Евгения Кинтушева: За жестокое обращение с животным человек должен отвечать перед законом и перед общественностью

Шокирующая история хабаровских живодерок возмутила широкие слои общественности. В разных регионах страны сначала прошли митинги с призывами ужесточить наказание обвиняемым девушкам – Алене Савченко и Алине Орловой, затем – с требованиями ужесточить в целом наказание за случаи жестокого обращения с животными на федеральном законодательном уровне. Самыми активными сторонниками этой инициативы выступили общественные организации, занимающиеся помощью бездомным животным. Люди, для которых помощь домашним питомцам, волею судеб оставшимся без дома, больше, чем просто разовое проявление милосердия. Люди, которые убеждены, что не так уж и широка грань между брошенным, оставленным на произвол судьбы животным и человеком.

Евгения Кинтушева: Почему мы помогаем животным, лично я начала помогать? Потому что с детства была мечта стать ветеринаром. Но стать ветеринаром не сложилось. А любовь к животным осталась. Поскольку я не могу помочь вылечить животное как врач, я понимаю, что я могу помочь животному как волонтер, как человек. И еще, наверное, животные – потому что они не могут попросить о помощи.

Когда начали заниматься, конечно, наверное, было такое опасение, что, наверное, людям это не интересно, что есть люди, что нужно людям, детям помогать. Но оказалось очень много любителей животных, которые так же переживают. Но большинство волонтеров, если они помогают животным, то они помогают и детям, и взрослым. То есть мы как-то тоже никогда не остаемся в стороне.

Евгения Кинтушева, журналист, общественный деятель, создатель и идейный вдохновитель благотворительного проекта помощи животным "Потеряшки". В 2015 году организация стала лауреатом ежегодной национальной премии добрых дел "Сможем вместе".

Евгения Кинтушева: На мой взгляд, у нас в стране, конечно, большая проблема с законом вообще о животных, о домашних животных. Животное считается собственностью. То есть как стул. Животное – такая же собственность. И, соответственно, человек не несет за это ответственности. Именно поэтому у нас такое огромное количество бездомных животных, потому что люди, не думая, берут животных, а потом их выбрасывают, потому что они надоедают или у них находятся еще какие-то причины. Точно так же что касается жестокого отношения к животным. У нас тоже в городе были такие случаи. И мы сталкивались с тем, что мы не можем никак юридически потребовать с этого человека, который так по отношению к животному очень жестоко поступил, ни штрафа, ни уголовного срока – никакого наказания не последует. И люди вообще бездумно к этому подходят. В том числе история, которая всю Россию всколыхнула. Две живодерки из Хабаровска. Абсолютно вопиющий случай. И, конечно вся зоозащита находится в глубоком шоке. И это, наверное, такая пиковая ситуация, когда, наверное, уже где-то наверху должны задуматься об этом, потому что это ненормально. И такие люди же не просто делают… Это же выкладывают. То есть они это афишируют, пропагандируют и считают это абсолютно нормальным.

Сложно представить себе, как можно беззащитное существо, которое не может тебе вообще никак ответить (котята, щенки). То есть они тебе безгранично доверяют, смотрят тебе в глаза с таким доверием, с любовью. Как-то их обидеть – конечно, у тех, кто помогает животным, вообще у нормального человека это вызывает такой шок. Поэтому, я думаю, конечно, тут надо поднимать вопрос именно на юридическом уровне, на законодательном уровне, чтобы был принят закон, именно была какая-то ужесточенная ответственность за жестокое обращение к животным. В том числе и к домашним животным чтобы люди ответственно относились.

Это, на мой взгляд, должны быть высокие штрафы. Если ты не можешь по каким-то больше причинам держать животное, ты должен обеспечить ему… ты должен его пристроить.

Человек должен решать этот вопрос. Он не должен брать и выкидывать животных. Например, 2 года назад у нас был случай, когда в лесу привязали собаку, в ошейник всунули ветеринарный паспорт. Слава богу, что ребята вообще просто решили пойти грибы собирать, молодая пара, и случайно наткнулись на эту собаку.

