Почему поплохело жителям Сибая? Воздух там пахнет тухлыми яйцами и жжеными спичками

В последние полторы недели из башкирского Сибая приходят довольно впечатляющие экологические сводки. Концентрация диоксида серы там превышена в десятки раз. В понедельник превышение было в 37 раз. Жители требуют от местных властей потушить горящий рудник, чтобы воздух пришел в норму. И самое удивительное, что все это тянется еще с ноября. Просто нам об этом сообщили недавно.

Местные руководители говорят, что ситуация под контролем.

Сейчас увидим под каким контролем.

Репортаж корреспондента ОТР Дарьи Терновской.

Трудно дышать и режет глаза. Першит в горле. Тысячи жителей Сибая дышат воздухом, который пахнет то тухлыми яйцами, то жжеными спичками. И жалуются на кашель и рвоту.

Альбина Заманова: «Больницы переполнены. Тяжело дышать, у многих появились во рту язвочки. Это должны уже заниматься на федеральном уровне».

Сибай - это самый отдаленный башкирский город. До региональной столицы почти 500 километров. Из-за выброса диоксида серы он стал ближе властям: в Сибай на прошлой неделе прилетал глава республики Радий Хабиров. Устроил местным чиновникам разнос. После этого мэр тоже стал ближе к жителям - вынужден регулярно проводить встречи. Выглядит это примерно так.

Рустем Афзалов, мэр Сибая и жители города:

- Добрый вечер, дорогие горожане!

- К сути, к сути! Сразу к сути!

- Вопрос в чем...

- Представьтесь сначала.

- Вы же меня знаете...

- Нет!

Местные врачи не успевают принимать больных. Вызвали медиков из Уфы. Отравление сероводородом - такой диагноз самому себе ставит чуть ли не каждый второй житель. Но доктора в истории болезни пишут «гастрит» или «бронхит».

Гульсира Казакулова: «Дым, туман видела. Думаю, что такое? А ничего тогда не говорили пока. Потом... Сердцебиение началось, тошнота, но прошло. И так три дня».

Маргарита Фадеева: «Жидкость в легких. Откуда она взялась у 11 месячного ребенка? Это же ненормально! Ребенок плачет... Стараемся не выходить».

На улице ненадолго спасает толстый шарф и медицинские маски. Их в Сибае сейчас выдают бесплатно.

Юлия Байгускарова, волонтер: «Мы раздаем десять упаковок масок и один активированный уголь. Для этого нужно предоставить паспорт и все».

Школы и детские сады в Сибае работают в обычном режиме. Этот - находится рядом с карьером. Запрещены только дневные прогулки.

Айгуль Забирова, заведующий детским садом «Алтын Ай»: «Детей на улицу не выходим. Дополнительно мы тоже даем молоко».

Сибайский карьер - один из самых больших в мире. Диаметр - два километра. От края до тлеющей руды - 500 метров. Со смотровой площадки в непогоду не видно дна. Карьер принадлежит Учалинскому горному комбинату. Его начали осваивать еще в 30-х. Добывали в основном медь, серу и железо. В 2003-м законсервировали. А сейчас решили затопить. Говорят, это единственный выход.

Ринат Хазеев, технический директор Сибайского филиала «Учалинского горно-обогатительного комбината»: «Ведется заиловка очагов. Смесь подается по трубопроводам. Работа будет завершена к 23 марта. При этом, мы будем добывать руду, но объемы сократятся».

Эта проблема была проблемой только Сибая еще с середины ноября. Новость о ядовитом выбросе не выходила за пределы города до тех пор, пока жители не стали выкладывать видео в интернет.

Фарида Свестельникова: «Мы не знаем, будет ли завтра превышен ПДК или нет. Когда это прекратиться? Живем в постоянном страхе. Мы бы хотели, чтобы нас эвакуировали».

Но об эвакуации речи пока нет. Более того, режим ЧС власти не ввели. Ядовитый смог планируют разгонять вентиляционными установками. Но и без них серное облако уже добралось до соседней Челябинской области.

То, что произошло в Сибае, очень напоминает ЧП в Крыму - в Армянске. Там в прошлом году тоже были выбросы диоксида серы.

Что мы видели в этом сюжете - дымящуюся бездну, куда ковш бросает горстки земли. Такими темпами тушить будут бесконечно. Об этом, кстати, экологи и говорят.

Какой вывод мы можем сделать? А такой, что здоровье во многих городах зависит только от направления ветра.

Запах был весьма специфический. В конце лета - в начале осени жители Армянска жаловались на головную боль, першение в горле. Там, в отличие от Сибая, была массовая эвакуация детей - их отправляли в санатории южного побережья Крыма. Крыши домов, машины были покрыты желтым налетом. Целый месяц город жил в режиме ЧС. Сегодня ситуация лучше. Но проблемы с экологией еще дают о себе знать.

Антонина Гарбузова, жительница Армянска: «Запах идет, да. На 100% он не ушел все равно».

Евгений Извеков, житель Армянска: «Я родился и вырос в Армянске. И то, что люди только сейчас это заметили, я это заметил еще года четыре назад, когда все никелированные покрытия начало тупо съедать».

Ольга Зиновская, жительница Армянска: «Люди, говорят, массово уезжают. Знакомых много уезжают. До марта подождем, а там - уезжать, наверное, тоже будем. Тут, говорят, уже списки готовят».

Проблемы с воздухом в Армянске возникли из-за завода «Крымский Титан». Там пересох кислотонакопитель - это место начали заливать водой. В сентябре завод прекратил выпуск продукции. Но сегодня, по словам жителей, работает на полную мощность.

В России есть еще десятки таких промышленных городов, как Сибай и Армянск. И все они потенциально опасны для населения.

В субботу Минприроды официально обнародовало список регионов с самым грязным воздухом. На первом месте - Забайкалье.

Далее идут Хакасия, Красноярский край, Мурманская, Сахалинская, Кемеровская, Волгоградская, Свердловская, Ленинградская области и Москва. По данным Росгидромета, загрязненным воздухом в стране дышат 55 миллионов человек. Каждый третий россиянин.

В регионах, которые попали в этот антирейтинг, загрязнен не только воздух, там проблемы с водой, с почвой. А попадает туда чуть ли не вся таблица Менделеева. Но чаще всего это диоксид серы, свинец, цинк, ртуть, мышьяк и бензапирен, который образуется при сжигании топлива.

И по каждому из этих веществ есть целый букет заболеваний. Не хватит времени, чтобы все эти болезни перечислить.

Вернемся в Сибай. Почему там загорелся этот карьер? По чьей милости люди вынуждены своим здоровьем расплачиваться?

Андрей Фролов, сопредседатель Союза экологических общественных организаций г. Москвы: «Людей, которые могли бы грамотно в этом разобраться, у нас катастрофически не хватает. Знаете, это как «все умные люди умерли, и мне что-то нездоровится». Все эти стройки глобальные делались в период развитого социализма. И сегодня они просто физически устарели. И оборудование, и мощности исчерпаны. Происходит естественный физический износ. Вот в Сибае его бросили, ничего с ним не делали. Там, может, кто-то что-то разрабатывает, делает свои вещи, но нормального ухода и прогнозирования не происходит, а природа берет свое. Люди приходят, которые даже не знают, что это такое и насколько это опасно, и тем более не знают, как с этим бороться».

Пока в Башкирии думают, вводить режим ЧС или не вводить, смотрите какая новость в субботу пришла из Норвегии.

Я прям процитирую...

«Власти норвежской коммуны Сер-Варангер на границе с Россией - просят жителей не выходить на улицу из-за загрязнения воздуха диоксидом серы... По возможности, людям рекомендуется на время уехать из этого района... Коммуна Сер-Варангер граничит с Мурманской областью, рядом расположен российский поселок Никель».

И это притом, что уровень диоксида серы там превышен всего-то в пять раз. Но вот норвежцы уже беспокоятся. А нас - ни в Мурманской области, ни в Башкирии - не то что пятикратным - 20-тикратным превышением не испугать.