Александр Авдейко: Закон – это не панацея. Панацея – его правильное исполнение и соблюдение всеми

Гости
Александр Авдейко
начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы

19 июля 70-летие отмечает юридическая служба системы МВД России, составной частью которой является договорно-правовой департамент. Это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата, одной из главных функций которого является совершенствование нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел. К примеру, в этом году исполнилось 5 лет с момента вступления в силу федерального закона о полиции, над разработкой которого активно работали специалисты департамента и который помог решить широкий спектр проблем в системе правоохранительных органов, и своим появлением предопределил начало не только нового этапа развития полицейского законодательства, но и всей правовой системы Российской Федерации.

Александр Авдейко: Еще Петр I сказал, что полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности. До Петра (а Петр I создал полицию у нас в России) эту деятельность называли благочиние. То есть кому-то надо было чинить благо, чтобы не нарушали порядка и было удобно и безопасно людям жить. Конечно, закон "О полиции" родился не сам по себе, а он вышел из тех законодательных актов, которые существовали и до него. Это в течение 20 лет был практически закон о милиции, который был принят в 1991 году. В свое время мы обсуждали, даже проводили 15-летие закона о милиции и обсуждали, что это, наверное, единственный федеральный закон из всех федеральных законов, который не был переделан после принятия конституции, потому что уже тогда в нем были на тот период современные позиции, которые позволяли путем внесения изменений и дополнений привести в нормальное состояние.

Александр Геннадьевич Авдейко, начальник договорно-правового департамента МВД России, генерал-лейтенант внутренней службы, заслуженный юрист Российской Федерации. С золотой медалью окончил Академию управления МВД России, был направлен в правовое управление Главного штаба МВД России, прошел путь от инспектора по особым поручениям до начальника договорно-правового департамента.

Александр Авдейко: Мы не так давно провели научно-практическую конференцию в МВД России по случаю 5-летия вступления в силу закона о полиции и обсуждали. И все пришли к выводу, что этот документ действительно спустя 5 лет подтвердил право на свое существование. Заблуждение, если кто-то хочет сказать, что примут какой-то закон, и тут же жизнь изменится, и будет полный порядок, и будет нормально. Наверное, из моих уст как руководителя правового подразделения, которое только участвует в написании законов, это не очень правильно звучит, вроде бы критикую свою работу, но закон – это не панацея. Панацея – его правильное исполнение, его соблюдение всеми. А когда люди пытаются, получив один закон (русские люди все-таки богатые на мысль), сразу же находятся умельцы, кто обдумает, как это обойти по-другому и докажет это в суде.

Поэтому и рождаются более конкретные позиции. Фактически, конечно, любой закон стремится к тому, чтобы в нем было урегулировано все, чтобы меньше было подзаконных актов. Так как закон о полиции все-таки рождался не сам по себе, это не был оторванный от практики жизни нормативно-правовой акт и закон, он, конечно, стал пионерским, другого слова не назову, передовым в проработке технологий законодательной техники. Ни один закон так до сих пор не принимался. Был создан специальный сайт, на который заходили люди и давали предложения. На этот сайт зашло около 30 000 человек. Практически в ежедневном режиме группировали эти предложения вот такие большие по каждой статье, и их приносили в верхнюю рабочую группу. То есть была создана рабочая группа из экспертов, специалистов, которые участвовали в разработке еще закона о милиции, и ведущие ученые. Эта рабочая группа работала как раз при нашем правовом департаменте. Этот массив обрабатывался, обсуждался и потом обсуждался уже на уровне более высоком – оргкомитета. Специально для этой цели был создан оргкомитет в МВД России. И очень скрупулезно все эти вопросы рассматривались. Потом уже рассматривались на расширенном экспертном совете. Причем, экспертный совет работал вместе с общественным советом. То есть там были правозащитники, были и те люди, которые обсуждали те или иные нормы закона. Он не только ввел многие положения, которые определили потом дальнейшую судьбу деятельности органов внутренних дел, но он и послужил толчком для формирования специального законодательства в сфере внутренних дел. Ведь следом за законом "О полиции" был принят закон "О службе в органах внутренних дел" и закон "О социальных гарантиях сотрудника органов внутренних дел". Он для определенного вида деятельности определил принципы не просто словами, как у нас принцип законности, принцип беспристрастности, еще какие-то принципы. И они перечисляются. Для человека несведущего, который читает какой-то закон: есть принципы, нет принципов. А, может, их можно соблюдать, а, может, не нужно соблюдать. А вот в законе о полиции введены прямо принципы в виде отдельных статей. И там сказано, что если связь с обществом, как достигается, что нужно, чтобы были общественные советы, нужно, чтобы руководители подразделений МВД России и особенно территориальных органов на региональном уровне не менее раза в год отчитывались перед населением, чтобы участковые держали отчет перед населением.

