете, Людмила Васильевна, 50 лет "Донской повести". Как-то даже похолодело что-то внутри. "Мы хотим показать, чтобы вы пришли и рассказали". Я говорю: "Ну конечно. Сейчас я посмотрю по расписанию, когда". Они мне называют число, я смотрю свой талмуд и говорю: "А кто еще будет?" Пауза. И вдруг в трубку такие слова: "Больше никого нет". Я очень трудно плачу, только невидимо, чтобы… Но здесь я помню, как у меня просто градом рухнули слезы, перехватило дыхание. И вдруг я поняла, как все, с которыми, в общем, часть жизни яркой, интересная экспедиция была на Дону в станице Раздорская, общение; они были терпеливы, они были бесконечно внимательны, заботливы, понимая мою неопытность и для этой роли еще неготовность.

Звонят из Дома кино и говорят: "Вы знаете, 50 лет "Донской повести". Мы хотим, чтобы вы пришли и рассказали". Я говорю: "Ну конечно. А кто еще будет?" Пауза. И вдруг в трубку такие слова: "Больше никого нет"

После того, как я уехала из Москвы в Ленинград тогда еще, вышла замуж, то, естественно, какое-то время я… Я никогда не умела ходить по театрам, предлагать себя, показываться. Меня в театр пригласил в Александринский Арсений Сагальчик. Пригласил в "Дети солнца" Лизу Протасову, что я безумно испугалась, сопротивлялась, потому что, в общем, уже какой-то кусок времени я была вне сцены. Но он был терпеливый, очень много со мной работал. Затем Шурочка чеховская в "Иванове". И, конечно, такой для меня очень значимой была встреча с замечательным режиссером, актерским особенно – это Роза Абрамовна Сирота, которая предложила мне сделать литературную композицию, спектакль "Супруги Каренины" на двоих с народным артистом России Изилем Заблудовским. Очень сложная была работа. Во-первых, нужно было учить 70 страниц толстовского текста, а он очень непростой. Во-вторых, исследовалась семейная ситуация Карениных. А затем она мне предложила сделать моноспектакль "Настасья Филипповна". Мы начали репетировать: долго, подробно; она умела замечательно работать с актерами, как бы взрывая их грудную клетку, исторгая какие-то для него самого, актера, немыслимые и непривычные звуки, чувства, эмоции. В это время Юрий Иванович Еремин – он был главным режиссером Театра российской армии – приступал к репетициям "Идиота" Достоевского. И на роль Настасьи Филипповны он пригласил меня. Очень сложно приходилось репетировать, потому что у него свое видение было, у Розы Сироты свое видение. Не скрою, я как-то так в раздвоение. Но мне Сирота сказала: "Людочка, доверься Юрию Ивановичу: все, что мы с вами наговаривали, репетировали, исследовали – это все в вас, и когда надо, это все придет (память души, тела и всего прочего)". И играли спектакль очень долго. И затем Ион Спиридонович Гурьянов предложил мне Леди Макбет в трагедии Шекспира "Макбет" на большой сцене. Затем пришел Леонид Иосифович Хейфец, и в "Павле I" с Олегом Борисовым я пыталась играть Марью Федоровну. Олег Иванович Борисов был просто потрясающий Павел I. Он преображался без грима, выходя на сцену, что на премьере в какой-то момент, когда уже на концерте я сижу, дети стоят сзади, он появляется со своей возлюбленной, подходит к Марье Федоровне и говорит: "Вы императрица российская, извольте говорить по-русски", я настолько… И он на меня воздействовал с такой агрессией и злом, что я растерялась и не то что русский, я и немецкий, все напутала. И в антракте я бегу к нему и говорю: "Олег, в чем дело, я что-то напутала, помешала?" А он говорит: "Почему, я же Павел был".

И потом, наконец, произошла для меня знаменательная встреча с режиссером, с которым я последние уже более 20 лет работаю. И вот сейчас мы начинаем репетировать уже, по-моему, 6-й спектакль – это народный артист России Александр Васильевич Бурдонский. Репетировать с ним безумно интересно, и я считаю его своим главным режиссером, который, собственно, и по-настоящему для меня эту профессию открыл. И я если и стала и становлюсь актрисой театральной, только благодаря ему. Первый спектакль мы репетировали – это "Дуэт для солистки" Кемпински. Это история гениальной виолончелистки (она у нас была скрипачкой), которой был отпущен гениальный цветной слух и совершенная глухота души, плюс она заболела рассеянным склерозом. И вот это 6 посещений психотерапевта, которого играл Александр Дик, очень хорошо играл. И я должна сказать, что это была такая ломка для меня, потому что я, в общем, взрывной человек, но я всю жизнь с этим боролась, поскольку у меня у папы характер был: чуть что, шашки наголо. И я не хотела этого себе. Но вот здесь пришлось все-таки это раскупорить, эту шкатулку и выпустить всех змей из себя, потому что она очень разная в этих шести сценах: она и нахальная, и прикидывается бомжихой. И в общем в результате играли мы не очень долго, потому что театр счел, что очень драматичный спектакль, хотя публика какой-то катарсис получала.

