Многодетным — досрочная пенсия

Гости
Игорь Серебряный
основатель общественного движения «Международный Отцовский Комитет»
Александр Гезалов
директор социального центра святителя Тихона при Донском монастыре

Петр Кузнецов: Мы снова предлагаем поговорить о помощи семьям. Правда, в этот раз категория такая, не слишком большая. Потому что многодетные отцы теперь смогут выходить на пенсию досрочно.

Оксана Галькевич: Но хорошая категория. Небольшая, но хорошая.

Петр Кузнецов: Но это, подожди, это неточно. Выйдут они или нет, это еще неизвестно. Потому что это пока законопроект, который в Госдуму уже, тем не менее, внес Госсовет Удмуртской республики. Авторы напоминают, что по предложению президента для многодетных матерей, т. е. родивших 3-го, 4-го и далее, была предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию. Так вот, удмуртские законодатели считают, что должно быть и такое же решение, симметричное по отношению к многодетным отцам. Т. е. чтобы на пенсию мужчины выходили, в данном случае, в 61 год: на 4 года раньше. Уже подсчитано, исходя из численности многодетных отцов в России, на реализацию этого законопроекта может понадобиться почти 5,5 млрд. руб. Ну, не так много.

Оксана Галькевич: Слушай, но а вдруг категория эта сразу сейчас раз – и стартанет. И станет больше многодетных семей.

Петр Кузнецов: А, т. е. вот это правда интересно: что это за мера? Это мера демографическая, это мера поддержки или это что-то еще, что-то третье?

Оксана Галькевич: Давайте задавать вопросы.

Петр Кузнецов: В плане улучшения демографии очень сложный заход. Не думаю, что это как-то демографии нашей поможет. Мы запускаем опрос прямо сейчас. Многодетным пенсию досрочно – как вам эта идея? «Да» или «нет» на короткий уже знакомый вам СМС-номер. В конце темы подведем итоги.

Оксана Галькевич: И пока вы голосуете, друзья, мы подключаем к нашей беседе основателя общественного движения «Международный отцовский комитет» Игоря Серебряного.

Петр Кузнецов: Александр Гезалов, давай начнем с него.

Оксана Галькевич: А, нет, сначала Гезалов Александр, да.

Петр Кузнецов: Александр Самедович, здравствуйте. Александр Гезалов, директор Социального центра Святителя Тихона. Давайте разберемся, на что, по-вашему, направлен этот законопроект? Это улучшение демографии? Это мера поддержки? Что-то третье?

Александр Гезалов: На самом деле это вопрос, который касается просто сбережения народа. Потому что, конечно, многодетные отцы очень сильно изнашиваются, как и мамы, когда у них достаточно много детей. Это связано и с оформлением пособий, и оформлением документов в школу, садик и т. д.

Петр Кузнецов: Александр Самедович, просим чуть-чуть поближе к микрофону, потому что вас не очень хорошо слышно. Если можно.

Александр Гезалов: Вот так, да? Нормально?

Петр Кузнецов: Да. И выглядите сразу еще лучше.

Оксана Галькевич: Отлично все.

Александр Гезалов: У многодетных семей столько вопросов, которые требуют значительной затраты физических, психологических и технических сил. И соответственно, конечно, они к определенному возрасту изнашиваются. И, безусловно, хотелось бы, чтобы те люди, которые сегодня вносят вклад в демографию, а именно дети являются основой нашего государства и семья как основа государства, согласно Конституции, конечно, нуждаются в мерах поддержки со стороны государства. Это и ранний выход на пенсию, это и персональная пенсия, это и поддержка различными другими способами, чтобы мамы и папы чувствовали себя защищенными со стороны государства. Это нормально.

Петр Кузнецов: Вот я хотел бы уточнить. Обычно все льготы и все эти преференции касаются как раз ситуаций, возникающих прямо при рождении ребенка. Родил – получил, да? А о тех же многодетных отцах, которым полагается выход раньше на пенсию, – когда он еще выйдет на пенсию, этот молодой отец? Он еще об этом даже и не думает.

Александр Гезалов: Но на самом деле ведь преференции идут относительно детей, но не относительно родителей. А в это время родители тоже нуждаются в государственной заботе.

Оксана Галькевич: Нет, Петя, если я правильно поняла, интересуется, простимулирует ли это молодых отцов, будет ли это дополнительной мотивацией к тому, чтобы не ограничиться одним-двумя детьми, а целенаправленно идти к большой семье?

Петр Кузнецов: Если эта мера не про то, что здесь и сейчас.

Оксана Галькевич: Так. Александр Самедович?

Петр Кузнецов: А вот на этом важном вопросе… Александр Самедович?

Оксана Галькевич: Кажется, у нас что-то со связью. Мы сейчас будем связываться с нашим следующим экспертом.

Петр Кузнецов: Да. Напоминаем, что у нас голосование продолжается. Мы спрашиваем вас: многодетным отцам досрочный выход на пенсию – да или нет? Вы «за» или нет? «Да» или «нет» прямо вот этими словами на короткий СМС-номер, пожалуйста.

Оксана Галькевич: Я вижу, что настроения у нас разные совершенно, у наших телезрителей. Вот говорят, что это было бы справедливо, потому что папы тоже большой вклад делают. И действительно, как сказал наш собеседник сейчас, много сил на это тратят.

Петр Кузнецов: Игорь Серебряный.

Оксана Галькевич: Да, Игорь Серебряный у нас.

Петр Кузнецов: Давай поприветствуем его. Это уже основатель общественного движения «Международный отцовский комитет». Ты уже проанонсировала его.

Оксана Галькевич: Спасибо, да.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Игорь.

Игорь Серебряный: Добрый день.

Петр Кузнецов: Вы с нами по телефону. Скажите, пожалуйста, вот еще по этой инициативе важный момент. Тут речь идет, интересно, о тех, кто вырастил 3-х и более, соответственно они уже самостоятельные взрослые сейчас, его дети, абсолютно? Или же о тех, кто сейчас в предпенсионном возрасте находится, но воспитывает 3-х и более несовершеннолетних? Такая категория тоже есть. Но таких вообще у нас немного. Помощь какой категории из этой?

Игорь Серебряный: А это же очень нишевая инициатива получается, насколько я понимаю из того, что сказано.

Оксана Галькевич: Так выглядит, да.

Игорь Серебряный: Потому что стать таким отцом – это, знаете, или какая-нибудь пенсия для покойников. Можно поднять пенсию, пенсионный возраст до 90 лет, и тогда тоже до него доживут несколько человек. Или, там, квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны, которых уже тоже практически не осталось. Это из этой же серии. Т. е. это красивый жест, но на практике он коснется каких-то долей процента населения.

Оксана Галькевич: Хорошо, а если вернуться к тому вопросу, который мы задали нашему предыдущему собеседнику и не выслушали ответа. Это предложение может стать мотивацией для нынешних молодых отцов, у которых еще только 1-2 ребенка, чтобы родить 3-го, 4-го? Досрочная пенсия тогда будет. Как вы считаете?

Игорь Серебряный: Вы понимаете, когда человек сейчас рожает ребенка, он меньше всего думает о досрочной пенсии. Люди заводят детей по мотивациям, не имеющим абсолютно никакого отношения к пенсиям и материальным вещам.

Оксана Галькевич: А, вот так даже? Скажите, а тогда материнский капитал и все эти поддержки, они какой смысл?

Игорь Серебряный: Во-первых, я сразу вас призываю не употреблять политический термин «материнский капитал». Мы будем говорить о родительском капитале. Тем более что мы сейчас говорим об отцах. Я очень сильно сомневаюсь, что какие бы то ни было людей, кроме, может быть, каких-то откровенных маргиналов, решают завести детей ради получения родительского капитала. Т. е., конечно, от него никто не откажется, он для этого и предназначен, но использовать родительский капитал и любые материальные вещи в качестве стимула для рождения детей – это, мне кажется, немного бьет мимо цели. Потому что люди заводят детей по мотивациям абсолютно другим. Они хотят о ком-то заботиться, они хотят кому-то передавать свой жизненный опыт, они хотят, в конце концов, чтобы в старости, как говорится, стакан воды принес. Но…

Оксана Галькевич: Большую семью хотят, да, за общим праздничным столом. Игорь Аркадьевич, а вы знаете, я подумала: в данной формулировке ведь упоминается, что не просто многодетная семья, а там, где больше 4-х детей. А многодетная – это у нас от 3-х детей. Вот это не является ли каким-то таким хитрым пересмотром правил, попыткой переиграть какие-то установки?

Игорь Серебряный: Нет, я не думаю, что это пересмотр правил. Дело в том, что понятие «многодетная семья» – оно ведь волюнтаристское. Т. е. можно и 3-х детей назвать многодетной семьей, а можно в любой момент поднять до 5-ти детей.

Оксана Галькевич: Но федеральный закон нам что говорит? Кто у нас считается многодетной семьей?

Игорь Серебряный: Это 3 и более детей.

Оксана Галькевич: 3 и более. А в данной формулировке – 4 и более. Т. е. не все многодетные…

Игорь Серебряный: Ну, это просто вводится какая-то такая подкатегория, понимаете, как бы. Это не принципиально. Опять же, я говорю, потому что когда вы сказали, вы конкретно сказали, что отцы будут хотеть завести 3-го, 4-го ребенка…

Петр Кузнецов: Не спрашивая маму.

Игорь Серебряный: Але?

Оксана Галькевич: Слушаем вас внимательно.

Игорь Серебряный: Да-да. Ведь отцы, по существующей ситуации в России в частности, они ведь не заводят детей, и очень часто, потому, что они боятся, что они просто без детей останутся. Потому что у отцов ведь нет никаких прав на детей по факту. В законе-то все правильно написано: родители имеют равные права. Но когда дело доходит, скажем, отец хочет отвезти к себе ребенка, его воспитывать в одиночку без мамы, – ему надо семь кругов ада пройти. А если мама хочет увезти ребенка и воспитывать без отца, ей для этого вообще ничего не надо, она это делает по умолчанию.

Петр Кузнецов: Игорь Аркадьевич, а можно напоследок все-таки, мы очень много пытаемся нарисовать эту картину, давайте вместе с вами сейчас: вот многодетный отец в России – можно портрет среднестатистический? Это кто? Где работает? Где обитает, хочется сказать?

Игорь Серебряный: Да нет такого понятия, как «многодетный отец». Есть понятие «многодетная семья». Потому что многодетный отец в 99 и 9 в периоде случаев – это отец-вдовец. У которого есть дети и мама умерла. Потому что, как я уже сказал, к сожалению, тем более это всеместный запрет на суррогатное материнство, а очень тяжело стать многодетным, не имея жены, не имея женщины какой-то, которая автоматически как бы становится тоже многодетной. Это абсолютно такой какой-то искусственный, теоретический термин. На практике такого нет.

Петр Кузнецов: Понятно. Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. Игорь Аркадьевич Серебряный был у нас на связи, основатель общественного движения «Международный отцовский комитет». У нас звонок есть из Архангельской области. Павел. Павел, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Приветствуем, Павел.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Говорите, пожалуйста.

Оксана Галькевич: Что думаете?

Зритель: Да вот я думаю по этому поводу: тут правительство хочет убить одним выстрелом двух зайцев. Т. е. и повысить демографический предел, он у нас в России довольно-таки невысокий, и влить какие-то денежные средства, подбодрить.

Оксана Галькевич: Но, вы знаете, мотивы в принципы понятны. И идея, в чем замысел. Сработает, как вы думаете?

Зритель: Да я думаю, да, безусловно, сработает.

Оксана Галькевич: Да? А вы не многодетный отец, случайно?

Зритель: К сожалению, у меня только один. И внук.

Оксана Галькевич: Вот для вас это стало бы стимулом?

Петр Кузнецов: Да, и вы считаете, что вот сейчас заработает досрочный выход на пенсию и захотят…

Зритель: Я понимаю. Насколько бы повысили денежные выплаты за каждого ребенка. Т. е. для любого, мне кажется, это… Ну, не для любого, конечно, но для большинства.

Петр Кузнецов: Т. е. это должно идти в пакете где-то, этот досрочный выход на пенсию?

Зритель: Ну да, естественно. Вы представляете: 4 ребенка, а если зарплата…

Петр Кузнецов: Ну вот. А мы сейчас вас об эффективности только одного этого инструмента поддержки спрашивали. Спасибо вам, спасибо. Давайте подведем итоги нашего голосования. Мы спрашивали: досрочный уход на пенсию для многодетных. Как у нас проголосовали, подскажите, пожалуйста.

Оксана Галькевич: 62% считают, что да, действительно хорошая мера поддержки. Остальные не совсем, так скажем, согласны.

Петр Кузнецов: Еще раз напомним, на всякий случай, что 5,5 млрд. руб. нам понадобится на реализацию этого законопроекта, который пришел из Удмуртии и сейчас на рассмотрении в Госдуме только находится.

Оксана Галькевич: А я подумала: интересно, нам эксперт сейчас по телефону сказал о том, что материальные стимулы для многодетных в общем не важны, они не влияют на демографическую ситуацию. А человек из Архангельской области сказал: а смотря какие выплаты будут.

Петр Кузнецов: Да, смотря какие выплаты. Спасибо.­

Оксана Галькевич: Меняем тему.

Во сколько лет уйдут на пенсию многодетные мамы, а во сколько - отцы?