То есть вопрос: зачем оставлять собаку в лесу с ветеринарным паспортом, если вероятность того, что туда кто-то зайдет, минимальная? И просто собаке повезло. Я считаю, что это уже жестокое обращение к животным, в том числе к своему домашнему животному. И, конечно, такой человек должен был как-то ответить перед законом и перед общественностью. Но, естественно, все сошло с рук.

Родилась у меня идея создать "Потеряшек". Изначально это была идея, чтобы люди именно искали своих домашних животных, тех, кого они потеряли или нашли, подобрали домашнюю собаку. Поскольку в городе не было волонтерского движения на тему бездомных животных, к нам стали подтягиваться те, кому жалко бездомных животных. В городе и районе была достаточно сложная ситуация с бездомными животными. Было очень много стай. И это, наверное, в большинстве городов России. И так просто из клуба домашних животных, где мы искали, публиковали такие объявления, у нас стали появляться щеночки, собачки, которым нужен дом, кошечки, котята и так далее. Группа начала расти. Люди стали к нам добавляться. И мы начали как-то активно выходить на улицы, может быть, что ли.

Поскольку я журналист и стала коллег просить, чтобы они в газетах, на телевидениии делали передачи о наших собаках, статьи выпускали. Полоса так и называется - "Потеряшки". Она выходит каждый четверг. И в этой полосе какая-то счастливая история либо история собаки, которая давно ищет хозяина. И плюс объявления о тех, кто потерялся, кого мы нашли, кому нужен дом. Наверное, уже года два выходит эта полоса.

Плюс огласка в СМИ. И как-то такой мощный был прям взрыв какой-то активности людей. К нам очень много людей добавилось. Сейчас уже почти 12 тысяч в группе. Кураторство – это значит волонтер берет полностью ответственность за животное. Волонтер занимается поиском хозяев, поставкой еды. То есть либо ты сам покупаешь, либо просишь финансовой помощи в группе, ищешь временную передержку, либо забираешь животное к себе до нахождения хозяев. И, в общем-то, полностью несешь за него ответственность.

Трехлапая собачка Ксюша 2 года назад стала моей подопечной. В одном из районов города в деревне гуляла собачка. У нее была повреждена лапка. Она ее подгибала. Неравнодушные девочки увидели, естественно, стало жалко, обратились к нам за помощью, поймали, привезли на передержку. Но возможности заниматься дальше у них не было. Мне тоже их стало жалко. Тем более проблема с лапой не была решена. Поэтому я занялась Ксюшей. Мы поехали по лучшим хирургам Московской области, Москвы. Три специалиста единогласно сказали, что однозначно нужна ампутация, потому что нервы отмерли и восстановить лапу невозможно. А она заваливалась на эту лапку, не могла полноценно двигаться.

Мы провели ампутацию. К сожалению, два года Ксюшка ищет своего хозяина. Наверное, потому что люди боятся. Конечно, их называют собаками-инвалидами. Но я бы не назвала ее инвалидом. Потому что она очень жизнерадостная. То есть это ей не мешает жить, прыгать, играть, бегать, гулять. То есть мы с ней полноценно проводим время, как и любая другая собака. Люди просто боятся, наверное, взглядов со стороны. Потому что, конечно, когда мы с ней идем по улице, на нас все смотрят, обращают внимание, с сочувственными взглядами на Ксюшу смотрят: "Ой, очень жалко". На выставках к ней подходят, знакомятся. Есть люди, которые за ее судьбой наблюдают в группе, в социальных сетях. И когда видят ее вживую, естественно, сразу к ней подходят: "Ксюша, мы давно за тобой смотрим".

У меня активная жизненная позиция и у моей подопечной тоже активная жизненная позиция. Когда "Потеряшки" организуют какую-то выставку, в основном это, конечно, происходит летом. Потому что в помещении много собак достаточно сложно. А летом, весной, когда хорошая погода, мы собираем наших собачек, собираем волонтеров, какие-то благотворительные ярмарки устраиваем и стараемся привлечь людей, чтобы они просто пришли и познакомились с нашими животными.

Летом у нас была такая выставка "Потеряшек" возле дворца культуры. Пошли нам навстречу. Площадку нам предоставили, помогли концертную программу организовать. Помогают очень многие.

У нас был конкурс на приз зрительских симпатий. И Ксюшка стала победителем. Мы с ней выиграли мешок корма.

У меня, конечно, главная цель – привлечь к ней внимание, чтобы ее заметили из той массы собак, которым нужен хозяин. К сожалению, пока не нашли.

Я регулярно привлекала профессиональных фотографов, чтобы они делали красивые фотографии для наших собак. Потому что визуально же больше всего мы воспринимаем информацию. Естественно, собакам нужны красивые фотографии, чтобы максимально отразить их красоту, нрав, характер. И у нас собралось много фотографий достаточно хорошего качества. Мы договорились. И проводили фотосушку. Мы развесили фотографии на веревочках. Люди ходили, рассматривали. По-моему, даже двумя собаками заинтересовались и одну точно забрали домой.

Вот такие разные истории бывают. Бывают истории… Мы договаривались с рекламной компанией, у которой висят мониторы в маршрутках. Там крутится различная реклама. И они согласились предоставить нам место, чтобы мы могли там объявления о своих животных размещать. И вот один раз мы разместили объявление об алабае. Девушка ехала в этой же газели и увидела там свою собаку. И такая история оказалась, что год назад эту собаку украли. И год спустя, видимо, собака убежала от похитителей. Такая счастливая, очень счастливая история, которая очень запомнилась.

Самая первая премия, которую мы получили – у нас в районе был учрежден конкурс видеороликов как раз на тему животных. И заняли первое место на этом конкурсе. Это была наша первая награда. Мы, конечно, очень гордились ей. Потом мы выиграли премию губернатора. Она тогда второй раз проводилась. Заняли 3 место. Потом мы выиграли "Премию добрых дел", которую учреждала газета "Аргументы недели". Нам, конечно, было очень приятно. Потому что если премия губернатора проводится по Московской области, то "Премия добрых дел" – это российская большая премия. И нам было очень приятно, что нашу работу, конечно, оценили на таком высоком уровне среди множества проектов нашей огромной страны.

На выставках очень часто к нам приходят мамы с детьми. Как раз на наши благотворительные фотосессии в основном приходят мамы с детьми. И когда смотришь, что, может быть, он если даже и боится собачку, то ты ему объясняешь, как правильно подойти к животному, что если ты не будешь обижать, то животное тебя оближет. А многие мамы правильно поступают, когда показывают детям своим, что вот такие животные, что у них нет дома, что им надо помочь.

На выставке очень приятно, когда детки приносят корм. Например, летом, когда было жарко, две девочки подошли, водичку налили собачке. Вроде маленькое дело, но для маленького человечка все равно остается такой отпечаток в душе. И это, мне кажется, все равно будет с ним идти по жизни. Если говорить глобально, мне кажется, все-таки "Потеряшки"… Наверное, уже за 4 года есть детки, которые выросли, в том числе мой ребенок и дети других волонтеров. Они постоянно с нами, они постоянно видят, как мы помогаем собачкам этим, гладят. Мой ребенок знает о том, что у меня есть Ксюша, которой нужна семья. И он иногда говорит: "Мам, пойдем Ксюшу навестим, погуляем с ней". То есть это все равно учит ответственности детей, и взрослых это учит ответственности. Многие постесняются написать или выбросить свое животное, потому что понимают, что рано или поздно в "Потеряшках" это будет известно. А если это будет известно нам (я имею в виду в группе), то, естественно, это достаточно широкий общественный резонанс. Знакомые увидят, что ты плохо поступил с животным, выбросил его, еще как-то.

Воспитательная миссия добра, я думаю, у нас есть, и постепенно, по чуть-чуть получается ее реализовать.