- Вы сказали о том, что невозможно создать образ универсального солдата. Так каким все-таки должен быть наш сегодняшний полицейский? Я имею в виду его моральные, профессиональные и физические качества.

Сотрудник полиции обязан по закону уметь разъяснить человеку, какие он к нему имеет претензии, какая норма закона нарушена.

Александр Авдейко: Во-первых, конечно, он должен быть справедливым, он должен уметь прийти на помощь тому человеку, который ждет этой помощи, и, конечно, этот человек должен быть образованным и знать свою профессию.

Если раньше приняли какой-то закон или приказ, и тот, кто лучше запоминает и смотрит, он помнит про это дело. А тот, кто относится к своей работе с прохладцей, он и не помнит те законы и нормы, которые… То есть знает то, что кричать он не может, нецензурно не может на площади выражаться – значит его надо забирать, хулиганство и все остальное. Остальные нормативные акты, которые выходят немножко за алгоритм ежедневных обязанностей, не знает.

Сейчас тоже в законе о полиции четко прописана обязанность каждого сотрудника знать конституцию Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие в том числе его деятельность. Поэтому сотрудник обязан по закону уметь разъяснить человеку, за что и какие он к нему имеет претензии, какую норму закона он нарушил.

Допустим, сотрудник по борьбе с экономическими преступлениями должен знать не только нормы уголовного кодекса, но и должен знать нормы (если он расследует и раскрывает преступления, связанные со строительством, связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции), значит порядок регулирования, федеральный закон об обороте и так далее, и так далее. Поэтому это целый комплекс документов. И у нас есть специальные разделы, нормативные акты, сборники по направлениям, по видам законодательства. И все сотрудники тоже сдают зачеты уже по линии кадров, на профессиональной подготовке. Значение этого закона в этом плане бесценно.

Тремя независимыми федеральными источниками в Российской Федерации проводились опросы общественного мнения. И до 60% доверяют полиции. Эта цифра не ведомственная. Хотя мы понимаем, что проблем в деятельности нашей достаточно много, и их нужно решать. Кстати, наш департамент и занимается тем, что устанавливает определенные правила, которые выстраивают работу на нужный лад, на справедливое законное русло.

Ну что, сегодня зарегистрирован 41000-й акт, прошедший государственную регистрацию в Минюсте. Наша правовая работа Министерства внутренних дел неразрывно связано с Министерством юстиции. Мы ежегодно регистрируем достаточно большое количество нормативных актов.

Договорно-правовой департамент – это правовое подразделение в центральном аппарате министерства. Это не единственная юридическая служба в федеральных органах исполнительной власти. У нас есть Минюст России, у нас есть государственно-правовое управление президента Российской Федерации. Это высшие юридические органы. И в каждом федеральном органе исполнительной власти есть правовые подразделения.

У нас есть 314 указ 2004 года, который обозначил основные положения структурного построения в федеральных органах государственной власти, где сказано, что основными задачами федерального органа исполнительной власти являются выработка и обеспечение государственной политики в соответствующей области и нормативно-правовое регулирование. Отсюда мы говорим, что для любого федерального органа исполнительной власти нормативно-правовое регулирование является сущностной задачей.

В нашем министерстве нормативно-правовое регулирование осуществляется не только договорно-правовым департаментом. Но предложения как раз даются и другими подразделениями. Например, департаментом по борьбе с экстремизмом, департаментом, который у нас называется "главное управление", обеспечение охраны общественного порядка. Это и участковые, это и подразделения по делам несовершеннолетних, это и наши конвойные подразделения, это и патрульно-постовая служба. И вот по этим направлениям они разрабатывают приказы и дают предложения. Или же нам. А мы проводим правовую экспертизу, доводим до совершенства приказ, и тогда уже его вносим.

То есть у нас достигнута неразрывная связь даже в центральном аппарате МВД практики и уже чисто юридической работы. Если бы этого не было, если бы, допустим, вся правовая работа сосредотачивалась в любом, как его ни назови, правовом подразделении министерства или другого ведомства, то тогда бы получалось, что юристы отдалялись бы от нужд и чаяний вот этих профильных подразделений. Потому что у каждого есть свои проблемы, которые не решаются.

С начала 1990-х годов начала активно организовываться правовая служба, юридическая служба системы министерства. В настоящее время она насчитывает около 7000 сотрудников. У нас есть юристы, и по приказу это сказано, там, где органы внутренних дел, свыше 100 человек, то там должен быть юрист. Если мы будем с нижней точки идти, с райотдела того же, то там очень важно правовое информирование, правовая пропаганда, доведение до сотрудников тех новейших нормативных актов не только законов, но и прежде всего приказов министра, указов президента, постановлений правительства Российской Федерации, соблюдение этих документов. Потом правовой контроль.

Даже райорганы имеют статус юридического лица. А когда юридическое лицо, это и конкурсные процедуры, другие… Конечно, здесь есть фронт работы для юриста в этом плане.

Мы активно участвуем в реализации закона о бесплатной юридической помощи. Доводим до граждан те или иные законы, участвуем в различных правовых акциях, в том числе и для детей, и даже проводим консультации на улицах…

Если мы возьмем выше, уже уровень территориального органа в субъекте Российской Федерации, то тут уже гораздо большее участие в нормотворчестве. Это подготовка предложений в федеральное законодательство, это взаимосвязь с законодательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, начинается на уровне субъекта и договорно-правовая работа, сугубо договорно-правовая, которая касается заключения различных контрактов, договоров, проверки, их оценки, содержания зданий, правильности решений, которые именно производятся не как органом власти, а как хозяйствующим субъектом. Существовать же надо, выезжать на происшествия надо на машинах, для этого нужен бензин, который надо закупать, и так далее, и так далее.

Если мы уже выйдем на центральный уровень, то наши направления правовой работы заложены в приказе №6. Это нормативное регулирование, нормотворчество, это правовой контроль, это договор на право работы, это судебно-исковая работа, это правовая пропаганда, правовое информирование и организационно-правовая работа. Такие же подразделения у нас есть и в нашем департаменте.

Мы активно участвуем в реализации закона о бесплатной юридической помощи. Для этой цели мы вместе с ассоциацией юристов на местах различными органами, территориальными средствами массовой информации доводим те или иные законы, участвуем в различных правовых акциях, в том числе и для детей, в школах выступаем, и на улицах даже консультации… Я был недавно в Курске тоже на подведении итогов, пришел в горрайорган, и сотрудники мне показали, как они прошлым летом оказывали бесплатную юридическую помощь. Прямо на площади поставили свои столы, к ним люди подходят, они рассказывают. Это вот такая акция была. Эта работа связана, конечно, с тем, что мы еще ведем массивы всех своих приказов. Раньше человек не мог получить информации по своему виду деятельности. Я только что сказал, что каждый должен знать то, чем он занимается. А если издана, к примеру, 1000 ведомственных актов, как человек разберется. Он знает только основные. А это просто физически невозможно. Но всегда можно залезть и посмотреть. И для этого мы создали базу СТРАС "Юрист", ведомственные нормативно-правовые акты, и все свои открытые… Конечно, у нас есть содержащие государственную тайну, для служебного пользования, те бумажные носители… А вот открытые эти акты он у себя в кабинете, находясь и в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края или в селе Каменском в Камчатском крае, или где-то еще далеко, на Ямале, он нажимает кнопочку, видит эти акты и по ним работает. И это тоже очень важно. Потому что эту систему надо поддерживать. Это когда министр подписывает приказ МВД России, его нужно в электронную форму облечь, направить на места, вложить во встроенную систему этой правовой системы, чтобы люди имели возможность доступа. И если в этот акт тоже вносят изменения, то своевременно внести эти изменения и поддерживать.

У нас есть акты и старые, конечно, которые мы тоже архивные смотрим. У нас есть даже эксклюзивные вещи. Там красным карандашом из архивов МВД Берия резолюцию давал или что-то еще. Но эти документы тоже у нас хранятся, и если надо, мы к ним возвращаемся. Почему? Потому что те правоотношения, которые были тогда, они же применялись к тому времени. Если человек хочет восстановить какие-то свои нарушенные права за тот период, то он к этому обращается. И для того, чтобы нам посмотреть, возможно это или нет, мы должны обратиться к тому акту СССР, который был, постановлению Верховного совета, президиума Верховного совета СССР, еще каким-то актам и уже выдать свой вердикт.

У нас есть свой гимн, свой марш. Мы им гордимся. Конечно, мы на официальных мероприятиях гимн Российской Федерации. Но и свой гимн тоже у нас. И марш при входе играет при проведении мероприятий, и мы тоже с учетом того, что нам очень оказал большую помощь наш Краснознаменный ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России, и заслуженные артисты России записали гимн и марш, мы этим гордимся. Но самое главное, что, имея символы, надо еще и работать на эти символы очень серьезно.

