У вашего соседа есть право на шум

Гости
Константин Крохин
председатель Жилищного Союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист

Денис Чижов: Ох, уж эти соседи. Несмотря на частичную самоизоляцию и перевод сотрудников на удаленку, власти Москвы сняли ограничения на ремонтные работы и шум в дневное время. Да и вообще сейчас во всех регионах, не только в столице, многие люди работают из дома, а соседи в это время вполне на законных основаниях могут, к примеру, орудовать дрелью.

Марина Калинина: А еще взять любителей громко слушать музыку. С нашими тонкими стенами жить в тишине и не только рядом с таким соседом практически невозможно. Но вот а управу на него найти сложно. Хотим спросить вас: вам мешают ваши соседи? «Да» или «нет». В конце обсуждения этой темы подведем итоги.

Денис Чижов: К нам присоединяется Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Константин Викторович, давайте минуточки за 4 составим подробную инструкцию конкретную: мешают соседи – что делать, куда идти? Прямо по порядку.

Константин Крохин: Если мешают соседи, первое – нужно обратиться к соседям. Большинство таких споров и конфликтов решаются путем переговоров. Если в доме есть мир, нормальные отношения и взаимное уважение. В том случае, если сосед неадекватен…

Денис Чижов: Так…

Константин Крохин: …и он не слушает, не интересуется вашими жалобами, то нужно обращаться в управляющую организацию. Это посредники, которые знают большинство жителей, по крайней мере должны знать по долгу службы. И вот такое посредничество может также сыграть позитивную роль.

Но в том случае, если это не приводит к положительному результату, необходимо обращаться в органы власти. Самый доступный орган власти – это участковый, отдел полиции, куда нужно позвонить и объяснить, что вот гражданин такой-то или организация такая-то нарушает нормы по шуму, необходимо принять меры. И, как правило, на это все останавливается. У нас полиция загруженная криминальными преступлениями, а вот такие правонарушения, как шум или выгул собак…

Денис Чижов: Вообще не реагируют. Вообще не реагируют.

Константин Крохин: …да, или курение в подъездах, – не реагируют. Поэтому на этом все заканчивается.

Марина Калинина: Но, Константин, я хочу немножко вступиться за тех людей, которые хотят сделать ремонт.

Денис Чижов: Так…

Марина Калинина: Пусть работают днем. И почему, собственно, человека должно волновать, что ты сидишь дома и работаешь на удаленке? А ему ремонт надо делать. Он же не ночью это делает, а днем.

Константин Крохин: Дело в том, что все-таки многоквартирный дом – это не индивидуальное жилье, и есть правила общежития. И необходимо уважать права соседей и интересы. Более того, у нас же разные периоды: мы иногда болеем, иногда на удаленке, иногда мы в отпуске. И каждый человек может оказаться на месте другого соседа. Поэтому здесь нужно входить в положение.

Второй момент. Качество жилья различное. Но в основной своей массе, конечно, слышимость в российских многоквартирных домах…

Денис Чижов: Ужасная.

Константин Крохин: …да, она очень сильная. И поэтому все равно нужно соблюдать определенные нормы, исходя из самоограничения и уважения.

И очень важный момент. Ведь самоизоляция – это не добровольное решение граждан. Это не то, что кто-то решил перейти на удаленку потому, что ему так выгоднее или ему так удобно. Это определенная ситуация, с которой мы столкнулись впервые в новейшей истории. И учитывая, что многие квартиры не приспособлены для удаленной работы, необходимо (я еще раз повторюсь) здесь всем идти друг другу навстречу. Потому что это некое испытание, по которому не выработана практика, не выработаны стандарты. Вот сейчас как раз мы этим занимаемся, пытаясь урегулировать взаимные отношения.

Денис Чижов: А скажите, у управляющей компании все-таки какие рычаги воздействия-то на соседей неблагополучных? Вот просто поговорят, и все? И как заставить управляющую компанию работать? Потому что управляющая компания тоже как-то не особо реагирует вот на такие жалобы.

Константин Крохин: К большому сожалению, реформа ЖКХ последних лет (это примерно с 2011 года), все более или менее значимые полномочия: это приемка переустройства, контроль переустройства, я уж не говорю о составлении протоколов об административных правонарушениях, – у жилищных организаций, у управляющих организаций этих функций нет. Поэтому, откровенно говоря, жилищная, управляющая компания в доме не может никак воздействовать на гражданина, кроме как на его совесть и на добровольное исполнение…

Денис Чижов: Т. е. обращаться тогда в принципе в управляющее вот это звено – сразу вылетает, лучше сразу к участковому? Правильно?

Константин Крохин: Нет…

Денис Чижов: Ну если советом…

Константин Крохин: …нет, я считаю, что вот эта модель, когда наших людей учат, что надо куда-то пожаловаться и кто-то сделает, она ущербна. На самом деле никакой госорган, ни мэр, ни президент не будет заниматься шумом у ваших соседей. Они все это сбросят в управу, а управа напустит опять в управляющую компанию. Поэтому – управляющая компания может, 50% случаев она может помочь именно путем воздействия, коммуникации. А вот дальше слабое звено – это административные органы: это жилищная инспекция и полиция. Необходимо внести изменения в законодательство, по которым эти органы были бы обязаны и имели такую физическую, материальную возможность защищать права граждан по месту жительства.

Марина Калинина: Т. е. ваш рецепт – это в принципе попытаться договориться мирно?

Константин Крохин: Это не то чтобы рецепт, это мой ответ. Это единственное возможное в нынешней обстановке. Потому что других рычагов, как-то: административный контроль или административное наказание…

Марина Калинина: Все бесполезно?

Константин Крохин: …не работает.

Марина Калинина: Спасибо большое. Это был Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы.

И результаты опроса. Спрашивали мы вас: вам мешают ваши соседи? «Да» ответили 67% наших зрителей, «нет» – 33%.