И потом пришла пьеса Алехандро Касона – опять-таки, Александр Васильевич предложил – "Та, которую не ждут" у нас называется, а у автора это "Утренняя фея". Он мне как-то дал эту пьесу, я ее за ночь прочла и не могла дождаться, чтобы наступило утро, чтобы позвонить ему и сказать: "Я согласна!" Это такая редкая ситуация в мировой драматургии, когда центральной ролью фигура выводится странница, то бишь ее величество, матушка-смерть. Роль опасная, я даже советовалась с батюшкой. Вы знаете, он ответил: "Вспомните, что говорил Толстой: "День, прожитый в бессмертной памяти – напрасно прожитый день". И тем более у Касона, у автора эта странница с потрясающими текстами, монологами. Когда старик говорит: "Ты, твои речи не хочу слушать ", она говорит: "Вы меня удивляете: я слышу, как все вы жалуетесь на жизнь. Почему же так боитесь лишиться ее?" Но самое главное, что спектакль оставляет просветленное состояние, потому что она учит людей любить друг друга при жизни и нести ответственность человека за человека. За эту роль я получила даже золотую награду от ЮНЕСКО.

В театре репетируешь, выверяешь, пробуешь: партнер, с которым ты привыкаешь, режиссер, который тебе подсказывает, который требует все. Потом спектакль. Это, конечно, всегда что-то здесь сегодня не получилось, но на следующем спектакле что-то исправить можно, что-то улучшить. И, в общем-то, постоянно в спектакле – они же очень разные всегда и от настроения, и от погоды, и от зрительного зала, и от всего – это всегда все равно белый лист, даже если играешь сотый спектакль. А в кино своя специфика, там нужно раз и навсегда сыграть. Если что-то не удалось, режиссер не очень доволен, но огромные деньги стоит переснять на следующий день. Но там зато первый, второй, третий кадр – это, знаете, не заигрываешь. Нужно создать семью актеров – даже если они играют врагов на экране – чтобы они как-то так попривыкли, чтобы понимали друг друга, научились слышать. Ну а сейчас, когда идут сериалы, иногда впервые видишь партнера, который играет твоего мужа, и ему надо как-то либо по морде давать, либо обниматься, либо какую-то сцену семейную. Ну тут уже либо опыт, в общем, приходит на помощь…

Театр позволяет, в общем, себя искать, пробовать и еще что-то пытаться в каких-то вещах, отойти от себя, какой-то новый поворот найти, новое звучание. Когда мы лицом друг к другу с залом, мы партнеры. Мы им свою энергетику, слова, мысли, чувства, эмоции, а они свои - в виде аплодисментов, в виде каких-то переживаний.

Ну, конечно, для меня сейчас, естественно, театр намного интереснее, глубже. Он позволяет, в общем, себя искать, пробовать и еще что-то пытаться в каких-то вещах, отойти от себя, какой-то новый поворот найти, новое звучание. Когда мы лицом друг к другу с залом, мы партнеры, как вот сейчас с вами. Потому что мы им свою энергетику, слова, мысли, чувства, эмоции, а они свои в виде аплодисментов, в виде каких-то переживаний. И особенно я обожаю, когда зал замирает в какие-то моменты на спектакле. Я не люблю, когда какое-то иногда очень тонкое действие, монолог или отношение и вдруг аплодисменты. Да, это приятно, что зритель понимает, значит, въехал, но это как бы разрушает тишину и происходящее. В финале – ради бога. И слава богу, мы не обделены, как правило, на всех спектаклях. В кино… Ну за последние десятилетия, в общем, не так уж много каких-то ярких характеров, судеб. Хотя даже небольшие роли... Иногда можно в маленькой роли – как говорят, "нет маленьких ролей, есть мелкие актеры" – но все равно уже нет таких, как это было в "Виринее", как Дарья шолоховская или "Журавушка".

Я счастлива, потому что, во-первых, я родилась. Уже что-то в организме какие-то позиции сдаются. Но все равно я вполне работоспособна, вполне еще при мне мозги. Всегда, вы знаете, поскольку на моем уже веку даже в нашем театре есть примеры, когда, знаете, как Шекспир писал: "Творческая зрелость: чуть она наступила, Борьбы с затменьем настает черед; Время рушит то, что созидало". Ну буду надеяться, что это еще нескоро произойдет, а может быть, и минует эта беда. Я счастлива, потому что есть любимая работа, есть несколько друзей надежных, что есть, в общем-то, замечательный мой – я его и сыном, и племянником, и внуком, все вместе – Алеша с его женой Катей и двумя девочками Настенькой и Сашенькой. И для меня сейчас смысл жизни – быть им нужной, полезной в чем-то, помочь, если могу, и, в общем-то, бывать у них. Знаете, когда с годами начинаешь здоровье терять – а мне было отпущено от природы, Господом и родителями хорошее здоровье (хотя я была дитя войны, наверное, замес был хороший) – так бесхозяйственно я этим распоряжалась всю жизнь, безоглядно, думая, что сил хватит еще на тысячелетия. Нет, вдруг в какой-то момент ты начинаешь понимать, что уже одышка появляется, зрение не столь острое, и уже, в общем-то, многое не так, как было раньше. Я понимаю, что это и моя вина во многом, хотя я пыталась спортом заниматься (на лошадях, серфинг), гнулась и плясала и все прочее, бегать даже пыталась по утрам. Сейчас для меня спорт – это сама жизнь. Наши репетиции, мои спектакли, в которых столько нужно энергетики, движений (и внутренних, и внешних подчас), что, в общем, уже другим спортом сложно.

Жизнь для меня – это сегодня и сейчас. Я ностальгию только по тому, что, в общем, какой-то уходит из нашей жизни человеческий фактор. Уходит понятие чести, достоинства, веры, надежности. Так много сейчас в мире всего того, что вообще в жизни разрушает душу, что существует целая индустрия красоты, как в 90 выглядеть на 40: подтяжки, липосакции всякие, ботекс и прочее. В общем, ищут таблетки бессмертия, чтобы продлить жизнь. Как? Затрачиваются огромные деньги по всему миру. Одновременно этот же мир наращивает вооружения, воюет, агрессия расцветает полным ходом в мире. Так что все очень смешно и нелепо для меня в этом. Либо человечество, мы пребываем в каком-то еще очень таком возрасте 12-13 лет, когда мальчишки хотят воевать и сталкиваются, либо, может быть, что-то… Я вспомнила Вертинского: "О родина моя, В своей простой шинели, В пудовых сапогах, Детей своих любя, Ты поднялась сквозь бури и метели, Спасая мир, не верящий в тебя". И сегодня, когда вокруг нас столько не верящих и, более того, как-то… Все равно мы выстоим, на то мы и Россия.  

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • ГОСТИ

  • Всеволод Овчинников журналист-международник, ведущий передачи "Международная панорама"
  • ГОСТИ

  • Владимир Вагин руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, кандидат философских наук
  • ГОСТИ

  • Анатолий Аксаков председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России
  • ГОСТИ

  • Алексей Гвишиани академик РАН, директор Геофизического центра РАН, внук Алексея Косыгина
  • ГОСТИ

  • Елена Дегтярева главный врач Детской инфекционной клинической больницы №6 департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
  • ГОСТИ

  • Владимир Малышев ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея Герасимова
  • ГОСТИ

  • Протоиерей Константин настоятель храма Крестовоздвижения в селе Дарна (Московская обл.), член епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  • Показать еще

    ГОСТИ

  • Екатерина Жемчужная народная артистка Российской Федерации
  • Своими руками В Иркутске родители создали ремесленные мастерские для своих детей с ментальной инвалидностью
    26 минут назад
    "ЛУКОЙЛ" планирует продажу трети своих АЗС в России Причина в неблагоприятной экономической ситуации, утверждает источник в компании
    37 минут назад

    ГОСТИ

  • Евгений Ачкасов зав. кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им. Сеченова
  • Василий Власов президент "Общества специалистов доказательной медицины", доктор медицинских наук, профессор
  • Нелли Игнатьева исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей
  • Юлия Маршинцева врач-кардиолог
  • Алексей Самохвалов глава Общества защиты прав потребителей
  • Татьяна Соломатина член комитета ГД РФ по охране здоровья
  • Популярные лекарства: эффективное средство или обман потребителя? Большинство препаратов, которыми граждане пользуются для самолечения - бесполезны
    Полный выпуск час назад
    Водянова начала сбор подписей в поддержку певицы Самойловой Модель требует разрешить певице участвовать в "Евровидении-2017"
    час назад
    Илон Маск займется подключением мозга к компьютеру Основатель Tesla и SpaceX создал корпорацию Neuralink для создания интерфейса "мозг-компьютер"
    2 часа назад
    Певец Николай Носков госпитализирован в тяжелом состоянии По неподверженной информации медики диагностировали у артиста инсульт
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Дмитрий Валюков председатель попечительского совета фонда "Здоровая страна"
  • Михаил Зобин врач-нарколог
  • Дмитрий Валюков и Михаил Зобин - о тестировании школьников на наркотики Нужно ли сделать процедуру тестирования на наркотики обязательной?
    вчера
    Отделения "Сбербанка" на Украине временно разблокированы Радикалы заявили, что скоро начнется второй этап блокады российских банков
    вчера

    ГОСТИ

  • Виталий Акбердин начальник ФБУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
  • Виталий Акбердин: В регионах за занижение площади лесных пожаров возбуждают уголовные дела В этом году лесные пожары могут быть масштабнее, чем в прошлом
    вчера

    ГОСТИ

  • Александр Корбут вице-президент Российского зернового союза
  • ГОСТИ

  • Надежда Михайлова генеральный директор Московского Дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств
  • "Воскресший" иркутский губернатор пожалуется в полицию на слухи о своей смерти Материал о кончине 63-летнего Левченко первым опубликовал иркутский интернет-ресурс
    вчера
    Суд арестовал Навального на 15 суток Оппозиционера признали виновным по статье "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции"
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments