Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Ольга Прокофьева: Мы хотим сочинить какую-то очень честную, простую в самом хорошем смысле историю

Гости

Ольга Прокофьеваактриса театра и кино

Эту харизматичную талантливую актрису любят и ценители театрального искусства, и поклонники кино, и телезрители разных возрастов со всех уголков нашей необъятной родины. Актриса и телеведущая, заслуженная артистка России Ольга Прокофьева снялась более чем в 30 кинолентах и более 30 лет своей жизни посвятила работе в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского. За создание образа Марии Москалевой в спектакле "Дядюшкин сон" Прокофьева получила одну из самых престижных театральных премий - "Хрустальная Турандот".

Каждая премьера с участием актрисы становится большим событием в театральной жизни. Ведь среди поклонников Маяковки много тех, кто приходит в зрительный зал, для того чтобы посмотреть именно на Прокофьеву.

Ольга Прокофьева: Я служу в Театре Маяковского уже больше 30 лет. Могу себя назвать консерватором смело. Но как-то все сложилось… Руководителем моего курса был Андрей Александрович Гончаров, которого, к сожалению, нет в живых, который возглавлял долгие годы этот театр. Поэтому это человек, который поверил в меня, которого в институте мы называли папой. И прийти в театр к папе – это была большая честь, достоинство, такой дружный коллектив. Меня очень устраивала репертуарная политика. Меня очень устраивало то, кого приглашал Андрей Александрович в театр. Я трудилась и у других режиссеров. И у Фоменко, и у Камы Гинкаса, и много-много еще. Потом Сергей Арцыбашев сам трудился, меня занимал много в театре. Как-то театром я была обласкана.

Сейчас я не занята в постановках Миндаугаса Карбаускиса. Но я при встрече с ним иногда вижу, как в принципе он думает о нас всех и старается, чтоб мы все трудились. Плюс ко всему, я не стыжусь этого и люблю это, существует очень хорошее антрепризное движение, помимо, может быть, каких-то незатейливых проектов. Но незатейливые проекты есть и в театрах: и академических, и всяких государственных. Я играю в антрепризе Бланш Дюбуа в "Трамвай "Желание" и Островского в постановке Арбузова. То есть мой репертуар расширен Театром Маяковского. Когда в сезоне меня не занимают, естественно, я не ропщу, не сижу на кухне, не страдаю, а мчусь куда-то, ищу для себя интересную работу. Поэтому, конечно, мой мир расширен, помимо Театра Маяковского.

Но все равно это то, куда я прихожу с большой радостью, наслаждением, где считаю, что я делаю какие-то свои лучшие работы. Поэтому я тружусь много и в других театрах. Но этот театр я пока не хочу променять ни на что.

В Театре Маяковского в этом году очень интересная премьера "Все мои сыновья". То, что написал Миллер о тех нравственных проблемах… У меня такое ощущение, что многие остались в прошлом веке. В этот век какие-то ценности не перенесены. И как о них говорить сейчас, как убедить зрителя нам поверить, я до сих пор еще до конца, может быть, и не знаю.

В Театре Маяковского в этом году очень интересная премьера. Это Артур Миллер. Взял эту пьесу Леонид Ефимович Хейфец, один из наших самых популярных выдающихся режиссеров. Я до сих пор нахожусь в легком недоумении, в легком каком-то непонятном состоянии, потому что то, что написал Миллер о тех нравственных проблемах… У меня такое ощущение, что многие остались в прошлом веке. В этот век какие-то ценности не перенесены. И как о них говорить сейчас, как убедить зрителя нам поверить, я до сих пор еще до конца, может быть, и не знаю.

И мы хотим говорить о многом этом – о семье, о долге, вообще об отношениях к каким-то нравственным делам и как они соотносятся с деньгами в нашей жизни. Сейчас кажется, что говорить об этом очень трудно и цинично. Как будто павлы корчагины на сцене и так далее. И чтобы этого избежать, надо очень серьезно об этом думать.

Моя роль в этом спектакле глубоко драматическая. Поэтому сейчас, давая вам даже интервью, я все равно в каком-то погружении. Мне даже по жизни сейчас хочется меньше улыбаться, потому что очень уж хочется понять эту женщину, ее суть, чем она живет и все-таки что для нее самое ценное в этой жизни, и чем она в этой жизни жертвует, а что выставляет на первый план.

Поэтому, конечно же, что получится, какой замысел у спектакля – конечно, в результате это судить нашему любимому зрителю. Но мы хотим сочинить какую-то очень честную, пусть простую, но в самом хорошем смысле этого слова историю, потому что все равно есть такая поговорка "все гениальное просто". Мы хотим приблизиться к какой-то простой гениальности, к какому-то простому человеческому языку. Потому что Леонид Ефимович все равно этого придерживается.

Я знаю, что он может много нафантазировать, он может многое сочинить, сделать такую театральную яркую историю. Но он от нас требует какой-то гениальной простоты. А к ней приблизиться, конечно, тяжелее всего.

Но мы стремимся к тому, что это Хейфец. Я с Леонидом Ефимовичем работала 10 лет назад этот спектакль, и до сих пор живет его "Синтезатор любви", правда, уже не в Театре Маяковского. У него уже своя другая отдельная жизнь. Этот спектакль путешествует по всему миру, по всей России. И, насколько все-таки он в нас вбил вот эти какие-то настоящие гвозди, как я говорю, они до сих пор существуют и живут, и отзываются в сердцах зрителей.

Я очень этому режиссеру доверяю. Я его нежно люблю, хотя он нам никому не верит. Говорит: "Артистки не могут любить режиссеров. Они все компромиссные". Ну, пусть он так считает. Хоть через вас объяснюсь ему в любви. Поэтому, конечно, спектакль будет для думающей публики. Конечно, люди, кто хочет прийти и чуть-чуть постараться во что-то вникнуть, и, если мы убедим, что-то в своей жизни чуть-чуть и задуматься поменять. Потому что, конечно, я не против очень легких, красивых, но тоже таких умных комедийных спектаклей. Но есть и глубокая драматургия, есть великая классика, к которой не обращаться и стыдно, и вредно, и неправильно на театре.

Театр все-таки где-то глубоко очень должен все-таки держать эту нравственную планку и все равно зрителей туда подтягивать, а не только в каких-то вечерах давать им расслабляться. Хотя повторюсь, что я очень люблю и то, и другое.

Возникает такой парадокс. Вдруг с каким-то выступаешь – и он проходит так. И именно в этот вечер ты понимаешь, что да, это что-то одно из лучших в твоей биографии, в твоем репертуаре. Потом вдруг этот спектакль не идет недельку-две – ты играешь другую роль. И если публика действительно так принимает эту постановку, и почему-то тебе кажется, что это твоя высота.

Все время у меня происходит какая-то такая переаттестация моих спектаклей. И в слезах какие-то рождались роли любимые, и казалось, что на какие-то роли не затрачиваешься – и они тоже потом становились любимыми. Это зависит от таланта, от какого-то профессионализма режиссера, как он умеет построить профессию.

Если честно, сейчас, конечно, я очень отбираю, в чем принимать участие. Мне все нравится. Но, конечно, я очень люблю большую классику и люблю свою Бланш Дюбуа в "Трамвае "Желании"", Марью Александровну Москалеву в "Дядюшкином сне". Да вообще если вдруг сыграю легкую комедию, мне кажется, что это какой-то легкий спектакль, вдруг в этот вечер ты понимаешь, что это твоя одна из лучших ролей. Все время у меня происходит какая-то такая переаттестация моих спектаклей. И в слезах какие-то рождались роли любимые, и казалось, что на какие-то роли не затрачиваешься – и они тоже потом становились любимыми. Это зависит от таланта, от какого-то профессионализма режиссера, как он умеет построить профессию.

Наверное, сложнее всего было трудиться с Андреем Александровичем Гончаровым, моим учителем, потому что он, конечно, был такой неистовый режиссер. И все его роли, которые он мне предлагал, действительно рождались со слезами, с какими-то адскими мучениями. Он добивался какой-то очень высокой планки. Всегда было тяжело у него.

Знаете, я вообще сейчас очень люблю всех зрителей. Я много путешествую. Поэтому они очень все разные зрители, которые приходят в зрительный зал. Потому что где-то города есть не очень театральные и мало приезжает туда, скажем, и московских артистов, и вообще театральные постановки. И когда они приходят, и ты еще не успел ничего сказать, ты только вышел на сцену, они награждают тебя аплодисментами, и еще неизвестно, что они увидят. Может быть, это будет совсем не то, что они ожидают. Но это их любовь, награда. И я тоже взаимно их всех люблю. Всех люблю, кто пришел в зрительный зал. Я даже уже люблю зрителей, у которых звонят мобильные телефоны. Заставила себя полюбить. Это даже добавляет мне какого-то внутреннего возмущения. Но оно у меня ложится на то, что я делаю на сцене. Я его переношу в другое качество. Дополняет мне какую-то эмоциональную краску. Благодарю, что они добавили мне эту эмоцию. И иду с этой эмоцией дальше по спектаклю.

Наверное, каждый может вспомнить в своей биографии случай, когда не ты принял решение, а кто-то за тебя. Это, наверное, те силы… Мы, артисты, люди суеверные, все время иногда через плечо плюем или что-то такое, для нас суеверия иногда полезны и приятны. Поэтому кто заложил мне в голову, что я с 5 лет хочу заниматься именно только искусством, быть балериной или артисткой – я не знаю. Но кто-то из меня так и не смог это выбить из головы. И сколько я училась в школе, я все время бегала на драмкружок, занималась по классу фортепиано, мне все было интересно, что связано с театром, со сценой, с музыкой – что-то в этом духе. У меня театральной семьи нет, у меня родители труженики. Трудились, особенно в те времена, очень много. Трудно было жить, что-либо доставать, как-то детей своих поднимать. Это многие знают из того поколения. Поэтому кто-то меня все время куда-то под локоток или в спину подталкивал к этому прекрасному и помогал по этой жизни встретиться с людьми, которые живут и думают так же, как и я. Попала в драмкружок к Наталье Валерьевне Примак, которую эту бациллу, эту такую неземную любовь к театру мне привила, какие ценности она при этом все время нам озвучивала, как надо существовать в этой профессии, если ты уже туда пошел и ее полюбил, и даже сочиненный гимн в драмкружке, который мы все время пели, и от этого прямо краснели уши, мурашки бегали, что я что-то такое пою, что вся планета должна знать, о чем я сейчас пою и вообще кому я служу в этом, какие у меня свои кумиры.

Поэтому как-то всю школу я занималась в драмкружке и нравилось все это. Потом поступала. И почему-то я была уверена, что если я не поступлю на первый год, я буду поступать второй год, третий, четвертый, пятый – сколько позволит возраст, потому что в мои года было ограничение по возрасту, там до 22 лет можно было поступать. По-моему, сейчас это ограничение снято. И я знала, что сколько мне хватит сил, сколько хватит, я поеду в другой город. Хорошо, в Москве я не интересна – я поеду в какой-нибудь Ярославль или еще куда-нибудь и все равно буду пытаться стать артисткой.

Кто мне вбил это в голову, какой стержень во мне сидит и кто его туда вбил? Это уже есть, наверное, некие силы, которые существуют помимо нас. Если ты понимаешь, что это не только ты… Вот как человек, который поет. Почему-то кто-то не умеет петь, а кто-то уже в 5-6 лет так поет, как Робертино Лорети. Поэтому это все-таки посылается сверху. Главное – потом уже не разочаровать. Если вы хорошо пишете стихи, если вы к этому относитесь как-то неуважительно, у вас обязательно Господь это заберет через какое-то время. Или что-то вы поете, не ухаживаете, не любите свой голос – тоже у вас это заберут.

Поэтому если что-то чувствуете, у вас есть какой-то талант и вы не понимаете, откуда он, его надо очень беречь и очень кому-то там доказывать, что вам послано это не зря и вы трудитесь, чтобы это у вас не отняли. К сожалению, в этой жизни за все надо заплатить в самом хорошем смысле этого слова.

И вот как-то я по жизни очень поверила в то, что что-то чуть-чуть мне дано, надо это как-то не расплескать, сохранить, над этим работать и жить.

Кино в моей жизни складывается, но если я уже с пьесами могу сама кому-то предлагать, если меня что-то очень греет, в кино это сложнее. Ты все-таки там более зависимый человек, есть мастера, которые берут те или иные сценарии и приглашают тебя или не приглашают. Я снимаюсь в кино, оно в моей жизни существует. Но там я как раз очень-очень жду еще какой-то работы, для меня более яркой и более какой-то, которую я, может быть, жду давно.

В театре это случается. А вот в кино я жду этого случая. Поэтому оно в моей жизни существует, но оно какое-то такое приходящее, уходящее. Поэтому кино я тоже очень люблю. Но когда я туда прихожу, мне пока там сложнее. Я там пока не чувствую себя в своей тарелке. Ну, это и хорошо. Не должно быть все очень гладко. Через что-то надо всегда прорываться, чтобы получалось. Поэтому для меня кино – это всегда такие подарки судьбы.

Кино поздно в мою жизнь ворвалось. А в самой молодости какие были картины, они были такие эпизодические роли, но очень хороших режиссеров. Наверное, могу из одних первых своих ролей в кино вспомнить фильм Андрея Эшпая "Униженные и оскорбленные". Но поскольку я с Андреем была знакома, все равно это была какая-то атмосфера очень хорошего творческого процесса, такой любви. Это очень смешно. Могу вспомнить, что меня нарядили в настоящее платье, очень затянутый корсет. Был такой китовый ус на корсете. И я целый день в этом платье просуществовала на съемочной площадке. И я поняла, почему барышни в то время, в XVIII-XIX веке, очень быстро падали в обморок. Вы не представляете, как трудно сделать глубокий вдох или сказать как-то очень эмоционально что-то – сразу у тебя кровь подступала прямо к щекам, к ушам. И ты немножко терял сознание. То есть вот эти перетянутые модные талии наших барышень просто заставляли их падать в обморок, потому что это очень физиологически трудно перенести.

Моим партнером был Александр Абдулов, который тоже в кадре мне даже подсказал, что лучше сделать. Я как раз там сделала очень такую смешную вещь, которую он мне предложил. То есть это было такое творческое понимание в кадре. Мы сняли этот эпизод очень весело, хорошо. Фильм существует. Ему тоже уже где-то, по-моему, будет 30 лет. Поэтому я вспоминаю его с любовью. И там некий такой маленький мой опыт состоялся, наверное.

Конечно же, фильм "Ненормальная" – я его очень люблю. Надежда Птушкина написала замечательный сценарий. Сама Надежда Птушкина, почему-то увидев меня в комедийной роли в сериале "Моя прекрасная няня", сказала: "Вот эта актриса должна сыграть эту роль". А роль такая мелодраматичная, история про любовь.

Ну что я как актриса могу сказать? Не только как актриса. Но это действительно то чувство. Может быть, про него устали все говорить. Но это действительно то чувство, которое и возвращает нас к жизни, и заставляет нас жить, и живем мы ради него. Это чувство любви, вот этот поиск, конечно, своего счастья. Потому что каждый, кто испытал хоть раз это чувство, все время желает, чтобы оно вернулось к нему. Но, как у Птушкиной написано, "Любовь не вымолить – ее посылает Бог", это верно. Можно каждый день ходить и сказать: "Со следующей недели я влюбляюсь". Нет, этого не произойдет. Ее кто-то посылает. Поэтому, конечно же, актрисе интереснее всего на сцене играть все равно про любовь очень чувственные какие-то вещи. Потому что без них скучна жизнь, без них не интересно, без них она пуста.

Поэтому чувство влюбленности, любви – это, конечно, грандиозная вещь. И поэтому, наверное, вот эти роли вспоминаются лучше всего, потому что это действительно. Как бы сейчас кто-то ни сказал, кому-то хорошо живется и без этого. Ничего подобного. Это испытать. Это значит просто не зря, наверное, родиться и прожить эту жизнь.

Бывают какие-то минуты действительно удовлетворения от хорошо сделанной работы, от того, как что-то сложилось в жизни, что-то состоялось: или у твоих близких людей, или наградили тебя опять сверху какой-то такой эмоцией, которую ты не проживал. Даже в этот момент не то, что чувствуешь себя счастливым, когда все немножко складывается и появляется какой-то комфорт, а в этот момент просто хочется поблагодарить, опять же, кого-то за это, потому что действительно у меня сейчас был очень сложный период, когда наслоились и важные репетиции, и съемки, и еще что-то. И я поняла, что у меня это не срастается. А мне хочется и это, и это. И я понимаю, что только что-то свыше мне может в этом помочь. И действительно вдруг так распределился график, и вдруг что-то перенеслось, а что-то отменилось, а что-то вовремя взлетело, а что-то вовремя село. И это я понимаю, что это не от меня зависело.

Поэтому есть эти счастливые моменты. Хотя в одном арбузовском произведении, в котором я играю, "Шестеро любимых", там автор вложил в уста персонажа: "Что если человек достигнет своего счастья, - он пересказывает "Фауста" Гете, - то это что, конец?". Потому что по Фаусту, помните, когда он нашел свое счастье, потянулся к нему и умер. Почему-то эти строчки в моей биографии уже существуют. Поэтому в какой-то момент ты понимаешь, что если почувствую себя счастливым, что остается дальше? Умирать? Поэтому я люблю чувство такое все время приближения к счастью. Вот это чувство мне больше нравится, чем чувство, что я счастливая.

Но счастливая действительно бываю тогда, когда все хорошо у моих близких. Для меня это самый большой комфорт по жизни. Это когда у сына все складывается, мамочка не болеет, у сестры все хорошо с племянницей. И у меня какая-то такая подушка, моя земля, на которой дальше я могу уже созидать. Дальше уже я благодарю, что тут все вокруг хорошо. А дальше я уже это все сочиню и я с этим справлюсь.  

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • ГОСТИ

  • Александр Никонов директор Центрального музея Вооруженных Сил РФ
  • ГОСТИ

  • Всеволод Овчинников журналист-международник, ведущий передачи "Международная панорама"
  • ГОСТИ

  • Владимир Вагин руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, кандидат философских наук
  • ГОСТИ

  • Анатолий Аксаков председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России
  • ГОСТИ

  • Алексей Гвишиани академик РАН, директор Геофизического центра РАН, внук Алексея Косыгина
  • ГОСТИ

  • Елена Дегтярева главный врач Детской инфекционной клинической больницы №6 департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
  • ГОСТИ

  • Владимир Малышев ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея Герасимова
  • Показать еще

    ГОСТИ

  • Сергей Ефремов заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков, вице-президент Всероссийского союза страховщиков
  • Сергей Канаев руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра безопасности движения
  • Приемные дети, реформа ОСАГО, за кулисами большого урожая, реальные цифры: зарплата воспитателя детсада Сколько реально получают воспитатели в регионах? И надо ли ограничить число приемных детей в одной семье?
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Иван Ушачев академик РАН, научный руководитель ВНИИ аграрной экономики РАН
  • В соцсети "ВКонтакте" теперь можно пожаловаться на призывы к суициду Функция появилась для "более эффективной обработки поступающих жалоб пользователей"
    4 часа назад

    ГОСТИ

  • Татьяна Москалькова Уполномоченный по правам человека в РФ
  • Татьяна Москалькова: Усыновление не должно стать новым бизнесом В Минобрнауки предлагают ограничить число приемных детей в одной семье до 8 человек
    5 часов назад

    ГОСТИ

  • Роман Дощинский член Общественной палаты РФ, член Комиссии по развитию науки и образования
  • Суд во второй раз отказал Олегу Навальному в УДО Представители колонии отметили неоднократные нарушения Навальным правил внутреннего распорядка
    9 часов назад
    53-летний полицейский раненный в грудь в одиночку задержал грабителя Участковый находился при исполнении, когда увидел, как неизвестный пытался вырвать сумку из рук женщины
    10 часов назад
    Сибирские ученые разработали биопротезы кровеносных сосудов человека Сейчас сосудистая хирургия сталкивается с проблемой получения заменителей сосудов малого диаметра
    10 часов назад

    Книгу ничто не заменит. У нее не только запах, но и звук какой-то особый

    Елена Шубина российский издатель, ведущий специалист в области русской современной прозы
    Советы не посторонних Общественное движение Санкт-Петербурга "Народные эксперты" - в рубрике "Гражданская сила"
    12 часов назад

    ГОСТИ

  • Александр Васильев координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог"
  • Александр Васильев: Очень важно усилить контроль за каждой копейкой, которую мы тратим на дороги Координатор "Карты убитых дорог" - о том, как добиться от дорожников качественной работы
    12 часов назад

    ГОСТИ

  • Наталья Починок ректор Российского государственного социального университета
  • Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    banner instagram facebook