У нас есть управления и в Москве, и в Московской области, и в Ставрополе, и в Краснодарском крае, и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Есть у нас отделы. Очень редко – отделения правовой работы в территориальных органах. То есть многочисленный отряд юристов, о которых я сказал. И, конечно, ими надо управлять. Если они работают в прямом подчинении своих руководителей, то организационно-методическую помощь, организацию их работы мы осуществляем. Уже долгие годы мы ввели в практику проводить всероссийские совещания. У нас раз в два года практически мы собираем на окружные совещания сотрудников. То есть таким образом мы налаживаем не только формальные соглашения, но и неформальные. Люди могут обратиться, они знают друг друга, советуются. И это все идет в пользу работе.

Мы считаем очень важным, и, наверное, в этом, как у нас в гимне поется, "И это наше счастье и судьба", что есть элемент творчества. Творчество, как подготовить документ, как выстроить свою позицию в суде. Когда сделал, чего-то добился в этом плане, в душе каждого это греет и позволяет идти дальше. Потому что понимаешь, что ты не просто так существуешь в этой жизни, а ты работаешь для государства, для родины, для своей семьи, не только для себя лично по крайней мере. И это людей держит, сплачивает. У нас, к сожалению, из-за такого объема документов, о котором я говорил, достаточно ненормированный режим работы. И здесь обстановка такая, что я, например, никого не держу на работе, если нет задания. Если есть специальное задание, то, конечно, оно идет и все выполняют, и день, ночь, две будут работать и все сделают. Но есть вещи, которые есть у каждого. Фронт работы, его закон, его нормативный акт – он за него болеет. Его приказ. И поэтому люди сами остаются, дорабатывают, приносят его, докладывают. И, к сожалению, мне как руководителя, для того чтобы это проверить, иногда накладно. Но если, допустим, я не стану этого делать, то тогда у людей просто так… Пусть они отправят свой акт. Мало того, что меня накажут наверху, что он будет неподготовленный, но и у людей не будет этого интереса, не будет этого творчества. Надо сказать, что мы всегда были в милиции раньше, а сейчас сотрудников перевели во внутреннюю службу. Но, тем не менее, внутренняя служба тоже привлекается, и в законе о полиции мы прописали определенный порядок, что сотрудник имеет право и применять оружие, и действовать как полицейский в случае, если это отдельно приказом оговорено. Поэтому наши сотрудники тоже и командируются, и выезжают и в горячие точки, и юрисконсульт у нас погиб в Дагестане. Это уже давно было достаточно. Но, тем не менее, мы всегда считаем себя не созерцателями, не начетниками, а мы в гуще той работы, которую исполняет каждый уровень. Кто бы ни был, всегда приносить пользу людям и отечеству.

И это, наверное, самое главное, что объединяет в этой работе. Я не сразу пришел к пониманию, что нужно работать в милиции. Но, тем не менее, чем бы я до этого ни занимался, это было близко к этому. И когда начал работать и когда после окончания академии приступил к работе именно правовой, я понял, насколько это интересно, насколько это творчески и одновременно это приносит пользу людям. Понимаете, чувствовать себя причастным тоже очень важно к тем событиям, которые происходили. Так повезло мне в жизни, что я и участвовал в рабочей группе по формированию единого правового пространства в самом конце 1990-х годов от министерства, мне повезло участвовать в подготовке концепции развития государственной службы Российской Федерации, в подготовке того действующего кодекса об административных правонарушениях, тоже в рабочей группе. Все это очень радует, потому что это дает и внутренние какие-то силы, потому что принес пользу, создал возможность какую-то деятельности для людей. Ведь я с этого начинал тоже. Не стояли люди на очереди. Сейчас появилась хоть какая-то возможность. Понятно, что она не вся реализована, не всегда средства есть. Понятно, что есть те люди, и их достаточно много, которые реализовали. Повысилась зарплата у людей. И это тоже был элемент тех законодательных актов, которые мы делали и предлагали и ставили вопросы. Это и служебное жилье, которое тоже обрело норму закона и сейчас предоставляется людям, которые проходят службу. И все это вместе очень важно. Или, допустим, по каким-то вопросам были судебные иски, по участию в вопросах, связанных с вооруженным конфликтом, другими. И какие-то приказы были закрыты. Удалось написать постановление, которое сделало это в открытом режиме. Поэтому сразу не только снизилось количество судов. Так суды почему идут? Потому что люди недовольны, потому что права людей не защищены, потому что они обращаются, как правило, за справедливостью. И если ты поучаствовал сам в том, что что-то стало более справедливо и более хорошо, то это, наверное, дает силы для дальнейшей работы. 

19 июля 70-летие отмечает юридическая служба системы МВД России, составной частью которой является договорно-правовой департамент. Начальник департамента, генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко - о функциях подразделения.