Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Геннадий Попов: Древнерусское искусство - это генетический фонд культуры, без этого никуда не денешься

18:45, 21 апреля 2015

В 1947 году на волне послевоенного патриотического подъёма на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря был образован Музей древнерусской культуры и искусства. В те годы сам факт получения разрешения от советских властей на открытие подобного рода музея, да ещё и названного имени монаха-художника Андрея Рублёва, было явлением поистине уникальным. К моменту основания музея монастырь был полностью разорён. Музейная коллекция собиралась буквально по крохам в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. И всё же 13 лет кропотливой работы группы энтузиастов-бессребреников под руководством выдающихся учёных, первого директора музея Давида Арсенишвили и первого научного сотрудника Натальи Дюминой принесли свои бесценные плоды.

В 1960 году музей был открыт для посетителей. На суд зрителей были представлены собрания раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со сцен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. За 55 лет много воды утекло. Ушли в мир иной основатели музея, был причислен к лику святых и сам преподобный Андрей Рублёв, а музей превратился в крупнейший научный центр, где активно продолжаются собирательская деятельность и реставрационные работы.

2015 год – особенный в жизни не только этого музея, но и всех поклонников древнерусского искусства. Исполняется 655 лет со дня рождения преподобного Андрея Рублёва, самого загадочного художника, чьи произведения принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Геннадий Попов: Андрей Рублёв – видимо, самый известный художник России, представленный в мире. Мы знаем ведь о нём всего два исторических факта.

Геннадий Попов - профессор, доктор искусствоведения, один из ведущих в стране специалистов, исследователей и популяризаторов древнерусского искусства. Начав свой профессиональный путь в Музее имени Андрея Рублёва ровно 55 лет назад в должности научного сотрудника, Геннадий Попов стал крупнейшим учёным. Возглавив музей в 1994 году, превратил его в один из важнейших исследовательских центров в области изучения и сохранения древнерусской культуры и искусства.

Геннадий Попов: В 1370-е годы на Русь приезжает замечательный константинопольский художник Феофан Грек. Он расписывает Рождественский храм на территории Кремля, потом расписывает Архангельский собор. И со своими учениками, он набирает здесь учеников. И всё, что там сохранилось – это достаточно преемственно, как и возможно возвести к тем традициям, в которых сформировалось творчество самого Андрея Рублёва.

Он работает тоже с какой-то группой мастеров, потом появляется Дионисий, кстати, после безвременья. Мы знаем, что Дионисий учился в Симоновом монастыре. Происходит активное слияние с какими-то художественными традициями и новшествами Константинополя. Вот этот момент важен.

Но при этом Рублёв, совмещая знание константинопольской традиции, несёт в себе поразительные продвические национальные традиции. Мы можем объяснить всё, кроме чуда гения.

Есть такое сказание об иконописцах XVII-XVIII века. Источник очень поздний на самом деле и полный вымыслов. Но там говорится: Андрей Рублёв, преподобный иконописец, написал множество икон – и все чудотворные. На самом деле чудотворной в какой-то момент была названа "Троица" Андрея Рублёва. Но она была названа в документах, возникших после Смутного времени, когда было довольно большое разорение. И вдруг обнаружилось (конечно, это мысль спорная) какое-то невероятное количество чудотворных икон, когда была перепись убытков от Смутного времени. Это 1620-е годы. И я полагаю, что часть наместников, монастырских настоятелей приписывали чудотворность, чтобы получить большее субсидирование, как в наше время.

О трудах довольно недурно написал преподобный Иосиф Волоцкий. Фактически он был его первым биографом и собирателем. Он собирал. У него в Иосифо-Волоколамском монастыре было около 10 икон. О некоторых писалось "кажут (то есть сказывают) Рублёва письма", но тем не менее. Он же написал о том, как он жил здесь в Спасо-Андрониковом монастыре. И они с Даниилом не смотрели… а на праздники всё равно углублялись, глядя на чудотворные образы и возносясь… и так далее. Этого достаточно, чтобы, понимаете, вот это поразительное описание по мощи своей и тонкости достаточно, чтобы возвести его в ранг святых.

Есть такая удивительная надгробная доска, копия, с которой якобы была доступна Петру Дмитриевичу Барановскому, реставратору, историку архитектуры и так далее. Якобы в одном его архиве супруга нашла список с надгробной доски Андрея Рублёва. Это легенда. Легенда замечательная. Понимаете, там рассказано о том, в каком часу умер простой инок. Вообще надо сказать – тут всё замечательно, прекрасно. Всё сфабриковано первым классом. Одно не учли: что в первой половине XV века монастырские надгробные кресты или доски не подписывались, понимаете? Вот этот момент, в который они немножко промахнулись.

Почему это было сделано? Это был героический поступок, потому что, если вы помните, в 1947 году уже после войны был опубликован план генеральной реконструкции Москвы, где вообще исчезало всё, за исключением Кремля, Василия Блаженного, Ленинской библиотеки – всё остальное было очень сумрачно. И, конечно же, Спасо-Андроников должен был быть ликвидирован. И тогда Пётр Дмитриевич Барановский, человек изощрённой мысли, фабрикует копию с надгробной плиты. Он делает доклад в Институте истории искусств в присутствии всех академиков, каких можно было собрать, историков, архитекторов. О том, что это не совсем достоверное известие, знал только один Игорь Эммануилович Грабарь. Но это было страшно на самом деле. Если бы узнали, что это фальшак, то, конечно, Грабаря бы отстранили, а тому, только что вернувшемуся с Соловков, грозило много интересного.

Я пришёл сюда уже в качестве научного сотрудника в 1960-м году, мне было 20. Пришло молодое поколение. И мы стали с 1962 года собирать вещи. Сейчас там что-то около 30 000 экспонатов. Много всего, понимаете? Конечно, хотелось бы ещё. Но недавно, слава Богу, мы приобрели вещь конца XIV века, такую небольшую икону тоже Иоанна Предтечи, видимо, новгородскую по происхождению, но благодаря деньгам бюджета Министерства культуры. Так что тут есть нам, чем, с одной стороны, гордиться, потому что мы не только собрали, мы публикуем активно это всё. Всё-таки два тома каталога новых этих произведений – их же надо тоже обработать. Всё требует усилий. Так что мы какое-то количество сделали всего. Сейчас будем делать дальше. Несмотря ни на что. Живём.

Я напомню, что существует благословение Патриарха Тихона ещё, данное Игорю Эммануиловичу Грабарю и его группе реставраторов на спасение и сохранение произведений древнерусского искусства. Оно опубликовано. Так что всё это имеется, понимаете? Так что они, наиболее ответственные и образованные люди, отдавали и отдают себе отчёт в необходимости сохранения таких очагов, потому что всё-таки это генетический фонд культуры, без этого никуда не денешься. Здесь неслучайно днюют и ночуют ученики иконописных мастерских школ и прочее, прочее. Мы даём это всё делать. Потому что это совершенно необходимо. Разрушен не художественный класс, разрушено некое духовное начало. Этот момент существует.

И я не знаток души, но, тем не менее, всё-таки есть некий молитвенный опыт, есть некий опыт традиции постижения. Существует искусство эмиграции. Кто-то учился у старообрядцев, кто-то у каких-то французских художников религиозного характера. И у них было одно достоинство: это была непрерывная традиция, понимаете? Переехали – сразу стали учиться. Здесь всё труднее. Вот, есть барьер. Пока его никто не перескочил. Хотя есть талантливые люди, понимаете?

Но не знаю. Я думаю, что пока сейчас всё церковное искусство заполняет дыры и бреши в этих пустых разорённых храмах. Я думаю, что когда-то наступит момент уже самостоятельного творчества. Конечно, есть надежда. Народ же невероятно талантлив. Национальное самосознание определяется не только желудком, но и окружающей средой. И всё, что было, должно быть приведено в порядок, понимаете. Это тоже элемент патриотизма, когда люди видят и получают удовлетворение от каких-то очень крупных, хорошо сделанных ансамблей.

Есть некая грань, которую нельзя переходить по отношению к человеку. И, конечно, он должен видеть окружающее его культурное наследие в очень достойном виде. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Алексей Рубин учитель начальной школы и английского языка, "Учитель года Москвы-2015", лауреат всероссийского конкурса "Учитель года-2015"
  • ГОСТИ

  • Талгат Таджуддин председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России
  • ГОСТИ

  • Вера Калгашкина председатель городского Совета ветеранов педагогического труда
  • ГОСТИ

  • Антонина Ефремова ветеран Великой Отечественной войны
  • ГОСТИ

  • Лариса Бибик заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой"
  • ГОСТИ

  • Сергей Филатов российский государственный, общественный и политический деятель, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ
  • ГОСТИ

  • Сергей Гиль начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации
  • ГОСТИ

  • Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
  • ГОСТИ

  • Виктор Ермаков член правления и президиума Российского Союза ветеранов Афганистана, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии, член центрального штаба Общероссийского народного фронта
  • ГОСТИ

  • Людмила Чурсина актриса театра и кино, народная артистка Советского Союза
  • ГОСТИ

  • Кирилл Кабанов председатель Национального антикоррупционного комитета
  • Показать еще
    Петра Павленского отправили на лечение Суд освободил художника из-под стражи и отправил его в психиатрический стационар
    42 секунды назад
    Глава Комитета Совета Федерации по международным делам: В России не ущемляются права ЛГБТ Обвинения иностранных коллег сенатор назвал политизированными
    вчера

    Четверть всего российского строительства приходится на столичный сектор! Я не знаю, где еще в мире есть такие перекосы

    Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России

    ГОСТИ

  • Александр Элинсон генеральный директор НИПК "Электрон", член Президиума Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
  • Самое страшное, когда люди хотят вернуться в прошлое, например, в СССР. Это значит, что они не видят будущего страны

    Леонид Млечин писатель-историк

    ГОСТИ

  • Екатерина Гуричева главный редактор издательства "РОСМЭН"
  • Марина Тараненко детский писатель
  • вчера
    В Басманном суде Москвы начинается заседание по делу "Седьмой студии" Суд решает вопрос продления ареста фигурантам
    вчера
    На Кубани определили размер курортного сбора В 2018 году он составит 10 рублей с человека за сутки отдыха в Краснодарском крае
    вчера
    Мексиканский город Веракрус и Каймановы острова С удивительным животным миром - черепахами, скатами, голубыми игуанами
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments